Сегодня в России в широкий прокат выходит фильм "Гонка", во всём мире известный, как Rush (к переводу названия мы ещё вернёмся). Это байопик Рона Ховарда, в центре сюжета которого - перипетии легендарного сезона Формулы 1 1976 года и противостоянии Ники Лауды и Джеймса Ханта. Разумеется, я не мог пройти мимо такого события, тем более, что следил за новостями о производстве ленты, а сам фильм посмотрел ещё неделю назад, на российской премьере.
Click to view
Особо стоит отметить, что фильм должен быть интересен далеко не только поклонникам автоспорта, и никакой особой подготовки зрителя не требует. О чём, в частности, свидетельствует и третье место в США после первой недели проката (в лидерах, прости господи, "Фрикадельки...2"), а ведь для американской публики Формула 1 - сплошная терра инкогнита. Однако я, разумеется, смотрел на фильм глазами человека заинтересованного, ибо хорошо знаю историю Ф1 тех лет. Если бы не это, то, конечно, многих нестыковок я бы просто не заметил. Но и ловить их специально я тоже не собирался - всё же у кинематографа и драматургии свои законы, и жизнь их соблюдает далеко не всегда.
Делая на это скидку, я всё же ждал от фильма очень многого. Бюджетом в $38 млн сейчас, конечно, никого не удивишь, но очень уж уважительно, дотошно и, я бы сказал, бережно подошёл к съёмкам Рон Ховард, уговаривая владельцев оригинальных машин тех лет предоставить их для съёмок (бесплатно!), вместо того, чтобы, как это сейчас принято, нарисовать всё на компьютере, или же консультируясь с одним из главных героев фильма, Ники Лаудой. Да и странно было бы ждать от Ховарда слабой работы, ведь он на байопиках собаку съел - "Аполлон-13", "Игры разума", "Нокдаун", "Фрост против Никсона"... А первый его фильм я посмотрел ещё в начале 90-х - это была "Обратная тяга" (часто фигурирует под названиями "Встречная тяга" и "Огненный вихрь"). Я был им немало впечатлён, и, как выяснилось тогда же, не только я: говорят, после его выхода на экраны в США резко увеличилось число желающих стать пожарными. Вот примерно этого, только в контексте интереса к автоспорту, я и ждал от нового творения Ховарда...
В целом Ховард не разочаровал. Снято всё отлично, операторская работа блестяща, атмосфера тех лет воссоздана ве-ли-ко-леп-но, и лучшей рекомендацией может служить тот факт, что во время российского премьерного показа зал дважды (!) начинал аплодировать происходящему прямо по ходу фильма. Меня это, честно говоря, несколько раздражало, но нельзя не признать, что такое возможно только тогда, когда режиссёр добивается определённого эмоционального взаимодействия с залом. Причём, во втором случае люди хлопали развязке, что лишний раз подтвердило, что подавляющая часть присутствовавших с историей Формулы 1 не знакома. Я им даже немного завидовал, потому что, разумеется, с самого начала знал, чем всё закончится.
Что касается технической части, то без компьютерной графики, конечно, не обошлось (не могли же создатели разбивать исторические машины, а без аварий, в силу сюжета, снять фильм было невозможно), но ни она, ни реплики оригинальных машин (их было построено пять штук) из общей картины не выбивались. Нет, "графичность" бьющихся в слоу-моушн машин заметна, но не более, чем в любом другом фильме с эпичными авариями. Что же касается ключевой аварии фильма, то съёмки её проходили на оригинальном (!!!) месте катастрофы на Нюрбургринге, и итоговая сцена по сути представляет собой покадровое воспроизведение исторической хроники, только в несоизмеримо более высоком качестве... После такого, знаете ли, хочешь-не хочешь, а начинаешь режиссёра уважать.
