Меня часто спрашивают, как обстоят дела между соседями - Республикой Гаити и Доминиканской республикой. Наконец, я собрал все мысли в кучу и ниже вот, что я думаю:
Скажу сразу, между государствами отношения звенят натянутой струной. Виной тому, как всегда, исторически сложившиеся взаимные территориальные претензии, осложненные разными жестокими поступками, совершенными обеими сторонами.
Небольшой экскурс в историю (только основные вехи):
Некогда, еще в доколумбовые времена, остров Эспаньола (Гаити) не был разделен на государства, его населяли индейцы-араваки, прибывшие сюда еще 5 тыс. лет ранее со стороны материка, где сейчас находится Венесуэла. Остров был заселен лишь частично.
С приходом Колумба в 1492 году, Испания сначала активно занялась колонизацией, устройством сахарных плантаций на востоке, в зоне теперешней Доминиканы, но позже перенесла свои интересы на Южную Америку, где было найдено серебро и золото.
В тоже время Франция основала небольшую колонию на западе, где сейчас республика Гаити, и стала ее активно развивать, вкладывая средства на ввоз рабов из Африки и обустройством табачных и тростниковых плантаций, постепенно захватывая всю западную часть. В какой-то момент французская часть стала самой богатой европейской колонией в Новом Свете, и она продолжала разрастаться к востоку, пока не натолкнулась на Испанские владения.
Одновременно Испания стала терять свое могущество в Европе, последовал экономический кризис, чувствовалось, что Эспаньолу под контролем не удержать. Франция ввела немного войск для поддержания порядка среди увеличивающего поголовья рабов, что окончательно заставило Испанию уступить полностью весь остров в пользу Франции.
Однако последовали восстания рабов, которых стало так много, что они легко "закидали шапками" жалкие 15 тысяч французских солдат, ослабленных тропическими болезнями и рассредоточенных на внезапно большой территории Эспаньолы. в 1804 году Франция окончательно оставила Эспаньолу, хозяевами стали черные рабы. Они тут же стали разорять устроенные плантации, убивать оставшихся европейцев и гнобить испанских переселенцев со свойственной им африканской жестокостью.
Оставшиеся в живых испанские переселенцы обратились к Испании с просьбой вновь установить метрополию на восточной части, что и было сделано, но не надолго, к 1821 черные рабы вновь захватили испанские (доминиканские) земли и принялись терроризировать население с утроенной силой, что продолжалось 22 года.
В 19 веке миграция иностранцев на Эспаньолу в поисках лучшей жизни привела к образованию нескольких групп иммигрантов, среди которых наиболее многочисленны - евреи с острова Кюрасао, жители Канарских островов, ливанцы, палестинцы, кубинцы,пуэрториканцы, немцы и итальянцы, австрийские евреи, японцы и еще большее количество испанцев.
Причем большинство иммигрантов и инвесторов предпочитало переехать в более гостеприимную и миролюбивую доминиканскую часть острова, где они быстро смешались с потомками индейцев и испанцев, что привело к тому, что люди имеют светлый оттенок кожи в сегодняшней Доминикане.
Гаити же (французская часть) со стороны представлялась африканским обществом, говорящим по-креольски, состоящим из бывших рабов и враждебным к иностранцам, что отпугивало переселенцев и обусловило доминирование чернокожих людей.
Начало 19 века ознаменовалось политической нестабильностью в обеих странах, избранные президенты, дорвавшись до власти, открыто грабили свои страны, что вызывало недовольство, государственные перевороты и революции. Так, между 1843 и 1915 годами на Гаити из двадцати двух президентов двадцать один был либо убит, либо смещен с поста, тогда как в Доминиканской Республике с 1844 по 1930год сменились 50 президентов, в том числе революционным путем, за это время в стране произошло 30 революций.
Нестабильность в обеих частях острова прекратилась с приходом к власти двух наиболее зловещих фигур в истории Латинской Америки: Рафаэля Трухильо и Франсуа «Папа Док» Дювалье. Эти диктаторы правили каждый своей страной десятилетиями, жестоко присекая любые попытки себя свергнуть. У Дювалье для этого имелась специальная полиция "тон-тон макуты" для тайных кровавых операций против своих внутренних противников, а у Трухильо - собственные
эскадроны смерти.
Экономики двух стран базировались на какао, табаке, кофе и сахарных плантациях. Однако разница в развитии обусловлена в погодных и ландщафтных различиях: доминиканская (восточная) часть острова получает больше осадков, что способствует более быстрым темпам роста растительности. Границей между странами служит высокий горный хребет, который задерживает дожди с востока. При этом реки, берущие начало в этих горах, текут в основном на восток, в доминиканскую часть острова.
При одинаковых начальных условиях на острове основным источником энергии для приготовления пищи служил древесный уголь, изготавливаемый из натуральных ресурсов. Вырубка лесов приобрела огромные масштабы на обеих частях острова, что приводило к истреблению естественных лесов и в купе с постепенно увеличивающимся населением вело к уничтожению почвенных слоев в результате эрозии на землях.
Правители стран вели разную политику в отношении окружающей среды. Очередной доминиканский правитель Хоакин Балагер, который сменил Трухилио, продолжил развивать промышленную экономику страны, одновременно вводя жесткие экологические законы, которые приостановили варварское истребление лесов. Также он принял судьбоносное решение о масштабном импорте пропана и сжиженного газа, что решило проблему топлива и дало возможность сохранить леса, которые сейчас занимают 28 процентов территории Доминиканы.
