Финская Лапландия: путешествие за снегом. 04-08.02.2020. День первый

Mar 20, 2020 03:22


Финская Лапландия: путешествие за снегом,
встреча с Йоулупукки и мечты о Северном сиянии.

3000 км за пять дней: на автобусах, поездах и пешком



Вступление

С вселенской печалью взирая на стремительно обваливающийся курс рубля, коронавирусное безумие, охватившее мир, карантины, закрытые границы, пустые полки в магазинах и идущие прямо к чёрту планы, понимаешь: сейчас самое время закутаться в простыню и ползти на кладбище теплое одеяло, заварить чай с лимоном, и писать грустные мемуары о недавних поездках под лозунгом: "круто, что успела". Ибо когда и куда я теперь поеду в следующий раз - большой вопрос. Так что ловите историю о прекрасной снежной сказке, о том, как за пять дней объехать половину любимой Финляндии, добраться в самое сердце Лапландии и пополнить ряды тех дорожных романтиков, кто не смирился в этом году с отсутствием настоящей зимы в Питере и рванул за ней куда-нибудь подальше на Север. Ведь если зима не идет к нам, то тогда мы идем к зиме!

Одним пасмурным осенним вечером, просматривая новостную ленту ВКонтакте, наткнулась я в своей любимой группе Vandrouki.ru на акцию: в каждом рейсе финских автобусов OnniBus пара первых билетов стоят всего по 1 евро. Билеты имеются в ассортименте на самые различные направления, даты - с ноября и по апрель включительно.

На автобусы Onnibus я уже обращала внимание в Финляндии: ярко-красные двухэтажные красавцы, мягко рассекающие по идеальным финским шоссе, с крупными веселенькими крылатыми буквами на бортах. И меня осенила идея - а что, если попробовать составить паззл из акционных автобусных билетов и посмотреть, получится ли у меня таким бюджетным способом добраться до Лапландии? А именно - до города Рованиеми, в восьми километров от которого проходит линия Полярного круга и расположена сказочная резиденция Йоулупукки - финского Санта-Клауса. Заодно было бы круто посетить еще два интересных северных города: Оулу и Кеми. Например, в феврале, когда весь поток новогодних туристов уже спадет, а зима еще будет в самом разгаре. В этом путешествии я мечтала увидеть: снег, скрипучий и пушистый, по которому так соскучилась в бесснежном Питере; сказочную деревню волшебного Деда Мороза, и, конечно же, Северное сияние, которое еще никогда в жизни не видела.

Полночи я потратила на раскладывание пасьянса с билетами. Нитку маршрута Лаппеенранта - Хельсинки - Оулу удалось составить сразу в обе стороны, билеты по 1 евро нашлись на все четыре автобуса. Причем девятичасовые переезды строго на север по маршруту Хельсинки - Оулу и обратно были ночными, что позволяло избежать дополнительных затрат на хостел. Конечно, ночной переезд - это некоторый напряг для организма, но я так ездила уже несколько раз и в целом переносила ночные поездки относительно неплохо, если их не две штуки подряд. В этот раз у меня получилось два ночных переезда, разнесенных во времени: между ними планировались две ночи в хостеле - вот и отлично, там и высплюсь. С северной же частью переездов из Оулу в Рованиеми и Кеми пришлось помучиться: на эти рейсы акций уже не было, но была возможность приобрести билеты на поезда финской железной дороги, при покупке которых сильно заранее можно сэкономить 50%. Сложность состояла в том, что посетить все три северных города хотелось в короткий зимний световой день: примерно с 10 до 15 часов, а значит и рейсы следовало подгонять под эти временные рамки. В итоге, перелопатив кучу вариантов, я сложила такой паззл:

04.02.2020 Вторник
СПб-Лаппеенранта 7:30-11:55 Эколайнс - 600 руб.
Лаппеенранта-Хельсинки 16:00-19:00 Onnibus - 1 евро
Хельсинки-Оулу 23:45-08:20 Onnibus - 1 евро

