О самолетах. На чем мы летаем. Июль 2019. Часть 1 - статистика по авиакомпаниям России

Jul 02, 2019 15:45

Прошло семь с лишним лет с написания вот этого поста: О самолетах. На чем мы летаем.

Для тех, кто не читал, вкратце - я провел исследование парка наших авиакомпаний и сравнение его с парком зарубежных авиакомпаний. Цель исследования - понять, во-первых, на чем летают авиакомпании России, прежде всего, по возрасту бортов, а во-вторых, как с этим же обстоят дела в зарубежных авиакомпаниях. Пришел к выводу, что вопреки расхожему мнению мы не летаем на "ржавом старье с американских свалок" (именно с проверки данного высказывания и началось это исследование). А если сравнивать возраст наших самолетов с возрастом таковых у лидеров международного авиарынка - у нас не всё так плохо.

С тех пор у нас произошли существенные изменения. Иных авиакомпаний уж нет, другие объединились, появились новые. Самые существенные изменения - обанкротилась "Трансаэро", третья на тот момент по размеру флота и единственная, у кого были Boeing 747. Отозвали лицензию у "VIM Airlines". "Россия" (она же некогда "Пулково") объединилась с "Оренбургскими авиалиниями" и "Дон-авиа". Появилась "Победа".

Кроме того я взял не семь крупнейших авиакомпаний России, а все, у кого больше 10 бортов. По тем, которые были в прошлом исследовании я решил показать еще и изменения, они, бывает, дают довольно любопытную информацию.

Данные собирались в период 12-18 апреля 2019 года, т.е. с прошлого исследования прошло 7.1-7.2-7.3 года, с учетом ошибок округления. Это число будет часто встречаться в таблицах.

Итак, полетели.

Аэрофлот

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus A32079 (+36)0.6 (-0.6)15.6 (+7.2)5.6 (+2.0)
Airbus A32137 (+17)0.7 (+0.5)9.5 (+0.2)3.7 (-0.1)
Airbus A33022 (+5)6.4 (+6.3)10.4 (+6.9)8.1 (+6.3)
Boeing 737 NG47 (+47)0.45.62.3
Boeing 77717 (+17)0.16.34.3
Sukhoi SuperJet 10049 (+42)0.8 (+0.6)6.1 (+4.8)3.1 (+2.6)
Итого251 (+137)0.1 (0.0)15.6 (-5.2)4.3 (-0.6)

Комментарий: Из эксплуатации выведены два типа - 15 бортов Airbus A319 и 9 бортов Boeing 767 (самые возрастные в парке). Также из статистики ушли три грузовых McDonnell Douglas MD-11 со средним возрастом под 19 лет в 2012 году.

S7 Airlines

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus A31918 (-2)13.3 (+7.2)19.7 (+7.3)16.7 (+7.0)
Airbus A32031 (+22)0.2 (-1.9)11.1 (+4.9)5.7 (+2.3)
Airbus A32111 (+11)0.315.57.1
Boeing 737 NG23 (+17)0.5 (-0.2)17.9 (+8.2)8.8 (+1.8)
Embraer 170/17517 (+17)13.815.114.5
Итого100 (+50)0.2 (-0.5)19.7 (-2.7)10.2 (+1.2)

Комментарий: Из эксплуатации выведены три типа - 1 борт Airbus A310, 2 борта Boeing 737, 2 борта Boeing 767 (самые возрастные в парке). Авиакомпания в результате осталась без широкофюзюляжных лайнеров. Были слухи о планах покупки Boeing 787, но в связи с осложнением ситуации на рынке авиаперевозок эти планы были отменены.

Россия

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus A31921 (+12)9.7 (+0.6)22.2 (+7.2)15.2 (+5.0)
Airbus A320610.6 (+0.8)19.1 (+1.1)15.6 (+2.8)
Boeing 737 NG16 (+16)0.912.55.5
Boeing 7479 (+9)17.720.719.0
Boeing 77710 (+10)12.620.416.5
Итого62 (+40)0.9 (-8.2)22.2 (+1.2)13.5 (+0.5)

Комментарий: Из эксплуатации выведены два типа - 4 борта Boeing 737 (самые возрастные в парке), 3 борта Boeing 767. Авиакомпания получила часть флота поглощенных ею Don Avia и Оренбургских Авиалиний, а также часть флота Трансаэро (широкофюзюляжные)

UTair

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
ATR 42/7213 (-12)7.2 (+7.1)8.0 (-16.6)7.5 (-3.9)
Boeing 73733 (+3)20.7 (+7.3)25.2 (+7.1)21.7 (+6.6)
Boeing 737 NG10 (+2)7.7 (+7.0)18.1 (+8.8)12.8 (+7.9)
Boeing 767317.518.217.7
Итого59 (-23)7.2 (+7.1)25.2 (+0.6)16.5 (+3.7)

Комментарий: Из эксплуатации выведены два типа - 4 борта Boeing 757 и 15 бортов Canadair Regional Jet. Еще 26 бортов формально стоят на сохранении (7 ATR 42/72, 8 Boeing 737, 2 Boeing 767, 9 CRJ 100/200), но их возраст от "под 20" до "за 30", так что с большой вероятностью в строй они не вернутся.

