Oct 01, 2010 20:33
Как разучиться рисовать или «опять двойка».
Живопись, как вид искусства, возраст имеет весьма почтенный, и можно предположить, что отчасти, это обстоятельство подвигло некоторых, радикально настроенных мыслителей на сочинение разного рода некрологов, на тему ее кончины. И необходимо отметить, что подобному сочинительству уже больше ста лет, то есть это, своего рода уже многолетняя традиция.
Но, что удивительно, оказывается, что наш «больной» скорее жив, чем мертв, и речь надобно вести, на самом деле, о смерти определенного понимания предмета, об исчерпанности того или иного сложившегося представления о нем. Эта заупокойная месса происходит тогда, когда актуальная художественная практика превосходит те границы, которые отмерены искусству вообще и живописи в частности и весь ХХ век, тому яркий и показательный пример. Оказывается все дело в границах, а они становятся в последнее время все более зыбкими, умозрительными и в конце концов неразличимыми. И впору уже говорить не о расширении или снятии оных, но наоборот, о восстановлении и утверждении. Но на самом деле это безусловно химера, а речь надо вести о различении и понимании и в первую очередь о критериях, которые сегодня даже не вспоминаются.
В этом контексте, выставка молодых художников «От противного» является весьма важной, актуальной и необходимой. И это, к сожалению надо признать, не единственное обстоятельство.
Российский культурный ландшафт сегодня - это глубокая европейская провинция. Конечно, это следствие и чудовищной советской наследственности, и ущербности современного художественного образования, у которого те же корни, и отсутствие внятной культурной политики. Действительно, весь пласт мирового культурного и художественного наследия ХХ века в широком полноценном виде нашим соотечественникам недоступен. Даже овеянный мировой славой, Русский Авангард весьма слабо представлен в музеях, а в учебных программах только упоминается, и сущности его как бы и нет. Какие же усилия необходимы российскому таланту, дабы освоить весь этот богатейший материал, чтобы просто осознавать себя современным культурным деятелем, участником актуального художественного процесса, художником наконец?
Однако же это, к счастью все же происходит, и находятся те, кто выбирает этот, казалось бы безнадежный путь. Увы, этот выбор и эта работа, в искусстве еще ничего не гарантируют, но само радение и стяжание результатов на этом неблагодарном поприще уже достойны похвалы и понимания. Конечно, российская художественная школа весьма дотошно и кропотливо обучает своих неофитов академическому ремеслу и грамоте, но она совершенно несостоятельна в формальной (абстрактной) композиции, современных, уже в сложившихся художественных практиках (вся модернисткая традиция) и самое главное - в современной истории и теории искусств. А в ситуации постмодерна, такое положение дел просто катастрофично, так как плодит маргинальных промысловиков и усугубляет культурную обособленность и интеллектуальную деградацию.
И в этом смысле, многие участники выставки - это академические изгои, и если так можно выразится, удостоены звания INFANT TERRIBLE русского искусства. Потому что, чтобы начать понимать современное искусство, необходимо порвать с академическим прошлым и сделаться последним двоечником, разучиться рисовать и посмотреть на Академию совсем иным, отстраненным взглядом умудренного бастарда. Это - сродни известному граффити мятежного 68-го, - будьте реалистами, требуйте невозможного! Наверно это утопия, но кажется только с таких позиций можно действовать в сложившейся ситуации. А она такова, что современное русское искусство хиреет от отсутствия «новой крови», и даже биеннале молодого art contemporary не решает проблему. Это может быть еще один аргумент в пользу «От противного». Необходимо еще добавить, что сама выставка структурирована по тенденциям, уже сложившимся в современной художественной практике на московской сцене,- здесь разумеется и «Московский концептуализм», и трансавангард, и фотореализм, и отшумевший соц-арт и его американский дядюшка POP, и даже эклектичное наследие левого МОСХа. И это конечно свидетельство тому, что несмотря на все издержки, процесс освоения художественного наследия все же трудно, но идет. Хотя, скорей всего, этого уже наверное недостаточно, как воздух, необходима уникальная авторская позиция, при которой живопись становится средством, способом, языком выяснения отношений, когда все медиа равноправны, но не равны. И помимо глубокого знания архивов, всегда важно вопрошание, ведь именно с него начинается понимание. Что значит автор? Что такое искусство сегодня? Почему живопись? Что такое живопись здесь и сейчас?
И в этом смысле, ни в коем случае не следует рассматривать эту выставку, как вариант некоего молодежного ВДНХа, поскольку речь не идет о достижениях, речь идет о сегодняшнем российском художественном ландшафте, о его очень важной части, о той части, которая еще строится и формируется. И которая, на мой взгляд, еще может удивит всех нас и принесет удивительные плоды. Поэтому, надо бы сказать несколько по-другому, - будьте первопроходцами, идите «От противного»!
Ю.Ш.