Говорят, что через рекламу можно понять, чем живет народ той или иной страны, что его больше всего волнует. В случае в центральноафриканской республикой это не так. Попробуем разобраться на примерах.
1. Плакат рассказывает о существовании миссии евросоюза для обучения военных ЦАРа (EUTM RCA). На деле военные инструкторы из Франции, Португалии, Грузии и других стран-членов НАТО просто находятся в стране и занимаются своими делами (главным образом сбором информации), изредка проводя теоритические занятия по военному делу курсантам вновь образуемой царской армии.
БМП на фото (кажется ISUZU?) стоит на границе между мусульманским и христианскими районами в столице Банги.
2. Плакат о предстояшем футбольном турнире, организованном скандально известной российской компанией LOBAYE INVEST, что разрабатывает здесь полезные ископаемые. Для отвлечения местных от этой темы, фирма устраивает футбольные матчи, конкурсы красоты, запустила FM радиостанцию и т.д. Плакат оформлен с мотивами российского флага:
3. Плакат, где фоном служит национальный флаг ЦАРа, устроен синдикатом водителей такси и маршруток. Довольно дезкий дизайн ибо использовать так явно национальный флаг в рекламных целях запрещено в большинстве стран. Но в ЦАРе нет законодательства касательно рекламной деятельности, поэтому можно воротить что хочешь. С другой стороны, этот синдикат является серьезной политической силой в стране. Общественного государственного транспорта давно нет (все автобусы, подаренные международными организациями несщадно убиты африканским похуизмом на техобслуживание). Функцию общественного транспорта выполняют несколько сотен самоорганизованных частных водил, которые эксплуатируют умирающие легковые Ниссаны 80-х годов выпуска и микроавтобусы Toyota Hiace и Hyundai H100 не менее лохматых годов. В случае каких то значительных конфликтов с полицией или резкого повышения цен на топливо, синдикат объявляет забастовку и в столице наступает жопа транспортный коллапс, никто не может добраться до работы и все дороги парализованы горящими покрышками в знак протеста.
Этот плакат недвусмысленно обращает внимание правительства на политическую важность этого синдиката. Он гласит: ЦАР - это я, ты и мы!
4. Политический плакат с нынешним презедентом ЦАР, где он клянется, что вот уже 2 года он вкалывает на благо страны и мира. Следующие выборы не за горами и он готовит почву. Этот плакат - самый часто встречающийся в городе, бюджет-то государственный, жалеть денег нельзя во имя своего будущего. На самом деле у президента дела идут неважно, народ его не любит. За время его правления ничего не изменилось к лучшему в стране. Называют его вором. Также многочисленные политические партии не довольны им. Кстати, сегодня он находится в Москве, с визитом к главе МИДа Лаврову. Возможно, это связано с
предстоящей отправкой 30 российских военных для участия в миссии ООН в ЦАР. Хотя, по слухам, царский премьер тоже очень просился в поездку в Петербург за счет частной российской компании, в чем ему было дозволено.
5. Реклама местного конкурса красоты. Конкурсы красоты в стране проводятся редко и организуются частными компаниями. Мне кажется, основная беда с ними в том, что не из кого выбирать, местные девушки совсем не славятся красотой. Последний раз, в ноябре 2018 года, конкурс оплатила российская компания LOBAYE INVEST (официально под патронажем посольства РФ).
Фото с последнего этапа отборочного конкурса:
6. Реклама Air France. До недавнего времени единственный авиаперевозчик из ЦАР в Европу. Считаю, что реально он в рекламе не нуждается, самолеты каждый вторник и пятницу заполнены до отказа при цене билета 1300-1600 долларов за эконом.
Раньше висел плакат с белокожей девушкой, но его повредили, теперь повесили более "правильный" вариант:
7. Социальная реклама за безопасность дорожного движения, оплаченная за счет миссии ООН. В стране нет ни одного работающего светофора, половина водил без номеров, без прав и страховок, ездят как бог на душу положит. Про правила движения тупо не слышали. Много ДТП с участием мотоциклов и пешеходов.
8. Социальная реклама в защиту детства. Реальная проблема. Большинство родителей не могут оплатить школу и дети не получают никакого образования, работают по дому и болтаются по улицам. На билборде написано - "Я хочу к доске!"
Плакат оплачен UNICEF, но кому до него дело? Самая доступная школа стоит около 150 долларов в год, где в классах по 60-80 человек без учебников слушают на слух материал. ЕГЭ (тут его называют БАК) сразу сдают около 20 процентов учеников, другие остаются на 2-3-4-5-й год и не получают сертификата о среднем образовании никогда либо за взятку 200 долларов.
9. Реклама местного провайдера сотовой связи о том, что в ЦАР приходит инновационная технология 3G+. К слову, в ЦАР самый дорогой интернет в мире. Выделенных линий нет, только через 3G. Но и то не всегда, а когда дают городское электричество (около 30% процентов времени, в зависимости от района) или когда горючка в генераторе внизу каждой вышки не спиздили кончилась.
Большинство населения все еще пользуется кнопочными китайскими телефонами с ёмкими аккумуляторами. Таков стандарт.
10. Творчески симпатичная реклама компании SUCAF, производящей пакетированный сахар на экспорт. Не понимаю, зачем ей выставлять такое непосредственно в стране, ведь никто сахар в фасовке 5г. или 1 кг. не покупает, только белые. Местные скидываются и покупают мешок 50кг на весь жилой квартал, либо насыпью в мелкую розницу. Сахар - предмет роскоши в стране.
Как видно, большинство реклам очень убогие по исполнению, кроме Air France и сахарной компании. Остальные сверстаны на коленке, на пиратском софте и без претензии на коммерческую действенность. Большинство реклам в столице несут социальный характер и опубликованы больше с целью освоить выделенный кем-то бюджет, чем донести до зрителя идею. Качество на последнем месте.
А вам, какая реклама больше понравилась?