Как видите, шум вокруг многострадальной «Авроры» не утихает.
Посему решился написать - чтобы хоть вам, дорогие френды, были известны кое-какие подробности…
Дело в том, что «Аврора» - корабль мне не чужой: году в 1922-23 на нём служил мой дед по отцу, а летом 1985 мы с женой проходили практику на заводе им.Жданова (теперь, как и до 1948 г. - «Северная верфь»), поэтому то, что делали с крейсером, я видел своими глазами.
Ну, начнем, благословясь…
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">"Был в 2011 году в Питере и специально приехал на набережную, где стоит Аврора: впечатление было такое, что крейсер стоит на притопленном постаменте"
" проще построить новый, но использовать часть корпуса и оборудования от старой «Авроры»."
"не было никакого холостого выстрела, на боевых кораблях, тогда, холостые снаряды не держали. Просто пьяная матросня промахнулась по «Зимнему». Коммунистам было как то про это не интересно упоминать, вот и придумали красивую легенду про холостой выстрел."
" высказывающиеся за восстановление этого корыта без боевой биографии,кроме холостого выстрела,сигнализирующим о начале гибели великого народа,либо мечтатели дилетанты,либо ворьё в предвкушеннии большого куша.Знающие люди понимают,что ремонт обойдется дорже постройки 3-5 современных кораблей"
" Это явная провокация. От прежней Авроры после капремонта осталась только надстройка. Днище же предназначено не для плавания, а для постоянной стоянки на бетонном основании. Нынешнее предложение - это явный способ избавиться от Авроры в центре города. Скорее всего ее просто хотят в Невской губе потопить, чтобы потом разрезать на металлолом."
"Настоящая «Аврора» ещё при коммунистах списана и уже канула на кладбище.Если сейчас Полтавченко и Шойгу спасут символ города, то честь им и хвала!"
" «вернуть в плавание»-что вы чушь-то пишете, родные? У Авроры давно дна нет, на бетонном основании стоит после последнего ремонта. Вы хоть немножко матчасть изучите, прежде чем заметки строчить. Веллера начитались, «Гонец из Пизы»?"
" Бред. В 80-е годы Аврору основательно «реконструировали». Заменили днище (с учётом постоянной стоянки), убрали котлы и двигатели. Теперь кроме как памятником быть не может. Сумма востановления окажется колоссальной. А для чего? Туристов по финскому заливу катать?"
" С конца девяностых годов прошлого века, Аврора - не корабль, а макет в натуральную величину. В этом макете нет корабельного трюма, кингстонов и вообще присущих проекту корабельных систем… Задачей переоборудования того времени было не сохранение корабля для потомков, а удешевление содержания.. Там бетон давно вместо корабельной стали.. Сверху - видимость корабля, а чуть пониже - объект-новодел, к флоту не имеющий отношения."
" mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">Корабль без вины виноватый, ставший по чужой воле символом предательства в разгар страшной мировой войны, прощения не заслужил, но заслужил забвение. Похоронить его и забыть. Но так сейчас не будет. И остов бывшего боевого корабля, как и труп Ленина так и будет разменной монетой текущей политики, так и будут таскать их за собой как игрушку на веревочке. Но рано или поздно все кончается…"
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">Как видите, большинство крикунов- мудозвонов поминают «бетонный корпус», «бетонный постамент», «отрезанное днище», «первозданный вид»… Поэтому, ежели вы от кого услышите подобное мнение - плюньте в бесстыжие зенки, ибо дурак, и вырвите гнусный язык.
Откуда все эти мнения пошли? Отвечаю - по двум причинам. Нет, начать надо не отсюда… а, скорее, с начала аврорьей биографии. Так вот, крейсер был далеко не самый удачный. В своей жизни он подвергался множеству ремонтов и перевооружений (да, сразу же предупреждение: тот, кто здесь вякнет что-либо о «пьяной революционной матросне», «крейсере революции», «бегстве с Цусимского сражения» или иную подобную гадость, будет забанен мгновенно и навсегда, и никакие извинения приниматься не будут. Уяснили?).
