Кундера о христианских святых и профессиональных спортсменах

Nov 08, 2008 20:50

В "Вальсе на прощание" Кундера проводит забавную аналогию между христианскими святыми и современными спортсменами.



- Вы совсем не понимаете святых, барыш­ня. Это были люди, бесконечно привязанные к наслаждениям жизни, но достигавшие их иными путями. Как вы думаете, что является высшим наслаждением для человека? Вы можете пред­полагать что угодно, но все равно не дойдете до истины, ибо вы не достаточно искренни. Это не упрек, ибо для искренности необходимо само­познание, а для самопознания - время. Но мо­жет ли быть искренной девушка, которая так излучает молодость, как вы? Она не может быть искренной, поскольку не познала себя самое. Но если бы познала себя, она должна была бы со­гласиться со мной, что наивысшее наслаждение для человека - это быть предметом восхище­ния. Вы так не думаете?

Ольга ответила, что знает лучшие наслаждения.

- Нет, едва ли, - сказал Бертлеф. - Возь­мите, например, вашего бегуна, которого знает здесь каждый ребенок, того, что выиграл три олимпиады подряд. Вы считаете, он отрекался от жизни? А ведь он, несомненно, вместо бесед, любви и пиршеств должен был без устали бе-

132

гать вокруг спортивной площадки. Его трени­ровки были очень похожи на то, чем занимались наши великие святые. Святой Макарий Алек­сандрийский, когда жил в пустыне, системати­чески наполнял корзину песком, взваливал ее на спину и затем долгими днями ходил с ней по бескрайним просторам до полного изнеможе­ния. Но, вероятно, для вашего бегуна, как и для Макария Александрийского, существовало ка­кое-то величайшее вознаграждение, которое на­много превышало всяческую надсаду. Представ­ляете ли вы, что такое слышать овации огром­ного олимпийского амфитеатра? Нет большей радости! Святой Макарий прекрасно знал, по­чему он носит на спине корзину с песком. Слава о его рекордных путях-дорогах по пустыне вско­ре облетела весь христианский мир. А святой Макарий был сродни вашему бегуну. Этот тоже сперва одержал победу в забеге на пять тысяч метров, потом на десять тысяч, а уж когда даль­ше дело не пошло, поставил рекорд в марафоне. Жажда всеобщего восхищения неутолима. Свя­той Макарий неузнанным явился в Табеннскую обитель и попросил принять его в члены общи­ны. Когда пришло время сорокадневного поста, настал его звездный час. Если все постились сидя, он все сорок дней простоял! Это был три­умф, какой вам и не снится! А вспомните свя­того Симеона Столпника! Он выстроил в пустыне столп, на котором была маленькая площадочка. На ней нельзя было сидеть - только стоять. И он стоял там всю жизнь, и весь христианский мир восхищался этим невероятным рекордом,

133

которым человек как бы перешагивает грани­цы человеческих возможностей. Святой Симеон Столпник - это Гагарин третьего столетия. Мо­жете ли вы представить себе блаженство, пере­полнившее Геновефу Парижскую, когда она ус­лышала от галльских купцов, что святой Симе­он Столпник знает о ней и благословляет ее со своего столпа? А почему, думаете, он стремился поставить рекорд? Уж не потому ли, что жизнь и люди для него ничего не значили? Не будьте наивной! Отцы церкви очень хорошо знали, что святой Симеон Столпник честолюбец, и подвер­гли его испытанию. От имени духовных властей приказали ему слезть со столпа и перестать со­стязаться. Это был удар для святого Симеона Столпника! Но он был настолько мудр или хи­тер, что послушался. Отцы церкви не возражали против его рекордов, они хотели лишь удосто­вериться, что его тщеславие не превышает его послушания. И увидев, с какой печалью он сле­зает со столпа, тотчас повелели ему вернуться наверх, так что святой Симеон получил право умереть на своем столпе под сенью всеобщей любви и восхищения.

Ольга внимательно слушала, а при послед­них словах рассмеялась.

- Эта невероятная жажда всеобщего восхи­щения вовсе не смешна, а трогательна. Тот, кто жаждет быть предметом восхищения, льнет к людям, чувствует себя связанным с ними, не может жить без них. Святой Симеон Столпник один-одинешенек на одном квадратном метре столпа. И все-таки он со всем миром!

Вывод, однако, парадоксальный: вместо того чтобы распространить на святых снисходительно-презрительное отношение, которым пользуются профессиональные спортсмены (наряду с представителями других профессий предполагающих торговлю своим телом) автор, кажется, распространяет на спортсменов отношение, которым традиционно пользуются святые.

литература

Previous post Next post
Up