05.02.2020 Среда
Оулу-Кеми 16:20-17:50 Onnibus - 5 евро
Кеми-Рованиеми 19:08-20:22 VR.FI - 6,60 евро
Рованиеми Хостел

06.02.2020 Четверг
Santa Bus - 3,5 евро
Деревня Санта-Клауса
Santa Bus - 3,5 евро
Рованиеми Хостел

07.02.2020 Пятница
Рованиеми-Кеми 9:47-11:06 VR.FI - 6,60 евро
Кеми-Оулу 17:00-18:03 VR.FI - 6,60 евро
Оулу-Хельсинки 00:40-08:50 (08.02.2020) Onnibus - 1 евро

08.02.2020 Суббота
Хельсинки-Лаппеенранта 11:35-14:45 Onnibus - 1 евро
Лаппеенранта-СПб 17:05-23:05 Эколайнс - 600 руб.

Две ночи за кровать в шестиместном номере в хостеле Wherever Boutique Hostel, забронированные за два месяца до заезда, обошлись мне в 60 евро. Заезд ближе к нужной дате стоил уже почти в два раза больше, а свободных мест почти не было. Крайне популярное местечко в Рованиеми! Итого расходы на подготовку к поездке составили 105,8 евро, или 7400 руб.
Честно говоря, девять автобусов и три поезда в одном небольшом путешествии - это даже для меня как-то уж слишком много, учитывая, что практически весь транспорт по маршруту - финский, а как в Финляндии обстоят дела с регулярностью рейсов и соблюдением времени отправления, я пока еще не в курсе. И если хоть какой-нибудь автобус из этой цепочки выпадет или отменится, ночевать мне в сугробе где-нибудь на Полярном круге:-) Шучу, конечно, это же не безлюдная тундра, а вполне себе культурная цивилизация, так что в крайнем случае можно будет снять дополнительный хостел и задублировать автобусный или железнодорожный рейс вместо отмененного, но все это лишние расходы, причем немалые, которых хотелось бы избежать.

В итоге, понадеявшись на финскую педантичность и размеренность, я решила, что все будет хорошо. Время на пересадку и стыковку рейсов на всякий случай запланировала с запасом, купила все нужные билеты, оформила бронь на хостел и села рисовать маршрут по интересным местам финского Севера. Два месяца ожидания в новогодних хлопотах промчались незаметно, и вот, так и не дождавшись зимы и снега в Питере, ранним февральским утром я вышла из дома в предвкушении сказки и сбычи самых заветных детских мечт. Ура, я еду к Деду Морозу, йухууу!

День первый, 04.02.20. СПб - Лаппеенранта - Хельсинки

Утро традиционно дается мне очень тяжело. Не знаю, почему, но сколько бы я ни закладывала времени на сборы в любое путешествие, они затягиваются до самой поздней ночи накануне отъезда. Будь то всего несколько часов или пара суток в запасе - спать я все равно ложусь не раньше двух-трех часов ночи, а часов в пять утра уже пора вставать, завтракать и добираться до ж/д или автовокзала. В предвкушении поездки спится к тому же довольно плохо, так что первый день путешествия у меня почти всегда проходит в формате невменяемого зомби.

Именно в таком состоянии ранним утром я и выпадаю в финский приграничный городок Лаппеенранта. Первый раз я тут была прошлой весной, в мае. Тогда мне нужно было откатать свежеоткрытую визу для последующей поездки в Норвегию и встретиться с одним - заочно пока знакомым - финном, который ради этой встречи специально примчал из Савонлинны прямо к моему автобусу. В тот раз я даже не стала составлять маршрут прогулки по городу, понадеявшись, что финн, как местный абориген, сам покажет мне достопримечательности. Но оказалось, что он хоть и частенько бывает в Лаппеенранте, толком ничего тут не знает, кроме местных heavy metal клубов и симпатичных кофеен на набережной, так что нам пришлось гулять наобум и немножко по maps.me. Финн оказался очень милым, хотя и совершенно не таким, каким я себе его представляла по фотографиям, мы чудесно прогуляли до самого вечера, но я вконец офонарела от безумного количества английского, на котором неплохо могу читать и писать, но довольно плохо говорить и понимать в силу почти полного отсутствия языковой практики. Редкие путешествия не в счет, все-таки раз в полгода спросить как пройти в библиотеку - это не практика. Так что общение на английском для меня - это каждый раз жуткий стресс и взлом мозга, поэтому саму Лаппеенранту в прошлый визит я толком не запомнила. Вот и приехала наверстывать.