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">Так вот, первоначальное вооружение «Авроры» составляли 8 (восемь!) шестидюймовых (152-мм) пушек Канэ, раздельно-патронного (как тогда говорили, сейчас употребляют термин «раздельно-гильзового») заряжания, плюс двадцать четыре 75-мм пушки Канэ (противоминный калибр), плюс 37-мм пушки Гочкиса, плюс две десантные пушки Барановского. Заметим, что орудия главного калибра вообще не имели щитов - по причине самой обычной строительной перегрузки (эта болезнь не изжита в нашем флоте до сих пор). В 1904 году, когда «Аврору» включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, в Кронштадте специалистами Обуховского завода были установлены стальные трапецеидальные щиты толщиной в 1” (25,4 мм) - кроме второй пары орудий (не доказано, но весьма вероятно). Щиты были не такие, как сейчас! (Об этом ниже)
После русско-японской войны, во время ремонта 1908-1909 года число шестидюймовок увеличили до 10 (заменили 75-мм в р-не 101 шпангоута).
Следующее перевооружение предприняли зимой 1914-15 года, когда заодно перевооружали однотипную «Диану» (шестидюймовки «Дианы» заменили на 130-мм, а с «Авроры» сняли 16 из 20 75-мм орудий (все 10 с батарейной и 6 с верхней палубы), а четыре «диановских» шестидюймовки установили.
"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">Таким образом, четырнадцать шестидюймовок «Аврора» несла только с весны 1915 г.
"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">(Вот - шестидюймовка с корабельным щитом! И - обратите внимание на медную обшивку днища!)
Далее. Всякая мелочь типа зениток Лендера и пулеметов в данном посте не рассматривается - их то ставили, то снимали (информация имеется, просто жалко места и времени).
"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">Следующий крупный ремонт «Аврора» проходила с сентября 1916 г. - заменялись главные машины, второе дно, нижние листы главных водонепроницаемых переборок, переставлялись на новые места орудия главного калибра (во простые времена были! Командир предложил, начальство согласилось, завод сделал…). Да, и станки орудий также были переделаны (увеличился угол возвышения орудий - и, следовательно, дальность стрельбы).
Ну, дальше там революция, Гражданская война… и долговременное хранение в Кронштадте. Осенью 1918 года крейсер разоружили. Десять шестидюймовок отправили в Астрахань для вооружения четырех несамоходных плавбатарей, а также береговых укреплений. (выглядеть плавбатареи могли примерно так:
Здесь, правда, показана баржа со 130-мм - возможно, с «Дианы»… Но общий смысл такой!)
Потом началось возрождение Флота. Читайте Леонида Соболева - там довольно точно описано: «Комсомол, на флот!», «Наверх же, по солнечным реям!» и т.д. Вот и дед мой там соучаствовал…
В 1923 году «Аврора» получила 10 130-мм орудий, а вот якоря пришлось добывать водолазам - с потопленного в 1919 г. английскими торпедными катерами крейсера «Олег».
До середины тридцатых «Аврора» очень интенсивно использовалась в качестве учебного корабля. Комиссия 1933 года сделала вывод о необходимости большого капитального ремонта - требовали замены котлы, динамомашины, электропроводка, дейдвудная труба средней машины (далее следовало бы привести очень длинный список!)
Ремонтировать капитально было дорого, да и некогда. Весной 1935 г. крейсер покинул завод (машины отремонтировали, а вот котлы оставили прежние - поскольку решили использовать корабль в качестве несамоходной учебной базы). Кстати, именно с 1935 переделали якорное устройство - стали якоря убираться в клюз, по-человечески…
"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">Затем - война. И «Аврору» опять разоружили (июль 1941 - девять орудий составили батарею «А» - от Дудергофа до Киевского шоссе, а десятое попало на бронепоезд «Балтиец» (в ноябре 1941, это отдельная интереснейшая тема!). Батарея «А» вела бои с 6 по 13 сентября 1941 г., находясь уже практически в окружении…
Крейсер же отстаивался в Ораниенбауме, с двумя пушчонками (76 и 45 мм) и командой из 30 человек. В конце концов, его положили на грунт - и так и пребывал он полузатопленным до июля 1944. Там его подняли и стали думать, а как бы его переделать в несамоходную плавбазу для нахимовцев? Думали-думали… додумались! (Попутно его ещё использовали в съёмках фильма «Крейсер «Варяг» - поставили четвертую (фальшивую) трубу, покрасили в белый цвет…)
А вот теперь - внимание! Именно в тот период и было выполнено внутреннее бетонирование корпуса в целях обеспечения его водонепроницаемости.
