Занимаясь всякими разными арфовыми делами, мне довелось, пока заочно, познакомиться с потрясающим, талантливым исследователем, доктором
Хелен Лоулор из Технологического Института Дандалка. Научная работа Хелен посвящена самому свежему периоду в истории арфы в Ирландии: от начала 20-го до начала 21-го века. Одна из ее самых интересных статей, созданная при активной поддержке близкому сердцам многих русских кельтскоарфистов Cairde na Cruite посвящена глобальному ответу на важный и интересный вопрос: а кто все-таки играет на арфе в Ирландии вот прямо сейчас? Кто они - наши арфовые современники в терминах пола, возраста и музыкальных пристрастий?
С прямого разрешения Хелен и издательства SONUS (SONUS gives permission to publish it) я начинаю публикацию черновой версии перевода этой важнейшей статьи. Замечания и комментарии приветствуются, при цитировании и перепечатки статьи ссылки на Хелен (Lawlor, Helen (2012) Perspectives on Irish Harping, 2012. Sonus, 33 (1). pp. 33-50), меня и на этот журнал обязательны.
Перспективы искусства игры на арфе в Ирландии, 2012:
др. Хелен Лоулор, Технологический Институт Дандалка (Dundalk Institute of Technology) - часть 1
Опрос, посвященный ирландской арфе, был проведен по инициативе автора и сообщества Cairde na Cruite при поддержке Технологического Института Дандалка[1]. Целью данного опроса являлся сбор информации по поводу социологических переменных, описывающих сообщество играющих на арфе в современной Ирландии. Лист переменных включал в себя пол, возраст, географическое положение, образование, имена учителей, количество лет, проведенных за инструментом, методики преподавания и обучения, умение играть на еще каком-либо инструменте, участие в фестивалях, тип используемой арфы, стиль исполняемой музыки, ситуации, в которых происходят выступления, уровень профессионализма. В статье представлены результаты анализа текущего состояния традиции игры на арфе в Ирландии, опирающиеся на предыдущие исследования и на данные, полученные в процессе опроса [2].
Автор статьи курировала данный опрос, будучи участником оргкомитета и секретарем организации арфистов “Cairde na Cruite”. Сообщество Cairde na Cruite (“Друзья арфы”) было основано в 1961 году для продвижения ирландской арфы и существует до сих пор. Деятельность сообщества включает в себя ежегодный международный фестиваль арфы, концерты, публикации музыкальных произведений и сборников, помощь в аренде арфы и содействие преподавателям[3].
Толчком к созданию опросник послужил рост числа арфистов и возможностей для игры на арфе в Ирландии; была предпринята попытка собрать прежде не структурированные данные, относящиеся к различным видам деятельности, стилей и контекстов исполнения существующих на сегодняшний день. Результаты опроса представляют интерес как в научном плане, так и для музыкантов. Оригинальный опросник и графическое представление результатов размещены на странице Cairde na Cruite
http://www.cairdenacruite.com/pdf/news/CensusGraphs.pdf .
Опросник был разослан преподавателям арфы и арфистам по всей стране. Распространение через преподавателей доказало свою эффективность, так как именно они имеют самый лучший доступ к арфистам всех социальных и возрастных категорий.
Инструмент, о котором идет речь, как правило содержит 34 струны (жильные, нейлоновые или карбоновые струны) и является полухроматическим, оснащенным полу-тоновыми леерами над каждой струной. Арфа опирается на правое плечо, при этом правая рука играет на высоких струнах, а левая - на басовых. Такие арфы иногда именуют “нео-ирландскими. Сравнительное инструментоведческое исследование инструмента представлено в работе “Ирландская арфа” Дж. Риммер[4]. Исследование истории инструмент а проводились такими авторами как К. Молони, Г. Йейтс, С. Ланье и автором данной статьи, а так же многими другими исследователями[5].
продолжение следует
Примечания
1. Автор благодарит Центр исследований в области музыки (Ionad Taighde Ceoil) Технологического Института Дандалка за поддержку при проведении данного исследования.
2. См., например, Helen Lawlor, Contemporary Irish Harping (PhD Dissertation, University College Dublin, 2010) and Helen Lawlor, It Is New Strung: Irish Harping 1900-2010 (Dublin: Four Courts Press, 2012) (в печати (по состоянию на 2015 год вышла и успешно продается, прим пер.)).
3. Подробнее см. :
http://www.cairdenacruite.com/about.html4. Joan Rimmer, The Irish Harp 3rd Edition (Dublin: Mercier Press 1984).
5. Colette Moloney, The Irish Music Manuscripts of Edward Bunting (1773-1843) (Dublin: Irish Traditional Music Archive, 2000); Gráinne Yeats, Féile Na gCruitirí, Béal Feirste 1792 (Dublin: Gael Linn, 1980); S. C. Lanier, „“It Is New-Strung and Shan't Be Heard”: Nationalism and Memory in the Irish Harp Tradition, British Journal of Ethnomusicology 8 (1999); Helen Lawlor, см прим. 2