Первая же встреченная мной композиция полностью соответствует моему нынешнему состоянию. Вот такое суровое финское рукоделие... Я даже не знаю, как это чудо обозвать. Снеговичок? Бетоновичок? Мишковичок? :-) И чем бы он ни был, он столь же печален, сколь и совершенно невыспавшаяся я. А мысль о том, что впереди у меня еще и ночной переезд, энтузиазма явно не добавляет. Как научиться перед поездками ложиться спать в нормальное время?


Но зато погода сегодня просто шикарная. Мороз и солнце - день чудесный, несмотря даже на довольно суровый ледяной ветер.

Такое впечатление, что еще вчера в Лаппеенранте были сплошные лужи, а сегодня внезапно все замерзло и получился один огромный каток - везде очень скользко. Пошла гулять по обледенелой стене крепости - тот еще экстрим! Надо было ледоруб с собой брать, ибо несколько раз чуть знатно не улетела вниз.

Виды со стены крепости Лаппеенранты.






Эх, вот на этом месте я пожалела, что коньки все-таки не поместились в рюкзак, ведь в который раз убеждаюсь, что финны - настоящие фанаты катания на коньках по озерам, и при малейшей возможности заливают и расчищают прикольными дорожками все, что только успело подзамерзнуть.


Древняя крепость Линнойтус - одна из главных достопримечательностей Лаппеенранты. Строительство крепости начали в 1721 году шведы - для охраны границ, достраивали ее русские - с той же целью. В настоящее время стены крепости отреставрированы в первозданном виде.
Внутри крепости находятся две французские пушки образца 1877 года. Сотню подобных орудий Финляндии получила в подарок от Франции во время войны в 1939 году. Такими пушками была оснащена оборонительная линия Салпа, а часть из них участвовала  в боях на Свири и на острове Ханко. Пушки применялись для стрельбы прямой наводкой. Дальность полета восьмикилограммового снаряда составляла до 9,7 км.

Старинные пушки у музея Южной Карелии внутри крепости Линнойтус.

Какая-то сельскохозяйственная инсталляция в крепости.


На территории крепости проходит фестиваль ледовых скульптур. По большей части фигуры изображают что-то малопонятное, как, например, вот это изваяние с короной на голове.


Или вот это... Надписи не переводила, было как-то слишком холодно, чтобы снимать перчатки и пользоваться переводчиком.


А вот это уже вполне угадываемое и симпатичное!


Центральная ледовая скульптура.


Наверное, собачка... или бегемотик?


Опять что-то с короной. Может быть, тематика была какая-то королевская?


Ну и лошадка на прощание. Без короны.


После прогулки по крепости завернула в порт полюбоваться на спящие в сине-зеленых плащах яхточки. Развеваясь и хлопая, словно крыльями на ветру, подолами объемной ткани, яхты были похожи на связанных птиц, стремящихся вырваться из плена и улететь отсюда куда-нибудь в теплые края. Щемящее зрелище.


Удалось даже в первый и последний в этом сезоне раз пройтись по льду - Сайма на фоне необычайно теплой зимы на удивление хорошо промерзла, и финны спокойно ходят через залив пешком во все стороны.






Испытала приступ ностальгии по нашим многочисленным ледовым походам по Финскому заливу на Чумной, Зверев, Кроншлот и другие форты Кронштадта, вспомнила про так и не покоренный маяк Толбухин, вздохнула и пошла гулять дальше.

В центре Лаппеенранты есть несколько необычных памятников.

