Прочитано

Apr 17, 2018 01:04

Я немного опасаюсь, что сейчас, увидев список авторов, кто ни будь обвинит меня в снобизме, или, не дай бог, в пристрастии к серьёзной литературе. Спокуха, не так страшен танк, как его пьяный экипаж!

1. Плутарх "Сравнительные жизнеописания"

Гражданину Плутарху очень хочется где ни будь написать "афтар, пешы исчо" (в традициях нашей славной старины, хе-хе), а так же потребовать чтобы некоторые, отдельные люди, не помирали как все, а жили вечно. И продолжали писать посты, то есть простите, сравнивать одних очень прекрасных людей с другими, ничем не хуже. Мой тон объясняется тем, что Плутарх не держит большой дистанции с читателем (сравнительные жизнеописания изначально вообще имели совершенно конкретного адресата), и даже в его поучениях чувствуется уютная задушевность. Нет в нём такой, знаете, меди торжественной латыни, сплошная медовая эллинская речь. Принцип книжки прост, но эффективен - настолько, что используется нынешними топ-блогерами. Он берёт одного римлянина, одного грека в сходных обстоятельствах (скажем, Катона и Фокиона - как пример твердокаменно чёрствой, безупречной честности) - и сравнивает. Причём интересует его не результат их "забега" (вообще говоря предполагается, что результат мы все знаем), а то как это пацан пришел к такому успеху, или, что куда чаще, к такому провалу. Плутарх декларирует интерес к личностям, к чертам характера, и хотя специфика времени никак не позволяет назвать это психологической прозой (последняя появляется только с концепцией развития души, что преимущественно заслуга христианского мышления, а прекрасное древнее язычество предполагало, что человек проявляет врожденный характер - и хрен ты чего с этим поделаешь, как был Алкиваид обольстителен и лжив - таким он в могилу и сойдёт) - это во всяком случае по-настоящему интересно. Думаю, любой человек хотя бы иногда задавался вопросом - а что за человек был Цезарь, Александр, Сулла? Не по делам, а по душе? И Плутарх субъективно, со всеми особенностями присущими месту и времени, с толикой назидательности, с лестью в адрес Рима отвечает на этот вопрос. Ну разве ж это не интересно? Да запоем читаешь! Ну, кроме разве что биографии пары греческих деятелей, где увязаешь в бесконечной дележке земли, пригодной примерно для двух луковых грядок - и всё с серьёзными щами, реками крови и бесконечным предательством всех всеми. Что ж, и такой была матерь Эллада.
2.Жизнь Бенвенуто Челлини, автобиография
В эпоху Ренессанса не было рок-звёзд. Поэтому быть самыми красивыми, сексуальными, безбашенными, самовлюблёнными и талантливыми людям приходилось самостоятельно. Бенвенуто демонстрирует нам это самым восхитительным образом, вместо ужасного ливерпульского\оклахомского\детройтского акцента в песнях являя обаятельную неграмотность текста. Вот, первая попавшаяся цитата: "Однажды меняли некую трубу у водостока, и из него вылез большой скорпион, какового никто не заметил, и из водостока он спустился наземь и ушел под скамью; я его увидел и, подбежав к нему, схватил его руками. Он был такой большой, что когда я его держал в ручонке, то по одну сторону торчал наружу хвост, а по другую сторону торчали обе клешни. Рассказывают, что я с великим торжеством побежал к деду, говоря: «Посмотри-ка, дедушка, какой у меня красивый рак!»" А? Был Бенвенуто от себя всю жизнь в восторге, и даже утверждал, что у него был нимб (тут я его могу понять - прослужив изрядное время князьям церкви в сказанную эпоху, трудно было не чувствовать себя на их фоне святым). Был Бенвенуто горяч - мог ударить ножом человека, не ко времени испустившего ветры. Был Бенвенуто влюблён в своё дело - описание того, как создавалась та или иная работа наполнены таким драйвом, что хочется к нему присоединиться, а на описании отливки "Персея" (автора треплет лихорадка, мастерская горит, на улице гроза), я от волнения откусила две пуговицы на кофте. Словом, эта книжка встала для меня в один ряд с такими любимыми автобиографиями, как "Это я, Оззи", "Десять шагов к одержимости гольфом" и "Долгий, трудный путь из ада".
3. Томас Манн "Буденброки"
Эту книгу я читала по обету - обещала маме, что осилю такую классику, а кстати сказать, и лучше ничего под рукой не нашлось. История о том, как портятся добрые буржуа, если начинают предаваться таким ужасным порокам, как самоанализ, рефлексия или музыка. Обаятельная ограниченность героев, замкнутость мира и жесткость правил, а так же умилительная тихая гордость за место в мире завоевали им уголок и в моём сердце. Добавьте к этому любовное описание города Любека и его окрестностей, подробности обедов, от одного описания которых делается несварение желудка, и тонкую иронию разлитую в тексте - прелесть.
Но "Иосиф и его братья" мне по-прежнему нравятся больше.

книги

Previous post Next post
Up