Дело в том (слушайте, слушайте и внимайте!), что «Аврора» была одним из последних кораблей русского флота, имевших медную наружную обшивку. Делалось это для предотвращения обрастания, поскольку даже корпус, окрашенный так называемыми патентованными красками, за год обрастал до неприемлемого уровня…
Для «Авроры» была принята т.н. английская система обшивки- между нами говоря, неудачная (ещё так же зашивались «Диана», «Паллада», «Ослябя» и «Пересвет»).
Вот чертеж.
А это - крупно; как вы можете лицезреть, четырехдюймовые тиковые брусья привинчивались к стальному корпусу латунными болтами - насквозь, гайку видите? Головка болта утапливалась в дерево и замазывалась цементом. Поверх дерева прокладывалась смолёная бумага, а дальше медными гвоздиками прибивались медные же листы.
Вот, посмотрите - это болт (самый что ни на есть подлинный!) и гвоздики…
(Похвастаюсь - у меня дома маааленький такой музей, где хранятся кусочки от разных пароходов. Не от одного и не от двух)
А теперь посчитайте, сколько дырок было просверлено в стальном корпусе под болты, если на 1 кв.м их приходилось 12-15 шт.?
Так или иначе, было принято решение покрыть корпус изнутри до высоты примерно 1 м над ватерлинией слоем железобетона толщиной 50-90 мм (арматура из прутков 6-8 мм), общей массой около 450 т. (Руководил этой работой Вадим Дмитриевич Мацкевич, впоследствии профессор, зав.кафедрой технологии судостроения ЛКИ… Замечательнейший дядька! Я у него учился… Умер он не очень-то и давно, на 95 году жизни).
Зато корабль облегчили почти на тысячу тонн, снямши оставшиеся котлы, главные бортовые машины, все три винта, кронштейны бортовых валов и сами бортовые валы и ещё много чего.
Вот - опять о вооружении: стали искать пушки Канэ. Искали, искали… В арсеналах, на фортах… Нашли. Но - одиннадцать были на береговых станках и с береговыми щитами, а три - на морских станках… и вообще без щитов. Чертежей морских щитов не было, даже в ЦВМ архиве не обнаружили (архив ещё только разбирал фонды после войны), короче, плюнули - сделали все одинаковые - береговые.
Вот, почувствуйте разницу!
(Это щит берегового образца... Внизу снимка видно крепление к берегу - как видите, корабль на плаву, а не на каком-то там постаменте! И ещё: вот вам бросается в глаза шов между новодельной частью и подлинной? Мне - нет! На старой "Авроре" в районе переменной ватерлинии были приколочены листы кровельной жести, помазанные ядовито-зеленой краской...)
...а это - морского!)
С 1961 г. нахимовцев оттуда выселили, а крейсер стал музеем. Качество экспозиции оценивать не берусь, потому что политикой не занимаюсь, а разбор исторических фальсификаций опять-таки занял бы слишком много времени и места (см.библиографию).
И так и дожил до 80-х гг. С ноября 1980 по май 1981 на корабле работала комиссия, назначенная приказом Главкома ВМФ С.Г.Горшкова за № 0232 от 29 октября 1980 г. Комиссия установила, что «в силу естественного коррозионного износа, а также многочисленных боевых повреждений существенно снижены непотопляемость и прочность крейсера» и поэтому он нуждается в проведении восстановительного ремонта капитального характера. Не располагая достаточно полными данными о состоянии корпусных конструкций, комиссия предложила три варианта дальнейшего сохранения корпуса:
1. Создание по всей длине корабля внешней железобетонной оболочки толщиной порядка 100-120 мм, дублирующей наружную обшивку корпуса по днищу и бортам на высоту до 1 м выше ватерлинии. (А внутри - подкрепить железобетонными балками набора! О-о-о…)
2. Установка под корпусом корабля полностью погруженного в воду железобетонного понтона докового типа, поддерживающего корабль на плаву.
(Вот так:
3. Размещение корабля на стационарном подводном постаменте, представляющем собой замкнутое оградительное сооружение, заполненное песком и бетоном.
(Теперь понятно, откуда ноги у крикунов растут?)
После этого стали опять думать и исследовать… И в 1984 г. Совет Министров СССР принял постановление о выполнении восстановительных работ на крейсере в целях сохранения его как памятника Великой Октябрьской социалистической революции (ну, ещё при Советской власти дело было!) Решили делать «Аврору» на 1917 г.