Но главным достоинством фильма лично я считаю кастинг. Для обычного кино это, может быть, и не сверхзадача, но для байопика - критически важно. Мы ведь знаем, как выглядели те или иные герои, как себя вели, и так далее. И без определённого соответствия тут погружения в реальность не добьёшься. Так вот, сказать, что в Rush с этим всё в порядке - ничего не сказать. Взять хотя бы того же Лауду, или, точнее, исполнителя этой роли Дэниэля Брюля. Все мы его видели в "Бесславных ублюдках" Тарантино, некоторые - в "Гуд бай, Ленин". Но я даже представить себе не мог, что он сыграет Ники. Однако когда я впервые увидел кадры со съёмок с ним, я был просто поражён - это же сам Лауда! Тут я перестану быть голословным, и начну подкреплять слова доказательствами. Вот, смотрите:
Я, впрочем, затрудняюсь определить, что тут сыграло ключевую роль: кастинг, грим или игра актёра. Но так или иначе, Брюль стал украшением фильма, его главным аргументом, и заодно, как я надеюсь - основным претендентом на получение "Оскара". Потому что его игра была великолепна. После фильма я хорошо понимал, почему
Джеки Стюарт сказал "этот парень был похож на Лауду больше, чем сам Лауда".
Что касается Криса Хемсворта, сыгравшего Джеймса Ханта, то тут я как раз никаких откровений не ждал. За последнее время я видел два фильма с ним, "Тор" и "Белоснежка и охотник", и в обоих он смотрелся, так скажем, посредственно. Тем не менее, нельзя не отметить два факта. Первый: Хемсворт действительно похож на Ханта (хотя, конечно, если бы Хант был таким высоким и накачаным, он бы не влез в машину).
Второй: пока это лучшая роль Хемсворта, которую я видел. Отчасти ему помогло то, что образ, который он воплощал на экране, в общем-то идентичен его же образам Тора и охотника. А может быть, это даже и не образ.
Скрупулёзность кастинга характерна и для второстепенных героев. Так, Александра Мария Лара удивительно похожа на жену Лауды, Марлен, которую она играла:
![](http://www.historyvshollywood.com/reelfaces/rush/alxmr.jpg)
А появление в кадре Оливии Уайлд в роли жены Ханта, Сьюзи Миллер, мне казалось недоразумением, пока я не посмотрел на настоящую Миллер:
![](http://www.historyvshollywood.com/reelfaces/rush/lvwld.jpg)
Великолепно воспроизведены и практически все остальные исторические герои: Клей Регаццони, Энцо Феррари, лорд Хескет, Стирлинг Мосс (кстати, то, что интервьюер Ханта в кадре - именно Мосс, я узнал только после фильма от более внимательных коллег - в кадре это никак не акцентируется).
Бочка дёгтя
Но если внешне историческая действительность воспроизводилась просто с феноменальной точностью, то внутренний мир героев, к сожалению, пострадал достаточно сильно. И виноват в этом лишь один человек - сценарист фильма Питер Морган. Я писал пару лет назад в своём отзыве на "Обитаемый остров" Бондарчука, что не понимаю, за что получали деньги сценаристы, если всё, что хорошо - взято из книги, а всё, что не из книги - плохо. Я очень удивлён, но, к сожалению, вынужден это повторить и в случае Rush. Только вместо книги Морган конкурировал с объективной реальностью. Конечно, масштабы проблемы тут не столь велики, но принципиально ситуация аналогична.
Проблема в том, что персонажи получились откровенно картонными. Да, Хант, действительно, был редким раздолбаем, а Лауда - расчётливым профессионалом, но зачем же доводить эти их качества до карикатурности? Лауда тоже любил веселиться и выпивать, и разница между ним и Хантом состояла лишь в том, что он делал это после, а не до гонки. Да и не могло быть иначе в те времена, когда смерть следовала буквально попятам за паддоком... Столь же "правдивы" и сцены, в которых Лауда начинает советовать инженерам, что именно им нужно переделать и какие сплавы использовать, чтобы добиться лучших результатов (кстати, на этот момент в фильме обиделись реальные инженеры, работавшие в те годы с Лаудой).
