Продолжение. Начало
здесь.
Слово второе
Какими славословиями должны мы прославлять [Благо], природными или сверх-природными? Мне же кажется правильным говорить без слов и познавать без знания то, что превыше слов и знания: и это есть таинственное молчание и таинство тишины, которые упраздняют осознание и растворяют формы. Посему ищи в таинственном молчании совершенное изначальное единство с сущностным высшим Благом.
Движение и очищение это действия, при помощи которых мы прославляем высшее Благо. Первое движение, как о том уже сказано, было нисходящим, удалением от Природы
[1]. Но есть множество движений, одни направлены вверх, другие вниз.
Природное движение - таково состояние тех, кто не готов получать твердую пищу знания и все еще питается молоком. Движение вверх от природного обнаруживается в тех, кто хотя и пребывает в природном состоянии, но желает жить в иерархическом порядке, который делится на множество разрядов, таких как ангельские и сверх-ангельские. Движение вниз от природного свойственно тем, кто, еще пребывая в природе, испытывает расположение к злу. Таковые называются грешниками, а затем зверями и животными. Движение сверх-природное, есть то, что превыше движения вверх от природного. В отличие от него оно не предполагает множества степеней и разрядов и не управляется более формами, но пребывает в спокойном и молчаливом движении, будучи путем, на котором нет тропы, и знанием, которое превыше всех форм. Но и в этом состоянии есть недостаток, так как оно не равнозначно полному смешению. Движение же за нижний предел природы - оно ведет ниже простого движения вниз и принадлежит демонам и тем умам, что полностью оставили природу Блага и соединились в некоем союзе с Князем Тьмы
[2].
Между землей и небом есть три разряда демонов, каждый из которых получил свое место согласно степени удаления от Блага. Чем ниже разряд, тем в большей тьме он пребывает, и они ведут яростную борьбу против умов, когда те восходят. Ум, движимый природным движением - против него сражается первый разряд демонов. Против ума, что испытывает побуждение двигаться вверх от природного, вступают в борьбу два нижних демонических чина. Когда же ум хочет преодолеть верхнюю границу природного, все три разряда демонов обрушиваются на него, ибо они хотят сделать его подобием себя самих.
(Восхождение ума)
Завершение трудов ума - это славное восхождение, ибо Бог не желает, чтобы умы пали, но напротив, чтобы они вернулись к Нему. Тем, кто хочет совершить восхождение (к Отцу) необходимо соединить Благую природу, что в них, с ее сущностью и устранить в самих себе все следы противоборствующих начал. Для этого они должны очистить тело и душу, чтобы их одеяния были чисты, иначе они падут при восхождении. Когда ум восходит, тело становится подобным мертвому, тогда как душа растворяется в уме. Его влечет вверх и он забывает землю и все, что на ней.
Все сущности демонов собираются, чтобы противостоять ему. Но он одолевает их, и Господь возводит его десницей своей Благости к тверди и ангельское воинство поет: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. 23:7).
Когда ум делается достойным, чтобы преодолеть твердь, которая есть «преграда посреди» (Еф. 2:14), то он уподобляется новорожденному младенцу, выходящему из тьмы на свет.
Во время труда восхождения ум укрепляется природным желанием к слиянию, равно как и помощью, что он получает от различных сущностей, через которые он проходит, и которые последовательно дают ему таинства своего знания. Поднимаясь вверх, ум очищает и освящает сущности, что под ним, и становится причастным тем сущностям, которые он проходит, посредством таинства Евхаристии, с помощью которого он дает им совершенство своего разумения и получает от них таинства, соответствующие их чину. Эти сущности, распознав в нем высшую природу Блага, собираются вместе, чтобы преклониться пред ним.
