В Англии Раннего Нового времени исследователи выделяют три типа торговых компаний: регулируемые, паевые и смешанные.
Регулируемые компании (regulated company) - имели общее управление, общую хартию и даже общие складочные места. В других странах такие компании выступали как единые корпорации, которым королевская хартия предоставляла монополию на торговлю. Однако купцы регулируемых компаний обладали экономической свободой и торговали самостоятельно, на свой страх и риск. Как правило, подобные предприятия могли себе позволить лишь представители крупного купечества, для которых этот риск не был слишком велик. К регулируемым относят компании, появившиеся в Англии в конце XV - первой половине XVI в. (например, компании купцов-складчиков, купцов-авантюристов, Восточную, Марокканскую компании и др.).
Паевые компании (joint-stock company) - представляли собой ранние акционерные общества, в которых купцы вносили пай разной величины и получали доходы соответственно своему паю. Это позволяло привлекать в подобные компании представителей мелкого и среднего купечества, что, естественно, сделало паевые компании самым популярным типом торговых компаний второй половины XVI - начала XVII в. Одной из первых таких компаний стала Московская торговая компания (возникла в 1553 г.), а уже к началу XVII в. среди паевых компаний были Левантийская, Бермудская, Испанская и др. Компанией смешанного типа считается Ост-Индская компания (возникла в 1600 г.), где паевой взнос делался только для отдельных экспедиций.
Возникновение паевых компаний совпадает с выходом Англии в океанические просторы, с началом длительных и опасных путешествий. И именно мелкие паевые торговые компании создавались для организации отдельных экспедиций в Америку. Временем расцвета паевых компаний стала вторая половина XVI в., когда английское купечество (как столичное, так и провинциальное) в условиях политической стабильности в стране получает возможность для реализации своих планов. Интересно, что купцы могли быть членами сразу нескольких торговых предприятий, что увеличивало товарооборот.
Однако столь бурное развитие английской торговли приводит в итоге к формированию в начале XVII в. в купеческой среде мощной олигархии, которая постепенно вытесняет в конкурентной борьбе мелких пайщиков из компаний. Таким образом паевые компании в семнадцатом столетии превращаются в регулируемые (в начале XVII в. - Левантийская, в 1622 г. - Московская, в конце XVII в. - Ост-Индская). А в первой половине XVII в. английская торговля оказывается в руках небольшой, но мощной кучки монополистов-олигархов, размещавшихся в Лондонском Сити. В 1604 г. в Палате Общин депутаты констатировали: «Все суконщики и по существу все купцы Англии горько жалуются на сосредоточении торговли в руках… купцов Лондона, к разорению всех других».
Как известно борьба против торговых монополий была одним из важных пунктов парламентских петиций в годы противостояния Стюартов со своими подданными. Купцы-аутсайдеры, проигравшие конкурентную борьбу, выступили на стороне восставшего парламента в годы английской революции. Победив, они пришли к власти и отменили прежние монополии. Однако фактически одни монополисты сменили других. В середине 1640-х гг. возмущенный Лильберн пишет: «Можно ли считать справедливым положение, что теперь снова вводятся патенты на мыло, соль, кожу и прочее, хотя монополии четыре года тому назад были отменены палатой и признаны противоречащими равноправию всех свободных людей Англии?»
История вновь повторялась…