Понятно, что написать историю про таких персонажей проще. Два героя, противоположности во всём, которые с юных лет ненавидят друг друга, но один постоянно становится на пути другого - сколько уже раз мы про это слышали, даже придумывать ничего не надо. Но жизнь куда интереснее творения Моргана, потому что в действительности Лауда и Хант были друзьями. Ненавидеть друг друга им это, впрочем, не мешало, но - только на трассе. И даже там они никогда не переходили рамки корректной борьбы. А после гонок они вместе шли отмечать победы.
Одно только это, согласитесь, полностью разрушает выстроенную сценаристом сюжетную линию. Но отличий гораздо, гораздо, гораздо больше. И если какие-то из них можно проигнорировать, как несущественные, другие, напротив, чрезвычайно важны для формирования образа героев. Так, в фильме рассказывается о том, как Лауда и Хант конкурировали в Формуле 3 (что соответствует действительности), но потом Лауда "вдруг" оказывается в Формуле 1, купив место в команде BRM благодаря кредиту, взятому им в банке. На самом деле Лауда брал кредит, но ради того, чтобы попасть в March Формулы 2. И вот там, увидев его результаты, его и пригласили в "старшую" команду March Формулы 1. Потом он действительно взял ещё один кредит, чтобы попасть в BRM, но только к этому моменту он уже два года был гонщиком Формулы 1, и, следовательно, этот факт никак не мог сыграть ту "мотивационную" роль для Ханта и его команды, о которой говорится в фильме. Собссно, чтобы хотеть попасть в Формулу 1, Ханту Лауда и не был нужен.
В фильме много говорится о Гран При Испании 1976 года, который внезапно, после серии побед Лауды, выиграл Хант, но затем был дисквалифицирован. Всё так, но почему-то проигнорирована истинная причина падения скорости Лауды, а ведь это очень известная история. За две недели до гонки Лауда перевернулся на тракторе, когда приводил в порядок свой газон, и сломал несколько рёбер. Врачи вообще не советовали ему выходить на старт, обещая сильные боли в течение двух недель, но Ники всё выдержал, упорно готовясь к гонке, и принял в ней участие. В таких условиях его второе место на финише выглядит уже далеко не так разочаровывающе, как хотелось бы сценаристам, и градус личного противостояния Хант-Лауда резко падает.
Или момент после аварии. Лауде в больнице чистят лёгкие (конечно же, каждый раз именно во время Гран-при, так что Ники в процессе косится на экран). Видя, что в его отсутствие ненавистный Хант выигрывает одну гонку за другой, Лауда рвётся на трассу, несмотря на дикую боль. Ну, про боль и Лауду мы уже говорили, но если послушать самого Лауду тех времён, то его настроения были совершенно иными. Так, он сказал, что, конечно, предпочёл бы выиграть сам, но если стать чемпионом должен кто-то другой, то пусть это будет Хант. Подобные заявления в сценарий Rush, конечно, не вписывались бы.
Словно бы почувствовав, что персонажи получаются слишком плоскими, во второй половине фильма Морган попытался придать им "глубины" при помощи странноватых монологов. Так, Джеймс Хант внезапно начинает рассуждать о сходстве между автогонками и рыцарскими боями, и говорит всякие красивые слова про то, как это благородно - смотреть в лицо смерти. Лауда от него не отстаёт, и в самый неподходящий момент вдруг заявляет, что "Счастье - это враг. Оно делает тебя слабее, потому что тебе есть, что терять". Все эти высокопарные фразы уместно смотрелись бы в подростковом экшне по комиксам Marvel, но в историческом фильме о Ханте и Лауде выглядят просто нелепо.