В тоже время гаитянский последователь Франсуа Дювалье - его сын Жан-Клод "Бэби Док" Дювалье не сторонился созидательной политики и продолжил дело отца по разграблению природных ресурсов, в т.ч. и лесов, которых осталось на земле республики Гаити менее 1%.
Граница между странами с высоты гугловского полета прекрасно иллюстрирует ситуацию с растительностью в Гаити и Доминикане:
Жители Гаити из-за бедности вынуждены оставаться зависимыми от использования древесного угля и ускорили истребление своих последних оставшихся лесов. Более того, истребив запасы в Гаити, сделав почву непригодной для сельского хозяйства, гаитяне тихой сапой просачиваются в приграничные районы доминиканской стороны, устраивают там свои огородики, шаманят древесный уголь и всячески пытаются извлечь для себя выгоду.
Доминиканцам, ясное дело, такая интервенция ни к чему. Поэтому они вырабатывают меры по защите своей государственности.
В годы правления диктатора Трухильо вопрос был решен в духе 1937 года (вернее, это как раз и случилось 2 октября 1937 года - чувствуете параллель?) Ночью специальные эскадроны смерти Рафаэля Трухильо подкрались к незаконным гаитянским поселениям вдоль приграничной реки Дахабон и устроили
"петрушечную" резню. Почему петрушечную? Нет, они не убивали гаитян петрушкой, они работали старым поверенным способом - рубили головы с помощью мачете, но предварительно попросив жертву произнести слово «perejil» (исп. петрушка). Вследствие особенностей произношения франко-креолоязычные гаитяне произносят в нём «л» вместо «р» во втором слоге (как это делают доминиканцы). Лишь единицы филологов-гаитян выжили в те дни, счет жертв "петрушечной" ночи теряется в цифрах - 20-30 тысяч гаитян. Среди коренных доминиканцев также есть представители негроидной расы - потомки рабов, ввезенных испанцами, поэтому и был устроен экзамен испанской фонетики.
В наши дни ситуация разрешается более цивилизованным способом. Недавно, Доминикана ужесточила визовый режим для гаитян.
Если раньше требовалось 200 долларов и паспорт и гаитянцу автоматом давали визу на год, то теперь Доминикана требует полный пакет документов, типа как на Шенген. Уже более миллиона гаитян нелегально работают в Доминикане.
В ответ, гаитяне на своей территории остановили одну доминиканскую фуру недалеко от границы с Доминиканой, раграбили товары и сожгли то, что не смогли утащить. В ответ доминиканцы, на своей территории, тупо перегородили дорогу от границы вглубь страны, блокировав тем единственный путь миграции товаров между странами. Куча бизнесменов несут огромные убытки, поднимаются цены на продукты в магазинах, но дорога по прежнему заблокирована, хотя граница официально работает.
В общем, у доминиканцев образ гаитянина связан со временем беспощадной гаитянской оккупации, нелегальных трудовых мигрантов, преступности и вражды. Именно поэтому Доминиканское правительство, несмотря на тяжелый экономический кризис, имеет и содержит свои вооруженные силы, где главную роль играют пограничные войска. В то же время, Гаити упразднило свою армию, не имея экономической возможности ее содержать. Многие доминиканцы рассматривают Гаити как часть Африки и взирают на гаитян свысока.
Гаитяне, в свою очередь, не любят доминиканцев за то, что те не подпускают их к своим ресурсам, заставляя выживать на выжженом солнцем разоренном многолетней эксплуатацией перенаселённом клочке суши. Всегда с гордостью вспоминают о 22 годах гаитянской оккупации Доминиканы, выставляя это поводом считать весь остров своей законной территорией.
В тоже время. гаитяне любят доминиканок. Так, среди богатых гаитян считается престижным выписать себе светлокожую невесту из Доминиканы, которой уготована судьба сидеть в золотой клетке дома, ведь спокойно пройти по улице она не сможет, любой гаитянин будет считать своим долгом припугнуть ее физической расправой в отместку за расовые притеснения гаитян в Доминикане.
Что можно сказать о будущем Гаити? Являясь самой бедной и одной из самых перенаселенных стран Нового Света, Гаити тем не менее становится еще беднее и населеннее, со скоростью прироста населения около 3 процентов в год. Несмотря на наличие залежей нефти и газа, страна не в состоянии организовать собственную добычу. Внешних инвесторов пугает мощная коррупция и политическая нестабильность, которые в любую минуту могут испепелить любые вложения.
Даже если рассчитывать на внешний мир, на правительственную помощь зарубежных стран,инициативы неправительственных организаций или частных лиц, у Гаити нет возможности эффективно использовать иностранную помощь. Например, Агентство международного развития вкладывало деньги в Гаити семь раз, столько же раз оно вкладывало деньги и в Доминиканскую Республику, но в Гаити это не принесло плодов, в стране слишком мало людей и организаций, способных рационально использовать оказанную помощь. Все разворовывается на лету. Гаитяне живут одним днем и совершенно не думают о будущем. Им остается одно - жить с протянутой рукой и зависеть от международного сообщества.
А как вам со стороны видится будущее этого острова невезения?
При написании поста использовалась глава 11 из очень толстой, но интересной книги
Джареда Даймонда «Коллапс: почему одни общества выживают, а другие умирают.»