Обращает на себя внимание также факт, что количество бортов у компании существенно уменьшилось (у единственной из ведущих авиакомпаний России), а минимальный возраст вырос на ... 7.1 год. Т.е. на всё время с предыдущего исследования компания не закупала новых бортов. Подробнее об этом ниже, после статистики.

Уральские авиалинии

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus A319510.117.613.4
Airbus A32024 (+11)7.1 (-0.2)21.5 (+0.3)14.2 (+0.7)
Airbus A32116 (+8)2.5 (-5.6)21.2 (+7.2)14.5 (+3.1)
Итого45 (+24)2.5 (-4.8)21.5 (+0.3)14.2 (+1.5)

И компании, отсутствовавшие в прошлой версии, но имеющие более 10 бортов. Отсортированы по количеству бортов по убыванию.

Ямал

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus A320713.216.314.6
Airbus A321314.516.015.3
Canadair Regional Jet 200119.417.515.8
Sukhoi SuperJet 100151.42.71.9
Итого361.416.39.7

Nordwind

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus A32191.919.010.9
Airbus A33029.910.310.1
Boeing 737 NG80.614.05.7
Boeing 777911.520.514.9
Итого281.920.510.5

Победа

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Boeing 737 NG280.14.62.4
Итого280.14.62.4

Azur Air

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Boeing 737 NG711.420.717.0
Boeing 757817.025.320.5
Boeing 7671017.628.224.3
Boeing 777212.513.913.2
Итого280.14.620.3

Аврора

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus A3191010.115.513.1
Dash 8114.321.514.4
Итого214.321.513.8

Air Bridge Cargo

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Boeing 747180.212.26.8
Итого180.212.26.6

Комментарий: Авиакомпания занимается исключительно грузовыми перевозками, но флот обновляет регулярно - 12 бортов (самых возрастных) они с 2008 года отдали. А некоторым машинам в этот момент еще 10 лет не было. Это к вопросу о том, что в качестве грузовиков летают не только старые пассажирские, конвертированные в грузовые. Все 18 машин были грузовыми изначально, и только три из них успели полетать у кого-то другого, 15 пришло сразу в Air Bridge Cargo.

РусЛайн

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Canadair Regional Jet 100/2001716.623.118.8
Итого1716.623.118.8

Комментарий: Авиакомпания занимается в основном региональными регулярными и чартерными перевозками

Икар

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Boeing 737 NG510.817.615.2
Boeing 767519.421.019.8
Embraer 19067.510.39.1
Итого1616.623.114.3

Комментарий: Авиакомпания также работает под брендом PegasFly.

RedWings

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus A320414.115.714.7
Airbus A3211012.821.117.3
Итого1412.821.116.4

NordStar

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
ATR 42/7257.913.49.0
Boeing 737121.721.721.7
Boeing 737 NG79.420.115.4
Итого137.921.713.4

Флот Правительства Российской Федерации - Специальный летный отряд Россия

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Airbus A31958.09.68.8
Ил-96-30082.723.612.3
Sukhoi SuperJet 10035.57.66.2
Итого132.723.610.3

Комментарий: Интересные моменты. Во-первых, оба борта A319 имеют регистрационные номера серии RA, для России это не характерно. Во-вторых, в правительственном авиаотряде летает борт возрастом выше 20 лет. Правда, он там такой один, но из восьми Ил-96-300 пять - в возрасте от 10 до 16 лет.

И еще - после недавней катастрофы SSJ 100 в Шереметьево раздавались обвинения, что, дескать, правительство на них не летает. Как видите - летает. Flightradar24 вообще рейсы правительственного отряда показывает плохо, но по RA-89040 за последнюю неделю (с 25.06.2019) три рейса можно найти.

Газпромавиа

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Boeing 737 NG312.718.616.4
Sukhoi SuperJet 10094.05.74.7
Итого122.723.67.6

Комментарий: Два из трех Boeing 737 NG также имеют регистрацию серии RA.

ИрАэро

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Boeing 777320.422.421.5
Canadair Regional Jet 200316.718.217.1
Sukhoi SuperJet 10062.16.73.3
Итого122.122.411.3

Royal Flight

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Boeing 737 NG211.617.214.4
Boeing 757718.120.919.5
Boeing 767320.522.621.1
Итого1211.622.619.1

Якутия

Тип самолетаКоличествоВозраст
МинимумМаксимумСредний
Boeing 737 NG516.921.118.4
Dash 8323.924.924.4
Sukhoi SuperJet 10034.46.95.1
Итого114.424.916.6

И сводная таблица, показывающая, какой тип у какой авиакомпании самый старый. Отсортирована по среднему возрасту всего парка.