Ещё более показательный момент - развод Ханта. В фильме Джеймс узнаёт о том, что жена уходит от него к актёру Ричарду Бёртону из газет, после чего летит в США, встречается с ней в ресторане и самым что ни на есть романтическим образом пытается её вернуть. В действительности Хант уже вскоре после свадьбы начал говорить друзьям, что его брак - ошибка, и узнав о связи жены с Бёртоном, обрадовался. Он сам обговорил все детали развода с Бёртоном, и тот согласился выплатить ему за это $1 млн. В одном этом эпизоде, которого в фильме нет, Ханта больше, чем во всём сценарии Моргана. Кстати, изначально в сценарии была ещё одна сцена, в которой Хант устраивает разборку с Бёртоном, играть которого должен был любимый актёр Рона Ховарда, Рассел Кроу, но, к счастью, в итоге от неё отказались.
Ну и, наконец, кульминация фильма. Финал сезона, Фудзи, ливень. Думающий о безопасности Лауда возвращается в боксы, фактически отказываясь от титула, а Джеймсу Ханту море по колено, он продолжает гонку, благодаря чему становится чемпионом. Всё прекрасно, почти как и на самом деле, только вот Хант был против участия в гонке. Он готов был отказаться от участия в ней, гарантировано потеряв на этом титул (у Лауды-то шансы были, т.к. он был впереди в чемпионате) и едва не поссорился на этой почве с руководством McLaren. В итоге на старт он всё же вышел, но утверждать, что ему было всё равно...
Ещё немного дёгтя, но несколько иного плана. Локализация.
Адаптация фильма к российскому рынку, на мой взгляд, стала одним из его недостатков. Отчасти это касается названия, так как слово Rush в действительности вообще не переводится, как "гонка" - во всяком случае, в прямом значении. Эта тема широко обсуждалась даже на премьере, однако никто так и не предложил сколь-нибудь адекватной альтернативы. Rush - это что-то вроде "порыв", "ускорение", а по большому счёту, в русском языке попросту нет слова, которого его корректно бы переводило. Поэтому, на мой взгляд, "Гонка" так "Гонка", бывало хуже.
Но вот что действительно расстроило, так это то, что при дубляже у Лауды полностью исчез его акцент. А ведь режиссёр и актёр уделяли этому моменту большое внимание - Брюль немец, и специально тренировался для того, чтобы имитировать австрийскиу акцент Лауды. Более того - на съёмках как только ему начинало казаться, что акцент исчезает (площадка-то англоязычная), он сразу же звонил своим немецким друзьям, чтобы восстановить его. К сожалению, в нашей версии всё это не отражено, и Лауда, как и все остальные, говорит на чистом русском языке - лишний аргумент против системы полного дубляжа, принятого в нашей стране.
Итого
Оценивать подобные фильмы всегда сложно, но в автоспорте и Формуле 1 есть своя точка отсчёта - это фильм 1966 года Джона Франкенхаймера "Гран-при". И хотя после просмотра Rush от подобного сравнения все отнекивались, всё равно оно неизбежно: хотя бы на уровне вопроса, останется ли "Гран-при" лучшим фильмом об автоспорте всех времён, каким он до сих пор считался.
Для меня ответ на этот вопрос очевиден: останется. Фильм Ховарда хорош, даже очень, и если забыть о странноватом сценарии, качественно, добротно сделан. Но в отличие от "Гран-при", Rush не сказал никакого нового слова в кинематографе, и не открыл перед болельщиками новых глубин автоспорта, как что удалось Франкенхаймеру. С другой стороны, Ховард явно и не ставил перед собой такую цель - он хотел рассказать вполне конкретную историю, сделав так, чтобы зритель не остался к ней равнодушен. Ему это совершенно определённо удалось. А что касается вечности, то на вопрос, есть ли хорошие художественные фильмы о Формуле 1, мы, поклонники автоспорта, и дальше будем отвечать "Да, "Гран-при"", но потом обязательно добавим: "и Rush".