Если брать машину в Европе в прокат, то страховка оформляется с изрядной франшизой. Для тех машин, которые я беру, это обычно в районе 900 евро. В принципе можно оформить и полную страховку, но стоит она совершенно не по-детски, элементарно может превышать стоимость аренды самой машины.
Потому я поступаю иначе. Есть несколько компаний, которые страхуют франшизу при аренде. Полис купить можно через интернет в компании WorldWideInsure (WWI), работают чуть не по всему миру, зарекомендовали себя хорошо, в конференциях есть положительный опыт. В общем, то, что надо. В этот раз я страховал франшизу перед летней испанской поездкой, действует полис год.
Когда я получал машину в Мюнхене в марте 2015, в контракте было указано, что на переднем правом колесе царапины на диске и резине. При осмотре вроде увидел, да, есть мини-царапина. Но машина стояла в не очень хорошо освещенном месте, мы, как всегда, спешили, поэтому осматривал не очень тщательно.
А при сдаче на заднем правом колесе обнаружилась даже не царапина, а конкретный такой задир. Это надо было очень сильно притереться колесом. И если передним так притереться еще можно, оно поворачивается, то задним, без того, чтобы поцарапать и крыло, никак. Я подозреваю, что это и было поцарапанное колесо, которое просто переставили назад.
В общем, мне приемщик сказал, что это будет стоит где-то 60 евро, точный расчет повреждений мне пришлют, а он сейчас заблокирует на карте некоторую сумму. Я так и думал, что это будет около 60 евро. Щас, два раза. Минут через двадцать пришла смс о списании - не о блокировке! - 440 евро. Разбираться с ними времени уже не было, мы и так еле к посадке успели.
Естественно, такой расклад меня не устроил, и я решил воспользоваться страховкой. А для этого от прокатчика надо получить документы - калькуляцию.
В общем, после такого опыта я вряд ли еще раз буду иметь дело с AVIS-ом. Они просто не отвечали на письма. А звонок - играет музыка, и сколько она будет играть, неизвестно.
Недели через три я понял, что так просто через прокатчика никаких документов не получить, и пошел другим путем. Я оспорил через свой банк, МКБ, списание с карты. И основание у меня было - у меня списали новую сумму, пользуясь кодом преавторизации от блокировки, которую сделали при получении машины. Я ту сумму не подтверждал.
В этот же момент мне пришлось заполнить заявку на возмещение в WWI. Пришлось - потому что это необходимо сделать в течение месяца после повреждений. Данные заполнил, часть документов прикрепил, оставшуюся часть надо было ждать.
Банк расследовал транзакцию что-то около двух месяцев. В начале июня мне сообщили, что часть суммы мне возместят, по остальной продолжается расследование. Еще через месяц с лишним, после нескольких звонков в банк и напоминаний, мне переслали документы, подтверждающие списание. За царапину на литом диске прокатчик якобы заплатил сервису 389 евро. Это стоимость нового диска. Я сильно сомневаюсь, что они его меняли. Но у меня хотя бы появился предмет обсуждения с WWI.
Вот к кому у меня в этой ситуации вообще нет никаких претензий - это WWI. Они мою заявку закрыли в мае за неактивностью, но я ее переоткрыл одним кликом, они дают такую возможность. И неважно, что в этот момент полис уже не действовал. Я переслал оставшиеся документы и буквально через несколько дней пришел ответ - принято положительное решение. Куда переводить деньги?
Я сдуру дал номер счета карты в МКБ. И дальше начался цирк, если бы это не было печально.
Во-первых, как выяснилось через три с лишним месяца, перевод почему-то попал на счет невыясненных сумм - дескать, его не смогли идентифицировать в автоматичесом режиме. Хотя там даже номера счета уже достаточно, а еще и мое имя было указано ровно как на карте. Более чем достаточно для идентификации.
Во-вторых, сотрудники, которые должны заниматься такими переводами, просто мне не позвонили. В ручном режиме получателя точно можно было определить, но это просто не сделали, ввиду ненадлежащего исполнения сотрудниками банка своих обязанностей. Соответственно, через пять рабочих дней перевод, в полном соответствии с правилами, ушел обратно в Англию.
Причем мне сообщили по длинной цепочке через английский банк и страховую, что перевод не идентифицирован. Я, уже не веря в возможности МКБ, дал номер счета в Сбербанке. Они его переслали в свой банк с комментарием, что перевод всё еще в МБК, банк перешлет туда номер счета, а там, наверное, разберутся. Так у нас и переведут между банками по номеру счета, подумал я.
Не получив перевод в течение месяца, я начал его искать. Не найдя следов, написал жалобу на banki.ru. Я уже давно убедился, что публичные жалобы - лучший способ заставить банкиров работать. Тут банк засуетился, провел внутреннее расследование и выяснил как раз то, что его сотрудники мне не позвонили. Причем они за это типа извинились, написали, что надо прийти и написать заявление на уточнение реквизитов перевода, и посчитали инцидент исчерпанным. О том, что писать заявление уже поздно, т.к. перевод давно вернулся отправителю, мне никто не рассказал.
В итоге, когда я еще через какое-то время пришел писать то самое заявление, выяснилось, что такого перевода просто нет. Я по этому поводу высказал, что думаю, на что сотрудники МКБ смогли только извиниться. Шикарно.
А потом меня что-то кольнуло и я проверил баланс счета в Сбербанке. Перевод был там за исключением 10 евро - оплата повторной пересылки.
Резюме.
1. Про мой косяк. Машину надо принимать крайне внимательно, осматривать под лупой и требовать зафиксировать все повреждения.
2. Про AVIS. Я десять раз подумаю, прежде чем с ними еще раз связываться. Если что, получить документы из них крайне сложно.
3. Про МКБ. С ними я просто завершил сотрудничество. Столько косяков, сколько было у них, я не помню ни у кого.
4. Про WWI. Выше всяких похвал. Рекомендую.