Снег падает на кедры

Aug 29, 2005 21:00

Day of the Outlaw (1959)
dir. André de Toth

Вестерн обычно ассоциируется с выжженными солнцем равнинами, поэтому для многих может стать неожиданностью эта малоизвестная, но впечатляюще сделанная картина, действие которой разворачивается среди заснеженных просторов штата Вайоминг.

В маленький городок, стоящий у подножия гор, вторгается банда мародеров во главе с бывшим армейским капитаном Бруном (Берл Айвз). Скотовод Блейз Старретт (Роберт Райан), до этого конфликтовавший с местными фермерами, огораживавшими свои земли и тем самым сокращавшими пастбища для его скота, решает спасти поселок от разорения и его немногочисленных женщин от надругательства. Он предлагает бандитам, по следу которых уже скачут представители закона, вывести их через горную тропу, местнонахождение которой известно лишь ему одному. Брун, хотя и догадывается, что Старретт хочет заманить их в ловушку, соглашается с этим предложением, ибо знает, что он все равно умрет от неизлечимой раны, и в качестве последнего благородного жеста хочет избавить городок от неизбежного произвола своих сообщников. Противостояние этих двух сильных характеров и составляет основу драматургии фильма. Роберт Райан, которому в Голливуде часто доставались роли злодеев и фанатиков, был на самом деле интеллигентным актером с либеральными взглядами. И здесь ему отлично удается передать сложность и противоречивость своего персонажа, весьма далекого от стандартного, приглаженного образа типичного голливудского героя. Не менее харизматичен и Берл Айвз в роли Бруна. Зная, что Старретт добровольно отправляется навстречу верной смерти, Брун небрежно бросает своему сопернику: «Что ж, у каждого дурака есть свой резон».

Режиссер Андре де Тот, эмигрировавший в США из Европы после прихода нацистов, прославился в Голливуде своим бескомпромиссным и жестким стилем. Снимая вестерны, он отдавал предпочтение актеру Рэндолфу Скотту - из одиннадцати снятых им в Америке картин этого жанра, Скотт участвовал в шести. «День беззакония» стал последним вестерном де Тота, в котором, несмотря на отсутствие своего любимого актера, режиссер продемонстрировал свой полный контроль над всеми аспектами фильма. Пожалуй ни один другой вестерн, за исключением, может быть, «Большой тишины» Серджо Корбуччи, не использовал заснеженный ландшафт в столь депрессивном ключе. Де Тоту пришлось отстаивать перед продюсерами свое желание снять фильм черно-белым, ибо цвет, по его словам, привнес бы в картину абсолютно чуждую ей атмосферу теплоты и уюта. Режиссер заказал построить городок для съемок за три-четыре месяца до их начала, чтобы здания успели немного «постареть» ко времени работы над фильмом. И, конечно, он непременно хотел, чтобы снег был настоящим. Но во время возведения поселка в штате Орегон, строители проигнорировали указания режиссера в отношении ориентации по сторонам света, и непреклонный де Тот велел все перестроить.

Многие годы спустя, в беседе с Энтони Слайдом, автором книги «Де Тот о де Тоте» режиссер сказал, что его больше всего привлекла в фильме «странная ситуация, в которой группа преступников в бегах ... оказывается вместе с жителями поселка узниками белого безмолвия в далекой глуши». Поэтому неудивительно, что повторяющимся визуальным мотивом фильма в течение последних 20 минут стали огромные заснеженные склоны гор и холодное серое небо над ними, с маленькими, подобными муравьям, фигурками людей, упрямо движущихся навстречу гибели.

50_фильмов, кино

Previous post Next post
Up