«Ешьте что хотите, только друг друга не ешьте», «пища не приближает нас к Богу» - подобные цитаты, вырванные из контекста, и прочие безумные глаголы обычно являются надежным признаком охлаждения веры и угашения духа:
- Чтобы добиться чего угодно, требуется самоотречение и самоограничение. Человек, к этим вещам неспособный, вообще ни на что не годен. Пост - это тренировка в себе этих навыков;
- «All you need is love» - это истинная правда, только любовь выражается в жертве, которая, опять же, невозможна без самоограничения. Если в жизни человека нет жертвы, труда, утеснения себя, то любовь и связанные с нею высокие этические понятия, даже если он о них говорит, ему неведомы в той же степени, как дошкольнику дифференциальное исчисление;
- «Я буду устанавливать для себя собственные правила, а не те, что установлены церковью». И это возможно, но реально работает только у тех, кто следует общим правилам и поверх них еще накладывает на себя дополнительные ограничения;
- Общецерковный эксперимент такого рода уже провели над собой католики, где церковь позволила всем поститься так, как они сами решат. Результат - пост как элемент благочестия исчез у них немногим менее чем полностью;
- От своего старого друга я не раз слышал такую отмазку: «Я не пощусь, потому что, если буду поститься, буду думать о еде; лучше буду есть мясо, помышляя о духовном». Всякое дело требует усилия, вложения, творческой мысли. Поста это тоже касается, и «думать о еде» ради Бога - это более чем духовное размышление, особенно в начале пути;
- Пост - это когда «шкура в игре». Множество людей говорят о чем угодно, не уплачивая за это никакой цены, и такова же цена их речей. Любая мысль действенна, если подкреплена делом, если за это чем-то уплачено. И в случае главной мысли нашей жизни - мысли о Боге - это выражается в посте, который сопровождает нас большую часть дней года;
- Общие посты - это то, без чего не может быть всего остального, но чем все далеко не ограничивается. Самоограничение здесь только начинается, а о его сияющих вершинах можно прочитать в житиях святых. И эти вершины - это не «только для монахов». В окружающей нас жизни, в том числе и в советские времена, были и есть люди, ходящие на обычную работу, но держащие пост и творящие молитву, как древние подвижники;
- «Какая у нас безрадостная религия: надо что-то с едой придумывать, а в церковь придешь - там покойника заносят, как будто издеваются», «я вообще нашу церковь не люблю - все у нас как-то мрачно, даже не посидеть на службе». Строгое ограничение в пище и прочих удовольствиях, гроб посреди храма для отпевания после обедни, стояние во время службы - это именно то, что надо как раз для того, чтобы разогнать то и дело сгущающиеся тучи в нашей жизни. Память о смерти и власть над собой маленьким и жалким, а отсюда трезвость, бодрость, ясность и радость;
- И наоборот, когда все удовольствия получил и пресытился - дальше тоска и хоть в петлю лезь;
Таков парадокс жизни: хочешь большой радости - лишай себя радостей маленьких.
Мой Телеграм-канал