Мы говорим: двуглавый орел, подразумеваем Византия. Говорим: Византия подразумеваем двуглавого орла. На фасаде храма Святого Георгия на Фанаре - главного храма Вселенской патриархии, последнего символа Византии- высечен большой барельеф двуглавого орла как символа исторического наследия ромейской империи.
Двуглавый орел. Барельеф на стене храма Святого Георгия на Фанаре.
Но на самом деле, хотя это и может показаться странным на первый взгляд, символ двуглавого орла в Византийской империи появляется только на самом ее излете.
В литературе есть упоминания о том, что его древнейшее изображение найдено на мраморной плите в Ксиропотамском монастыре, основанном императрицей Пульхерией в середине V века. Однако исторической датой основания монастыря считается X век, а орел, вероятно, относится к еще более позднему времени.
Двуглавый орел из Ксиропотамского монастыря, на ранее X века.
К XI веку отсылает нас легенда, связывающая с символом двуглавого орла императора Исаака Комнина (1057-1059). Якобы он, будучи в Малой Азии, услышал рассказ о гигантской двухголовой птице - хага, которая могла спокойно унести в своих когтях целого быка. Для местных аборигенов эта птица означала власть и заступничество. Символика странной и хищной птицы столь понравилась императору, что он ввел ее в Византии. Однако, мне, к сожалению, так и не удалось обнаружить каких-либо ссылок на эту легенду в исторических источниках. К этому же времени относится и еще один любопытный артефакт, который на
сайте коллекции Dumbarton Oaks обозначен как «Шелковый фрагмент с двуглавым орлом, Византия, XI век».
Шелковый фрагмент с двуглавым орлом из коллекции Dumbarton Oaks.
Проблема заключается в том, что этот орел сильно напоминает текстили, произведенные в мусульманской Испании в XI-XII веках. Некоторое время велись дискуссии вокруг другой шелковой ткани с двуглавыми орлами, обнаруженной в соборе Вича (Каталония) в могиле Святого Бернарда из Кальво (умер в 1243 году). Некоторое время считалось, что эта ткань византийского производства, однако сейчас возобладало мнение, что она создана в испанской мастерской и досталась каталонцам в качестве военного трофея.
Фрагмент текстиля с двуглавыми орлами из коллекции
Метрополитан музея. Для сравнения можно привести еще одну шелковую парчу из Musée des Tissus в Лионе, мавританского испанского производства.
Шелк из Musée des Tissus в Лионе.
С другой стороны мавританские шелка весьма и весьма напоминают византийские шелка с орлами, которые, вероятно, оказали на них влияние. Но орлы на византийских шелках сплошь одноглавые (?). Впрочем, все это достаточно дискуссионно.
Византийский шелк из Осера (Франция), X-XI век.
Два орла несут Александра Великого на небо. Византийский шелк X века. Mainfränkisches Museum, Würzburg.
Еще один пример одноглавого византийского орла в монастыре Космосотира в северо-восточной Греции. Монастырь был основан в 1152 году севастократором Иасааком Комниным.
Хронологически следующим изображением византийского двуглавого орла считается портрет никейского императора Феодора II Ласкариса (1254-1258) в Cod. Marcianus graecus 404 fol. VI. Кодекс хранится в государственной библиотеке в Мюнхене. Манускрипт содержит в себе «Историю» Георгия Пахимера, которая охватывает события с 1255 по 1308 годы. Его приблизительная датировка середина XIV века - время императора Иоанна Кантакузина. Феодор Ласкарис стоит на особом подножнике - суппендионе, на котором изображены двуглавые орлы.
Феодор II Ласкарис в Cod. Monacensis graecus fol. VI
Правда есть мнение, что двуглавые орлы появились здесь только в ΧVI веке, когда Антоний Эпарх с Корфу - торговец древними рукописями - реставрировал манускрипт и мог принять одноглавого орла за двуглавого. В качестве подтверждения приводится изображение Михаила VIII Палеолога, на суппендионе которого традиционный римский знак власти - одноглавый орел, а также миниатюры плохой сохранности из кодекса Marcianus graecus 404, представляющая собой копию Monacensis graecus, сделанную до того, как над рукописью поработал реставратор, где на суппендионах Феодора Ласкариса и Михаила Палеолога - одноглавые орлы, и только у Андроника ΙΙ - двуглавый. Но все это относится к области догадок и предположений. Подробнее об этом
здесь
Михаил VIII Палеолог Cod. Monacensis graecus 442 fol. 174 r
Так или иначе, рукопись XIV века вряд ли можно считать доказательством того, что двуглавые орлы использовались при никейском императорском дворе. Самые ранние свидетельства, не поддающиеся двойному толкованию, о византийских двуглавых орлах относятся к эпохе начало правления в Византии династии Палеологов. Об этом будет следующий пост.