Пройдя множество небес, ум достигает места, называемого местом разделения, которое есть граница, отделяющая горний мир от нашего. Здесь он получает упокоение от трудов. Следуя дальше своим путем, ум приходит к святому месту, где воздвигнут Крест. Тут он понимает, что должен претерпеть страсти и страдания распятия, также как пострадал Христос, ибо, если ум не пострадает, как пострадал Христос, он не сможет стать совершенным. Затем ум распинается на кресте руками ангелов, которые из его почитателей превращаются в гонителей, тогда как душа и тело, распинаются отдельно от него по правую и левую стороны. И тогда грех побежден и упразднен. Все это необходимо понимать образно и символически. Страдания на кресте должно претерпеть неоднократно, вплоть до десяти или двадцати раз, в зависимости от числа ступеней, отделяющих ум от изначальной сущности. Ибо умы нисходят в тело не от одной сущности, а от разных
[3]. Совершенство этих сущностей зависит от того, насколько они отпали от Блага. Так, те умы, что ниспали от сущности Отца, нуждаются лишь в одном очищении на кресте; те, что отпали от сущности Сына, нуждаются в двух; те, что от Святого Духа - в трех. И то же самое касается тех, которые отпали от множества других сущностей. Умы также могут входить в тела от демонической сущности. По свершении всего, ум, будучи положен в гробницу, покоится там три дня.
Слово третье
На третий день ум восстает из мертвых и воссоединяет в себе очищенные тело и душу, которые в этой новой непреходящей и вечной жизни подчинены ему, тогда как в прошлой были его хозяевами. Хотя, благодаря испытанному, ум немало очистился, но все же, поскольку его грехи многочисленны, он должен претерпеть еще многие очищения. Благое начало, которое в нем, по-прежнему желает объединиться со своей сущностью; благодаря ему он преображается перед глазами ангелов. Ныне он получает движение к единению
[4].
Тем не менее, корень зла и противоборства, еще не вырван из него (ума). Напротив, собравшись с силами, он (корень зла) возрождается снова в виде огромного древа, чьи распространяющиеся во все стороны ветви затеняют божественные умы и закрывают их от совершенного света Блага. В следующей за этим страшной и длинной битве, ум множество раз отсекает и уничтожает ветви древа, но они произрастают снова с равной силой из не вырванного корня. Наконец, получив божественное озарение, ум видит, что он должен снизойти в нижние области, где посажены корни зла, истребив их. Тогда начинается для ума скорбный путь возвращения в места, через которые он ранее восходил, вниз на землю. Там он сражается со свирепыми демонами севера, юга, востока и запада и, наконец, они одолевают и побеждают его. Но в тот же момент является Христос - великий ум - открывает врата Шеола и нисходит, воскрешая и помогая уму подняться из преисподней. Он вновь поспешно и мирно совершает второе восхождение, через области, которые ранее пересек. Так он становится достойным духовного крещения Духом и огнем, без которого нет жизни. После этого уже нет никаких препятствий для ума, чтобы стать не просто подобным, но тождественным Христу. Небесные воинства поклоняются ему, и он получает силу божественного священства, становясь достойным соединения с Благом. Теперь ум более не ум, но Сын, который действует по своей воле, являясь судьей над всеми, творя и оживотворяя, упорядочивая и обустраивая. И не Христос более почитаем, но умы, ибо Христос - это ум очищенный, который может сказать: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18), и «нет иного, нет Бога, кроме меня» (Ис 45:5). Ибо Христос - Господь спящих, но не тех, кто пробудился. Затем ум, который теперь есть Христос, имеет общение с ангельскими воинствами в Святая Святых, совершая духовную евхаристию, образом и блеклой тенью которой является земная.
Он продолжает восхождение и достигает места безвидного, чтобы соединиться с Древом жизни, с Всеобщим Бытием.
© Текст и примечания: Frothingham A. L. Stephen bar Sudaili the Syrian mystic (c.500 AD) and the Book of Hierotheos on the Hidden Treasures of the Divinity. Leyden: E.J. Brill, 1886.
© Предисловие и перевод:
Андрей Васильев.
[1] Иерофей отождествляет Природу, т.е. универсальную природу с высшим Благом или агатархией (αγαθαρχια) - первым принципом, которые вначале содержал все недифференцированные сущности в самом себе.
[2] Из этих движений (побуждений) три направлены вниз и три направлены вверх. Три восходящих ступени: природное, движение вверх от природного и сверх-природное. Три нисходящих ступени: первое удаление от Блага, движение вниз от природного и движение за нижний предел природного.
[3] Это утверждение соответствует учению Оригена.
[4] Т.е. к отождествлению с Христом.