АвиакомпанияКоличество бортовСредний возраст парка
Максимальный средний возраст по типуТип (количество)

Победа
282.42.4Boeing 737 NG (28)

Аэрофлот
2514.38.1Airbus A330 (22)

Газпромавиа
127.616.4Boeing 737 NG (3)

Ямал
369.715.8Canadair Regional Jet 200 (11)

S7 Airlines
10010.216.7Airbus A319 (18)

Специальный Летный Отряд "Россия"
1310.312.3Ил-96-300 (8)

NordWind
2810.514.9Boeing 777 (9)

ИрАэро
1211.321.5Boeing 777 (3)

NordStar
1313.421.7Boeing 737 (1)

Россия
6213.519.0Boeing 747 (9)

Аврора
2113.814.4Dash 8 (11)

Уральские авиалинии
4514.214.5Airbus A321 (16)

Икар
1614.319.8Boeing 767 (5)

RedWings
1216.417.3Airbus A321 (8)

ЮТэйр
5916.521.7Boeing 737 (32)

Якутия
1116.624.4Dash 8 (3)

РусЛайн
1718.818.8Canadair Regional Jet 100/200 (17)

РоялФлайт
1219.121.1Boeing 767 (3)

Azur Air
2820.324.3Boeing 767 (10)

Что можно сказать по этим данным.

Из пятерки ведущих авиакомпаний четыре за последние семь с небольшим лет увеличили свой флот, причем практически все - в два раза, плюс-минус. Минимальный возраст у трех компаний из четырех - менее года, только у Уральских авиалиний 2.5. Что означает, что несмотря на непростую обстановку на нашем рынке авиаперевозок и вообще в мире Аэрофлот, S7 Arilines и Россия продолжают закупать новые борты. Средний возраст парка вырос в пределах полутора лет, у Аэрофлота даже уменьшился. Подробнее:

  • Аэрофлот - средний возраст парка 4.3 года. Средний возраст по типам за 7 с лишним лет поменялся незначительно, в районе +2.5 года, по А321 даже уменьшился. По А330 средний возраст поднялся на 6.3 года до 8.1 - они закончили закупать этот тип чуть больше шести лет назад, сейчас закупают широкофюзеляжные Boeing 777. Среди Boeing 737, которых появилось 47 штук, MAX не присутствует.
  • S7 Airlines - дошли до 100 бортов, средний возраст 10.2, что неплохо. A319 они больше не закупают, даже два отдали. Закупают A320/321, в том числе и модификацию neo, Boeing 737NG и Embraer 170/175. Вот у них как раз два MAX среди 737-х есть. Но, судя по Flightradar24, они их держат на земле, за последнюю неделю (с 24.06.2019) ни одного полета не зафиксировано.
  • Россия - средний возраст за 7 лет изменился на полгода, сейчас 13.5 - в принципе, на уровне многих ведущих компаний мира. Часть новых бортов они получили от "Оренбургских авиалиний" при слиянии (а у тех были борты прямо с завода), часть закупили сами (7 бортов 737NG с 2016 года).
  • Уральские авиалинии - средний возраст вырос на полтора года, до 14.2. Новых бортов, судя по всему, они за это время не закупали, только полетавшие. Но тем не менее с 21 до 45 бортов парк увеличили.
  • UTair - исключение из этой тенденции в пятерке ведущих авиакомпаний. Она сократила флот на четверть, с 82 до 59, а минимальный возраст увеличился с 0.1 до 7.2 - как раз на срок, прошедший с момента первого исследования. Т.е. с тех пор UTair новых бортов не закупала от слова совсем, только выводила. Средний возраст парка у нее максимальный по пятерке - 16.5 лет. И хоть увеличился он не на 7.2, а на 3.7 года - это, судя по всему, за счет вывода самых полетавших бортов.

    Эти статистические данные очень хорошо стыкуются с финансовыми новостями последних месяцев в отношении UTair - с декабря авиакомпания почти перестала обслуживать долги перед банками, не выплачивала проценты, по некоторым кредитам объявила дефолт, просит у банков списать кредиты на что-то около 35 млрд. рублей. В части вертолетного бизнеса у компании тоже убытки по результатам 2018 года. И это не закрытая информация, частично из отчетности МСФО за 2018 год, частично из новостей. Кстати, я это узнал уже позже того, как собрал статистику.

Итого. По сути в России два крупных игрока - Аэрофлот и S7 Airlines. У них дела идут весьма прилично. У двух игроков поменьше - Россия и Уральские авиалинии - дела идут относительно неплохо. В этой же лиге играет UTair, но у них явные проблемы, и их будущее, я бы сказал, пока не определено.

Из остальных пятнадцати компаний, которые я включил в этот обзор, только девять могли позволить себе за последние семь с половиной лет закупать новые борта. И в основном это были Sukhoi SuperJet 100. Исключение - Победа, но тут комментарии излишни.

Во второй части этого исследования я пройдусь по ведущим авиакомпаниями мира. Полную статистику приводить не буду, слишком большой объем, а вот по максимальному возрасту информацию приведу. Вместе с комментариями и выводами.

самолеты

Previous post Next post
Up