Забавно, но прошлый год прошел у меня под знаком Субмарины - и посмотрел кой-чего, и литература всё попадалась соответствующая… А в конце октября с подачи уважаемого Periskop совершил вылазку в Музей подводных сил им. Маринеско. (И если не выложил раньше - вот,
исправляюсь!)
(Вот здесь перископий репортаж:
http://periskop.livejournal.com/948186.html)
Да, сразу же предупреждение: у Перископа состоялось нашествие общечеловеков, вот такое:
http://periskop.livejournal.com/948406.html Там даже мой дальний родственничек отметился... Так вот, он (Перископ) добрый, а я - нет. Поэтому ежели кто выразит в любой форме сожаление по поводу потопления «Густлова» или сомнение в правомерности называния музея именем Маринеско, или проявит себя ещё каким-нибудь либерастическим образом на эту тему, будет мгновенно и беспощадно забанен навсегда.
А впечатления такие: сам музей небольшой, находится в первом этаже жилого дома, где некогда было почтовое отделение, но очень хороший. Великое множество моделей, причём включая такие, каких практически не представлено в ЦВММ, особенно интересны ранние лодки - начала ХХ в и периода Первой Мировой… Кроме того, масса фотографий, предметов обмундирования, а также всяческого лодочного железа - приборов (можно щёлкать тумблерами и поворачивать выключатели!), оружия - торпедный аппарат, торпеды, перископ американский - тоже начала прошлого века, бронзовый, и поворачивается не привычными рукоятками, а червячной передачей!
Когда просмотрел отснятое, понял, что надо бы ещё разок туда выбраться. Потому что в этот раз сделал упор на модели, а надо бы и документы…
Короче, смотрите.
«Касатка» в разрезе.
«Окунь» - однотипный с «Касаткой».
«Осетр» (бывший «Протектор»). История его покупки весьма и весьма занимательна… И - обратите внимание на катки под днищем!
«Сом»
Невезучий «Дельфин» (см.братскую могилу на Смоленском кладбище…)
Вот - лодка Карла Андреевича Шильдера, в нашей литературе гордо именуемая «первым в мире подводным ракетоносцем» (что, в общем-то, соответствует истине. Прикольно - ракетоносец с, по сути, весельным приводом... Сидели внутри мужички и качали взад-вперед гребки на манер утиных лап). Про Шильдера можно много рассказывать, интереснейший был дядька. А лучше найдите И.Быховского, «Рассказы о русских кораблестроителях» и прочтите сами…
Ещё интереснейшие образцы первых лодок. Длинная зеленая - это Александровский. Увлекся человек идеей, забросил на фиг свой бизнес ( а был он преуспевающим фотографом, имел модное фотоателье), потратил очень много лет и очень много денег… и умер нищим и больным. Грустно.
А позади неё - первая лодка Стефана Карловича Джевецкого. Нет, про Джевецкого надо писать отдельный длинный пост - настолько колоритен сей персонаж, вполне себе жюльверновский. Поляк по национальности, француз по воспитанию, русский патриот (одно дело «Весты» чего стоит!) - и космополит, больше половины жизни проведший в любимой Франции. Бескорыстный изобретатель - и хитрый прагматик-инженер, который своего не упустит. Тонкий льстец, когда надо (см. эпизод испытания его лодки в Гатчине, перед царской четой). Эстет, коллекционер произведений искусства. Как всё это сочеталось в одном человеке? (Читать про него того же Быховского «Корабельных дел мастера» и мемуары академика Крылова, который с Джевецким очень дружил).
Так вот, здесь в витрине - его первая лодка, на которой он чуть не погиб (в августе 1878, на рейде Одессы). Возжелав пронырнуть под паровой яхтой «Эреклик» - и зацепившись… а воздуха в лодке на двадцать минут!
(Может быть, про Джевецкого когда-нибудь напишу, уж больно хорош!)
Третья лодка Джевецкого (строилась серийно - аж пятьдесят штук! Жаль, что пользы - ноль…)
Лэйковский «Аллигатор» (типа «Кайман»). Охтинская верфь, год 1911.
Подводный минный заградитель «Краб».
Знаменитые «Барсы»…
«Карп». Крупповский. Однотипный с печально известной «Камбалой», о которой я уже писал.
«Акула» Бубнова. Это уже лодка дальнего действия.
«Минога» (читать Колбасьева «Туман»!)
Немецкая U-26.
«Св.Георгий», построенный в Италии по нашему заказу и совершивший беспримерный переход на Север…
Голландовский «Нарвал» (это уже 1915 год!)
Английская Е-19, самая результативная лодка на Балтике в Первую Мировую войну. Взорвана экипажем в Свеаборге в апреле 1918.
АГ-26. Тоже Голланд. Весьма, кстати, удачный проект! Эти лодки повоевали на Чёрном море ещё и в Отечественную.
Первенцы советского подводного кораблестроения - тип «Д». («Д-2» и сейчас стоит в Гавани, в качестве музея. Как-нибудь выложу.) Как видите, они несколько различаются - учились на опыте, набивая синяки и шишки.
«Малютки». Строились несколькими сериями, тоже весьма различающимися. Имели, пожалуй, единственный плюс - мобильность, то есть относительную лёгкость переброски по железной дороге.
«Щ». Не менее известные «Щуки»…
А это - эстонец! Построенный фирмой Виккерс-Армстронг в Барроу, «Лембит» достался нам вместе со всей Прибалтикой (читайте Матиясевича «По морским дорогам» - он этим «Лембитом» командовал!). Сейчас независимые эстонцы его очень берегут и им гордятся… И правильно! Да, ещё пикантная подробность - во время Гражданской войны злые англичане захватили в Финском заливе два эсминца - «Спартак» и «Автроил». Гадкие интервенты передали их не белым, а эстонцам, те назвали их по своему (как-то совершенно непроизносимо, сейчас не вспомню!), а потом загнали в Перу… А вот на полученные денежки заказали тем же англичанам две лодки - «Лембит» и «Калев».
«С-13». Без комментариев. Смотрите сами.
Подводный минный заградитель «Л-3».
Прекрасная «Катюша».
А это - англичанка! В 1944 г. четыре лодки одолжили нам англичане, вместе с линкором «Ройял Соверен». Всё же английский стиль ни с чем не спутаешь…
Немецкие рыбки. У подводников свои традиции!
Без комментариев.
Далее - послевоенные:
611
Наиболее популярная - 613
633 (последняя из двадцати построенных, 633РВ, всё ещё стоит в Южной бухте Севастополя!)
641. Все Подводные Силы Украины относятся к этому типу! ;)
Ракетные чудеса (первые попытки):
644
651
665
А вот и супостаты! Но «Наутилус» красив… ИМХО.
И наши:
629
Классика и основа - 667А.
Торпедная атомная 671.
Как сказано в начале, кроме моделей там ещё много чего; например, один из залов отделяется вот таким люком.
Есть там и множество прибористики , причём тумблерами можно щёлкать. Короче, у кого есть пацаны - вести туда всенепременнейше. Полезно.
А это - компас с U-250, той самой... (Слышали, полагаю, историю с изучением акустической торпеды Т-5 «Цаункениг»?)
А вот это торпеда образца более чем столетней давности, лесснеровского завода…
И - такая вот траурная доска:
Короче говоря, всем и всяко советую. Очень-очень интересное заведение.
С мнением Перископа по поводу «глухого транспортного угла» можно бы и поспорить - кому как: например, из мест моего обитания прямо до музея ходит 30-я маршрутка! Но, конечно, Кондратьевский проспект - не центральная магистраль!