В коммерсантовском разделе "Видео"
появился Антон Носик в майке, рекламирующей книгу "Владимир Владимирович", который рассказал аудитории сайта о социальных сетях:
На этой неделе мой телефон разрывается от звонков коллег. Из разных газет и радиостанций. "Как вы прокомментируете новость о том, что Microsoft собрался купить Facebook?", "А вы слышали, что латышские инвесторы покупают 30 процентов отднокласнников?", "А новую социальную сеть от Yahoo! не видели?".
Неожиданно, нашим деловым изданиям стало ужасно интересно, все что происходит на рынке социальных сетей. На местном и заграничном. Кто-то в восторге: "Вот он, завтрашний новый Интернет, новая эра!". С другой стороны спрашивают: "А это не пузырь?". Ведь социальные сети в основном не зарабатывают никаких денег. По существу, про социальные сети можно сказать вот что: на самом деле, в них нет ничего новомодного. Созданием таких социальных сетей пионеры веба занимались еще 12 лет назад. Были попытки создавать социальные сети на базе порталов, каталогов, сервисных сайтов, интернет-провайдеров и даже новостных агентств.
Просто они не имели успеха. А деньги в них вкладывались ничуть не меньшие чем в развитие поиска, почты и новостных сайтов. Сегодняшние соцсети отличаются от прежних только одним - они работают. Они удовлетворяют нужду всех пользователей Интернета в общении, в интеракции с себе подобными. Социальные сети растут навстречу людям. Только поэтому ими сегодня пользуются сотни миллионов человек (по-моему - меньше. - Синодов) и поэтому же к ним сейчас огромный интерес и у Microsoft, и у Yahoo!, и у Google и у News Corp. А если кому-то интересно, куда развитие этих сетей двинется дальше, то рекомендую присмотреться внимательно к тем вещам, которыми сейчас занимается Брэд Фитцпатрик, создатель "Живого журнала", который теперь работает в Google. Его исследование социальных графов - очень внятная программа развития. А через полтора месяца она еще и реализовываться начнет. Вот тогда и посмотрим.
Ко всему вышесказанному могу добавить следующее. Кто-то из дизайнеров сказал, что "реальность - слово для тех, у кого отсутсвует воображение". Точно также и социальные сети и то, что это круто, является откровением лишь для тех, кто не видел бесконечной шелухи новостей про Myspace, генерировавшихся в прошлом году западными лентами информагентств. Если "более трендовым" оказался бы Second Life, мы сейчас наблюдали бум universum games, результаты вложения в которые, с учетом меньшего размера нашего рынка, скорее всего оказались бы катастрофическими для инвесторов.
Как обычно, для большинства участников интернет-рынка, основной проблемой с социальными сетями является не то, непонятно что с ними делать - по прежнему понятно, что и как надо внедрять, чтобы пользователям было удобно. На одно лишь клонирование всех полезных функций в разных социальных сетях надо потратить еще не один год человеко-труда.
Проблемы у владельцев социальных сетей совсем другие: какой следующий локомотив привлечет кучу народа в Интернет, и что надо сделать, чтобы оказаться владельцем этого локомотива, а не то, как разложить граф Фитцпатрика на план действий.