Так, ну а что же там у нас с памятниками Ленину в коммунистическом обществе будущего, да и вообще с упоминаниями коммунизма? А может общество это и не коммунистическое вовсе?
Оказывается, Ефремова в самом деле упрекали за отсутствие ленинских постаментов в романе. В самом деле - ну эффектно же смотрелся бы гигантский монумент, высеченный из
(
Read more... )
Comments 33
Трудности есть, но они не настолько велики, чтобы коренная перестройка общества представлялась необходимой. Кажется, что достаточно ограниченных реформ.
Новейшие социалистические теории основаны не на том, что нынешняя жизнь невыносима, а на том, что она может стать значительно хуже в результате войны, экологической катастрофы или еще какого-нибудь всемирного бедствия. Но это уводит нас от жанра утопии к антиутопии, которая и описывает это бедствие. В принципе возможна дилогия из антиутопии и утопии, где первая описывает проблемы, а вторая - решение. Но это довольно сложно - настолько запугать предполагаемой опасностью, чтобы описание избавления от нее стало по популярности вровень со страшилками.
Reply
IMHO: "утопии" популярны на стадии социального развития и по понятным причинам: люди видят, что мир меняется (к лучшему), и что они так или иначе причастны к этим переменам, посему - резонно попытаться смоделировать те или иные последствия тех или иных действий (а в идеале - выработать стратегию, позволяющую привести к кардинальному улучшению с минимумом затрат и за вменяемые сроки).
Для стадии регресса повсеместный упадок так или иначе наводит на мысли, что и в будущем ничего хорошего ожидать не приходится, соответственно - большее внимание уделяется "светлому прошлому" (aka "Золотой век"), когда и трава зеленее, в вода водянее, и девки веселее; причём - не для анализа ошибок (с целью корректировки дальнейшего продвижения), но именно с тяжёлой тоской о прошлом, КМП.
это уводит нас от жанра утопии к антиутопии
И здесь, думается, механизм несколько иной:
"Впечатление от только что просмотренной «звездочки» взбудоражило Чеди, ( ... )
Reply
И истории о параллельных реальностях действительно популярны, но они не утопические, а приключенческие. В них больше риска, опасности, неожиданных возможностей, чем добра и справедливости. Впечатление такое, что читатели и зрители устали от слишком спокойной, обеспеченной и безопасной жизни. В общем, повторю, может быть Ваш тезис и верен, но по-моему он под вопросом.
Reply
Думается, здесь не такая уж линейная зависимость, а всё несколько сложнее.
Искусство ведь - это не просто потакание вкусам и желаниям публики, или не просто буквальное отражение реальности (и те, и другие порывы периодически возникают, но, как правило, они не находят ожидаемой реакции): искусство отображает тенденции и - главное - производит соответствующую настройку восприятия ( ... )
Reply
Leave a comment