Арфа Джона Игана, или откуда есть-пошла современная леверсная арфа.
Собственно, текст этот как-то неожиданно поднасобрался в процессе написания предисловия к нотному сборнику
В полном объеме он туда естественно, не попал, поскольку в таком случае предисловие грозило стать объемнее самого сборника. С другой стороны, материал любпытный :-)
Могу даже сказать, что именно некоторые, изложенные ниже факты заставляют меня менее зло относиться к тем, кто называет леверсную нейлоновострунную арфу "ирландской" (в отличие от термина "кельтская", который я вообще не люблю). В каком-то смысле это...
Но не будем забегать вперед.
Итак, Ирландия, 1792 год. Белфаст. Белфастское Harpers Society под руководством Джеймса МакДонелла организует Белфастский арфовый фестиваль, главной целью которого постулировалось сохранение традиционной арфовой музыки.
Традиция погибала. Не враз и не вдруг, как хотелось некогда скажем, лорду Кромвелю или королеве Елизавете, издавшей, в частности, предписание о том, что арфистов следует вешать, а их инструменты - разбивать. В сложные и тяжелые времена традиция продолала жить и существовать, дошли до нас и имена известных арфистов, Лайонса, О'Кейна, Кэролана. Но вот теперь, к концу 18-го века, когда, наконец, возникла сама идея того, что к традиции можно проявлять интерес, что ее нужно сохранять, ситуация вплотную приблизилась к катастрофической.
Несмотря на то, что сам факт проведения фестиваля широко освещался, и что всем, кто будет участвовать в нем были обещаны богатые призы и подарки, на призыв откикнулось всего десять человек - девять мужчин и одна женщина, Роуз Муни. Самого старшему из них, Денису Хемпсону было 94 года, самому молодому, Уильяму Кэру - 15. Помимо 10 ирландскх арфистов на празднике присутствовал один арфист из Уэльса. На какой арфе он играл, я сказать не могу, судя по времени это скорее всего уже был валлийский триппл.
Что же касается остальных участников, то в описаниях часто отмечаютcя особенно длинные и кривые ногти Хемпсона и его особенная техника игры. Означает ли это, что другие арфисты играли подушечками пальцев в приближенной к современной им академической манере - вопрос более чем спорный и мне надо кое-что уточнить перед тем, как я смогу ответить на него однозначно.
Строго говоря, фестиваль в Белфасте был не первым событием такого рода. Известно о проведении фестивалей арфистов в 1730-годах в Лимерике, в Гранарде - 1781 год ( семеро арфистов принимали в нем участие, собственно, многие из них, если не все приняли участие и в фестивале 1792 года). Отличительной особенностью года 92-го, как я же сказала, был не сам факт события, а то, что именно на нем была предпринята попытка записи музыки, которую исполняли участники. Эта непростая задча была поручена 19-и летнему на тот момент органисту Эдварду Бантингу, который затем издал записаные мелодии (1796г) а позже проводил обширные исследования народной музыки и арфовой традиции, результатами которых стали еще два сборника в 1809 и 1840-х годах.
Но вся эта история имеет к моему рассказу весьма косвенное отношение, точнее, она помогает представить себе тот временной, творческий контекст, который потребовал появления нового, но "легендарного" инструмента.
В первой половине 19-го века, в Дублине жил и работал арфовый мастер по имени Джон Иган. Главным товаром его мастерской были современные ему педальные single-action арфочки (друзья мои, простите, я постоянно забываю русский термин, речь идет о том, что педаль имела всего два положения (арфа Надермана) а не три как в только появившихся более совершенных французских арфах Эрара). Кроме того, Иган сотрудничал с тем самым Белфастским арфовым сообществом, о котором я упоминала в самом начале этого текста, и члены данного сообщества всячески поощряли эксперименты Игана с созданием небольших арф с бронзовыми струнами в духе древних ирландских инструментов. Но большую известность мастеру принесли его маленькие арфы с жильными струнами, а особенно модификация 1819-го года, та самая, которую мы знаем как "Portable Harp" ("Портативная, переносная арфа":-) ). Итак, что же получилось у Игана?
