mos_art выложил интересную подборку картин знаменитого британского художника Джошуа Рейнольдса (
http://community.livejournal.com/18century_ru/343299.html) на тему Семилетней войны. Рейнольдс дружил со многими офицерами армии и флота, поэтому в его живописи военная тема занимает значительное место. Художник создавал в своих портретах образ "героя" Британии. Но меня заинтересовало другое - важное значение Рейнольдс придавал и "колониальной" теме. Целый ряд его работ прямо или косвенно посвящен колониализму, рабству, новым географическим открытиям.
Вот, например, портрет леди Элизабет Кеппел (1761 г.) - супруги будущего адмирала Огастеса Кеппела, друга Рейнольдса:
В том же 1761 г. Рейнольдс пишет портрет капитана Джона Фута, служащего Ост-Индской компании, участвовавшего в завоевании Бенгалии. Портрет написан подчеркнуто в индийских тонах:
В 1762 г. Лондон с визитом посетил вождь индейцев-чероки Скайякаст Юка (известный как Остенаго). Чероки были союзниками англичан в Северной Америке в годы Семилетней войны. Рейнольдс, естественно, запечатлел индейца на своем полотне. Если не ошибаюсь, то на вожде в знак признания высокого положения надета накидка британского пэра:
Портрет героя Семилетней войны Джона Маннерса, маркиза Гранби (1764 или 1765 г.). Обратите внимание на чернокожего слугу за конем на заднем фоне:
Еще один герой Семилетней войны - Фредерик, князь Шомберг-Липпе (германский союзник Британии). И снова чернокожий слуга в правом нижнем углу портрета (1764 или 1767 г.):
В 1765 г. Рейнольдс написал портрет завоевателя Бенгалии лорда Роберта Клайва "с семьей и индийской девушкой" (так озаглавлена картина). Клайв аболиционистом никогда не являлся, поэтому девушка, конечно, была служанкой:
В 1770 г. Рейнольдс написал портрет чернокожего мужчины Френсиса Барбера. Барбер был слугой и другом Сэмюэла Джонсона - знаменитого британского культурного деятеля, создателя известного словаря, друга Рейнольдса. Доктор Джонсон отличался нескрываемым аболиционизмом. Барбер же, родившийся на Ямайке рабом, после смерти своего хозяина-плантатора в 1754 г. обрел свободу и приехал в Англию. Он стал работать в доме у Джонсона, где встретился с Рейнольдсом и тот написал его портрет.
Судя по портретам и кругу друзей Рейнольдса (куда входил и знаменитый вольдумец Эдмунд Берк), можно предположить, что художник и сам являлся аболиционистом.
Колониальная тема отражена и в портрете леди Кокберн с сыновьями (1773 г.) в виде попугая, привезенного, видимо, из Вест-Индии или Южной Америки:
В 1776 г. капитан Джеймс Кук привез в Англию заморского гостя - туземца Омаи с Таити ("а вы не были на Таити?":))))). Житель Океании тут же был запечатлен Рейнольдсом на картине:
Как видно, колониальная тема неоднократно поднималась Джошуа Рейнольдсом в его работах. Можно, конечно, называть это веянием времени, "буржуазной культурой" и т.п. (как это делают многие исследователи), но посмотрите на картины других живописцев XVIII века. Рейнольдс был практически единственным художником, писавшим портреты колонизаторов или колонизуемых (индейцев, индийцев, чернокожих или полинезийцев). Занимался ли он этим специально (учитывая возможный аболиционизм и дружбу с военно-морскими офицерами) или "по случаю"? На этот вопрос мне пока не удалось найти ответа.
Автопортрет Джошуа Рейнольдса: