Турция удивительная страна!
Было время, когда я воспринимала Турцию, только как место, куда едут пакетные туристы. И только попав в Стамбул поняла, что это невероятное чудо, которое было у меня много лет под фактически под носом (от Одессы рукой подать). А я игнорировала такими чудесами!
Одно из чудес современного Стамбула - Мармарай. Это подводный железнодорожный тоннель под проливом Босфор, построенный для соединения европейской и азиатской части Стамбула.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9328/15265275.a/0_8b6d0_f5a86402_orig.jpg)
Мы прокатились на поезде под Босфором, чтобы посмотреть на это сооружение изнутри.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9932/15265275.a/0_8b6d1_9c61010a_orig.jpg)
Открыт тоннель был только в октябре прошлого года.
3.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9150/15265275.9/0_8b6c6_1f26869d_orig.jpg)
4.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9322/15265275.9/0_8b6cc_7e36e4e7_orig.jpg)
Название Мармарай (Marmaray) получилось от объединения турецкого слова «Marmara», что означает Мраморное море и слова «ray», что означает рельс.
Не нужно воспринимать все буквально, здесь нет мрамора и позолоты, которые можно было бы ожидать в оформлении такого тоннеля в восточной стране. Наоборот - все очень скромно, но функционально. Главное здесь не понты, а то, что этот тоннель наконец-то соединил две железные дороги и ее европейскую часть с азиатской.
5.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9150/15265275.a/0_8b6d2_818dd0e8_orig.jpg)
6.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9265/15265275.9/0_8b6ca_b39f3df1_orig.jpg)
7.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9760/15265275.9/0_8b6c7_4b9d54d8_orig.jpg)
Идея построить такой тоннель пришла в голову султану Османской империи Абдул-Меджиду еще в XIX веке (чувак был известным реформатором в годы правления с 1839-1861). В итоге построить его удалось только в начале 21 века :) Благодаря японским технологиям и инновациям. Турки хотели построить самый глубокий подводный тоннель в мире, а японцы их все-таки обскакали (Мармарай является вторым в мире после японского тоннеля Сэйкан). Самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности залива
8.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9820/15265275.9/0_8b6c8_b233534c_orig.jpg)
Строительство этого сооружения было грандиозным по масштабам и используемым технологиям. Секции тоннеля сначала строили на суше, а потом с помощью плавучих платформ и кранов затапливали под Босфором.
9.
10.
Билет стоит 1 доллар, купить его можно за нал или по карте вот в таких терминалах при входе
11.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5014/15265275.9/0_8b6c9_4a445656_orig.jpg)
12.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9895/15265275.9/0_8b6cb_6e3e01ff_orig.jpg)
Внутри все довольно скромно.
13.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9760/15265275.a/0_8b6ce_cfb87686_orig.jpg)
14.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9895/15265275.a/0_8b6cf_92dd4b30_orig.jpg)
15.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5014/15265275.a/0_8b6d3_11a6d0a7_orig.jpg)
16.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9895/15265275.a/0_8b6d4_33f06504_orig.jpg)
17.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9829/15265275.a/0_8b6d5_42ed9078_orig.jpg)
Рельсы абсолютно обыкновенные - это не метро. Здесь будут ходить простые электрички. Перрон, кстати, рассчитан на длинные составы.
18.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9895/15265275.a/0_8b6d6_abee640a_orig.jpg)
Разметка на турецком языке, но по логике все понятно.
стрелки, указывающие на Выход из станции
19.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9162/15265275.a/0_8b6d7_25f398b5_orig.jpg)
Стрелки при входе в вагон (и выходе из него)
20.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9760/15265275.a/0_8b6d9_a45fcbaa_orig.jpg)
21.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9760/15265275.a/0_8b6dc_bc2fe40e_orig.jpg)
Собственно внутренности вагонов
22.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9812/15265275.a/0_8b6da_13ba6d4_orig.jpg)
23.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9162/15265275.a/0_8b6db_d6c338e8_orig.jpg)
24.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9820/15265275.a/0_8b6dd_6439aa38_orig.jpg)
25.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9820/15265275.a/0_8b6de_808d4235_orig.jpg)
26.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9758/15265275.a/0_8b6df_1d09da7c_orig.jpg)
P. S.
Строительство тоннеля началось в 2004 году и обошлось c учётом подъездных путей, соединения с сетью существующих автодорог и инфраструктуры в 5 млрд долларов!