Click to view
Если бы вы увидели эту арфу где-то на современных фотографиях, вряд ли у вас возникли бы вопросы о ее принадлежности к семейству "нео-кельтских" арф - дизайн такого типа сейчас весьма распространен (не говоря уже о прямом копировании) . Но в те далекие времена это была почти революция. Корпус и колковая рама были практически такими же, как и у современных им педальных арфочек, собственно, и параметры натяжения и расстояния жильных струн были рассчитаны на арфиста, владеющего техникой игры на педальной арфе. Но вот изящно изогнутая, словно лебединая шея колонна (вместо прямой, как на классике) придавала арфе невероятно изысканный, необычный вид и являлась прямой отсылкой к гнутым колоннам древних ирландских арф. Арфы были раскрашены в синий зеленый или черный цвета, и расписаны маленькими золотыми трилистниками (символ Ирландии) Кроме всего прочего, арфы Игана были весьма легки и компактны, количество струн в среднем достигала 32-х (две октавы вниз от "До" первой октавы), что так же приближено к современному стандарту "неокельтской" арфы.
Теперь - самый хитрый вопрос - о леверсах. На дворе, как-никак 19-й век, романтическая эпоха и эпоха Романтизма, в том числе и в музыке. В таких условиях салонный инструмент (а позиционировался он Иганом скорее как легкая переносная альтернатива педальной арфе, нежели как полностью самостоятельный инструмент) просто не может оставаться диатоническим - ему нечего будет играть. Иган предложил два решения этой проблемы. На ранних арфах Игана (до 1819 года) под струнами устанавливается что-то вроде современных "лезвий" (см, например, мой текст о леверсах), проворачивая которые мы поднимаем высоту струны на пол-тона. Не самый удобный вариант, хотя использующийся до сих пор. В 1819 году Иган представляет окончательный вариант как "Portable Harp". На колонне этой переносной арфы, внизу, вы можете увидеть ряд кнопок - семь, если быть точным. Эти кнопки работают по принципу single-action педалей. Тяги проходят внутри колонны и с помощью вилочкового механизма изменяют высоту струн. Знаете, у меня как-то плохо укладывается в голове, как можно провести тяги внутри достаточно узкой изогнутой колонны, но у Игана это получилось.
Известно, что Иган создал около 2000 "переносных арф" (правда, не знаю, входят ли в это число все модели, или только оснащенные кнопочным механизмом) и в 1822 году даже снискал титул "поставщика его Королевского Величества". Это действительно был удачный инструмент, легкий с красивым звуком. Кроме того, в самой Ирландии он оказался чрезвычайно плотно связан с национал-романтическим движением в музыке и литературе (думаю, достаточно упомянуть хотя бы сэра Томаса Мура, аккомпанрующего себе на игановской арфе при исполнении знаменитейших "Ирландских мелодий".) Тем не менее, игановской арфе так и не суждено было получить мировую известность. По своим музыкальным возможностям она все же уступала даже повсеместно распостраненным надермановским арфам ( поскольку хроматика переключается педалью, руки игрока свободны...ну, дальше вы знаете), не говоря уже о том, что по Европе уже начала свое победное шествие педальная арфа современного типа.
Впрочем, Иган был не единственным человеком, проводившим эксперименты с маленькой не-педальной арфой. Но об этом как-нибудь в другой раз.
.
При работе над текстом были использованы следующие источники:
http://wirestrungharp.com/harps/historic_harps.htmlhttp://www.law-guy.com/dummygod/Entries/S45738.htmhttp://www.earlygaelicharp.info/history/http://www.scribd.com/doc/17116742/The-Irish-Harphttp://www.libraryireland.com/articles/IrishHarpersBelfast1792/1.phphttp://www.nytimes.com/2009/08/10/nyregion/10harp.html?_r=1При использовании материалов статьи искренне прошу ссылаться на меня :-). Ну и конечно дополнения, замечания и комментарии приветствуются
Многие из фотографий, использованных в тексте взяты отсюда
http://www.flickr.com/photos/lorcanotway/3816520412/in/photostream/. Там же далее, по фотоссылкам вы можете проследить волнующую историю создания реплики игановской арфы и поподробнее рассмотреть, как устроен прототип.