Одним из самых ранних изображений двуглавого орла в Византии является хрисовул императора Андроника II городу Монемвасия (1301). Хрисовул хранится в византийском музее в Афинах. Император протягивает жалованную грамоту монемвасийцам, призывая в свидетели самого Христа. Это документ официальный, и Андроник изображен здесь со всеми властными регалиями, включая алый суппендион с вытканными на нем золотыми двуглавыми орлами. Думается, что неслучайно именно при этом императоре двуглавые орлы появляются на монетах, хотя для византийской нумизматики использование этой птицы скорее исключение.
Изображения двуглавых орлов в Византии XIV-XV веков столь многочисленны, что перечислить их все невозможно. Остановимся лишь на нескольких самых характерных примерах. Большинство картинок кликабельны.
Миниатюра из Греческого манускрипта 1242 из Национальной библиотеки Франции, 70-е годы XIV века, (f. 5). Император Иоанн Кантакузин (1347-1351) председательствует на церковном соборе в Константинополе. Император изображен со знаком власти в окружении монахов и епископов, он одет в традиционные императорские одежды и держит скипетр с крестом, на голове корона, ноги Иоанна покоятся на алой подушке с изображением двуглавых орлов.
Стоит отметить, что использование двуглавого орла в Византии в качестве эксклюзивного императорского символа не имеет прецедентов в исламском и западном мире. Подушки, изображенные на миниатюрах, производились в императорских мастерских Константинополе и нигде более и были символами императорской власти.
Также мы встречаем двуглавых орлов на одеждах знатных византийских вельмож, связанных с императорским домом.
Фрагмент фрески из монастыря Христа Вседержителя в Константинополе (первая половина XIV), неизвестный с монограммами родов Асанов и Палеологов, а также двуглавыми орлами.
Миниатюра из типикона, который хранится в Оксфордском Lincoln College. Здесь изображен севастократор Константин Палеолог, брат императора Михаила VIII. Серия миниатюр отражает более позднюю традицию регалий высших санов императорского двора, описанную у Псевдо-Кодина и относящуюся к середине XIV века.
Икона Христа-Пантократора, середины XIV века, слева внизу изображен великий пирмикирий Иоанн, в одеянии, расшитом двуглавыми орлами.
Миниатюра из Ms. 416 с сочинениями Святого Дионисия Ареопагита, Лувр, Париж, около 1415 года. Слева направо изображены: Иоанн VIII со-император с 1415, император Мануил ΙΙ (с 1391), его младшие сыновья Феодор ΙΙ, деспот Мистры с 1407 года и Андроник, правитель Фессалоник (1415-23), а также его жена Елена Драгаш. Знаки власти Иоанна и Мануила не видны на миниатюре, так как их супендионы оказались в левом нижнем углу, одежды Феодора и Андроника расшиты двуглавыми орлами. Судя по всему, расшитые орлами одежды полагались наиболее знатным представителям династии, не имевшим, однако императорского сана.
Двуглавый орел как символ императорской власти упоминается и в письменных источниках. В первый раз в 1295 в Liber Pontificalis, а также у Георгия Пахимера, вероятно, у Псевдо-Кодина и у Георгия Сфрандзи. Последний пишет, что после штурма османами Константинополя тело императора Константина Драгша, погибшего в бою, опознали только по сапогам с двуглавыми орлами.
Уже в первой половине XIV веке мы встречаем двуглавого императорского орла далеко за пределами Византии. В частности, на саркофаге доны Ватацы, греко-португальской принцессы, внучки императора Феодора Ласкариса.
Особую популярность двуглавый орел приобрел в Морейском деспотате - небольшой византийском государстве на Пелопоннесе, где правили младшие отпрыски дома Палеологов. Здесь, благодаря соседству с княжествами крестоносцев, он приобрел явно геральдические черты: геральдическую царскую корону и щиток с палеологовской монограммой на груди.
Двуглавый орел из Евангелия Дмитрия Палеолога ГПБ, греч. 118.
Двуглавый орел. Греция. Мистра. Монастырь Св. Димитрия (Митрополия); материал: камень; техника: резьба по камню.
Источник Встает вопрос, был ли двуглавый орел символом императорской державной власти в широком смысле этого слова, либо геральдической эмблемой династии Палеологов? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как геральдики в западноевропейском смысле этого слова в Византии не было.
В немецком гербовнике второй половины XVI века Wappenbuch, его автор Мартин Шрот называет двуглавого орла знаком достоинства императора Константинополя, не связывая его с конкретной династией.
Любопытной, что в этом немецком гербовнике орел приобретает ярко выраженные «германские» черты, становясь похожим на двуглавого орла Священной римской империи германской нации. Сказанное также справедливо для гравюры с изображением стен Константинополя, на которых видны императорский герб и двуглавый орел, в книге хроник Гартмана Шеделя (1493).
Но с другой стороны, европейские бароны, размещавшие на своих гербах двуглавого орла, явно хотели подчеркнуть не зависимость своих владений от Византии, а родственные связи с династией Палеологов. Речь идет о Гаттилузи, Джустиниани, Монферратских Палеологах и других баронских родах.
Так, на монетах маркиза Монферратского Гульельмо IX Джованни (1493-1518), чьи предки происходили от брака Андроника II Палелога и Виоланты Монферратской, мы видим герб Монферратской ветви Палеологов, где двуглавый орел имеет явно династический характер.
То же самое можно сказать о гербах рода Гаттилузи. Франческо Гаттилузи в 1354 году был союзником Иоанна V Палеолога в борьбе против Иоанна Кантакузина. За эту помощь Иоанн Палеолог выдал за него замуж свою сестру Марию и отдал в управление остров Лесбос.
Герб рода Гаттилузио на воротах крепости Митилина (Лесбос).
Источник
Монета Дорино Гаттилузио (1400-1449).
Продолжение следует…