Вот картинки:
Теперь по поводу подлинного корпуса - за тридцать пять лет бетонная обшивка начала отслаиваться, и стальной корпус и внутри и снаружи был поражен сплошной язвенной коррозией на глубину до 7 мм (при построечной толщине листов обшивки 12,7).
Именно поэтому подводную часть и заменили на нормальную стальную (если нам не соврали - применивши сталь 10ХСНД) - при этом сохранив фигурные литые бронзовые штевни и раму пера руля. Теперь толщина обшивки подводной части составляет 30-35 мм (это много!).
А от каких-либо постаментов (как плавучих, так и стационарных) решили отказаться.
Да, про перо руля: на замечательной модели из ЦВММ оно показано так:
И, когда завод "Огонек" начал штамповать пластмассовую "Аврору" на Элеровских пресс-формах, перо руля выглядело аналогично. Тем не менее - на самом деле оно было также зашито медным листом! Уж поверьте очевидцу...
Вот здесь - правильно...
Когда мы проходили практику на заводе, надводная часть, разделенная на четыре блока, стояла в корпусном цехе, броневая (карапасная) палуба выложена по листам возле передаточного дока (и каждый броневой лист пронумерован!), штевни отрезаны и лежат возле (естественно, я не устоял и пролез сквозь дырку носового торпедного аппарата), а подводную часть заглушили торцевыми переборками - как раз уводить собирались.
Здесь штевни ещё не отрезаны...
(тут следовало бы рассказать о забавных казусах - как на заводе ждали приезда Зайкова (помните, кто это был?), покрасили пол в цехе суриком, а мне дали косу и отправили скосить траву вдоль цеха… Скосил, косу попортил, потому что в траве много железяк лежало, а Зайков и не приехал… Как одного из наших студентов держали на корпусе, чтобы убирал срезаемое ненужное железо, (ну, знаете же, как к практикантам относятся!), а он, решив освоить газосварку, потихоньку стаскивал железо в уголок и сварил некое подобие противотанкового ежа, которое не пролезало ни в одну дверь. Как пролетарии этого ежа обнаружили и что практиканту сказали. И как он резал всё обратно…)
Вот этот кусочек с двумя заклёпками отрезан мною собственноручно (и мне газорезкой побаловаться удалось!)
Теперь ещё раз по поводу шума. Да, многое восстановили, скажем так, странно. Почему матросский кубрик учинили в шпилевом отделении? Почему радиорубку сделали совсем не там? Таких «почему» наберется много, очень много. И шумели тогда, и в газеты писали.. Причём кто писал-то! Л.Л.Поленов, капитан 1 ранга и сын командира «Авроры» Л.А.Поленова. Инженер и историк флота, блестящий знаток Р.Мельников (после чего вылетел с должности руководителя группы истории судостроения ЦНИИ им. Крылова), В.В.Конецкий… Все эти умные и хорошие люди протестовали против принятого проекта «реставрации». Тем не менее - что сделано, то сделано. И счастье, что успели до угара перестройки! То, что было сделано тогда, сделали добротно (даже тиковый настил верхней палубы -
вместо соснового 20-х гг.).
Подумать страшно, что бы стало с крейсером, застрянь он в заводе до 90-х. Вот тогда бы могло восторжествовать мнение мудозвонов-либералов-антисоветчиков, и порезали бы как не фиг делать.
И теперь я всё же очень опасаюсь , когда Шойгу даёт задание «восстановить в первоначальном виде». Ну в каком-таком первоначальном? Проектном? На Цусиму? На 1908? 1914? Кто сейчас сделает котлы Бельвиля-Долголенко и паровую машину тройного расширения?
Допустим, сделают. И кто будет уголь кидать? Да, в конце концов, не в этом дело. Сейчас абсолютно другие нормы безопасности - по непотопляемости, по пожаротушению, по навигационным системам… Вы «Аврору» с радиолокатором представляете? Короче, никак не выйдет «первоначальный»… выйдет гадкий новодел ещё хуже. Так-то вот!
Что читать?
1.Л.Л.Поленов «Крейсер «Аврора» Л., Судостроение, 1987 (серия «Замечательные корабли»
2.Л.Л.Поленов «Аврора». Тайны столетней истории» «Нордмед-Издат», СПб, 1998
3. В.Н.Буров, В.Е.Юхнин «Крейсер «Аврора». Памятник истории отечественного кораблестроения». Лениздат, 1987.
4. Периодика, преимущественно, ленинградская, 1984-1987.