Памятник «Перелётные птицы», автор: Jouko Toiviainen, 1983 год. Эта абстрактная скульптура символизирует вынужденное переселения финнов в 1940 и 1944 годах с территорий, отошедших Советскому Союзу. Отдав значительную часть своей страны другому государству, Финляндия приютила и расселила своих граждан, оставшихся без дома - а это почти полмиллиона человек. Название скульптуры «Перелётные птицы» отражает изменения в жизни финнов после войны - люди ощущали тревогу и беспокойство и были готовы в любой момент сорваться с насиженных мест, как перелетные птицы.


Тут же, перед воинским кладбищем в центре города, установлена статуя "Мать-Карелия" (полное название - "Мать-Карелия выжившим, пленённым и погибшим героям"), посвященный жертвам войны 1939-1945 годов. Автор скульпторы -  Kauko Räsänen, год создания - 1993.

На гранитном постаменте - мать, оплакивающая своего павшего в боях сына. Фигуры матери и мертвого сына образуют крест - символ смерти. Памятник угловат и груб, но именно его неправильность, кубичность и острые грани передают собой боль, отчаяние, горечь и ужасы и потери военного времени.

С трех сторон памятник окружен черной гранитной стеной. На стене выгравированы имена и годы жизни погибших бойцов, похороненных в финских братских могилах на территории современной России, а также имена пропавших без вести солдат. Всего здесь высечено 5500 имён.

Чуть поодаль, с другой стороны воинского кладбища, находится скульптура Плачущего мальчика, стоящего перед разрушенным домом. Это памятник посвящен детям, сиротам двух Мировых войн. После окончания Второй Мировой войны в Финляндии насчитывалось около 50 000 сирот. Памятник был открыт 12 августа 2012 года. Автор памятника - скульптор Juhani Honkanen.


Памятник Сайменской нерпе, скульптор Maini Pääläinen. Каменная нерпа установлена в 1997 году и расположена прямо посреди Kauppakatu - одной из пешеходных улиц города. Это милое животное считается национальным символом Финляндии и строго охраняется законом, поскольку находится на грани вымирания. В честь нерпы каждый год проходит праздник - День сайменской нерпы.


Кирха Лаппеенранты.


Старая деревянная Ратуша - считается старейшим деревянным зданием в Лаппеенранте. Здание было построено в 1829 году, а окончательный вид приобрело в 1840 году, когда к Ратуше было пристроено крыло с залом заседаний.

Нашла новенькие граффити с котятами и мужиком. Сфотографировать граффити оказалось непростой задачей, так как размах рисунка довольно приличный.

Поэтому сначала крупно - котята.




Тут котята с фрагментами мужика.




Ну а тут и вся композиция целиком.


Где-то еще в Лаппеенранте есть еще граффити с нерпой и одуванчиками, но я, к сожалению, их не нашла. Поэтому следом будет два фото из интернета. Если кто знает, где они, напишите, пожалуйста.




И старейшие граффити с Лосем и Мишкой я почему-то тоже не нашла, хотя у меня был точный адрес. Нужный дом я пять раз обошла по периметру, но так ничего и не обнаружила... То ли адрес был неправильный, то ли рисунок закрасили, так что если кто знает, ткните в карту, где это?


Вдоволь нагулявшись, захожу в торговый центр Iso Kristiina выпить кофе с булочкой, а затем бегу на свой первый рейс на финском Onnibus`е. В целом, Лаппеенранту, оказывается, я и в прошлый раз почти полностью обошла - мы тогда даже больше всего интересного увидели, так как времени на прогулку было побольше. В целом, впечатление сдержанное - городок и городок, милый, чистый, типично финский, но какого-то особенного его очарования я не ощутила. Пока у меня в топе любимых финских городков Порвоо, Котка, Ловииса и Савонлинна.

Переезд Лаппеенранта - Хельсинки прошел отлично. Приехал двухэтажный красавец Onnibus, водителем оказалась строгая финская тетенька, которая внимательно сверила номер моего билета с данными в своем планшете и благодушно пропустила меня в автобус. На борту есть туалет, wi-fi, розетки, вполне удобные откидные кресла, а чего еще нужно? Напитков, правда, как в Эколайнсе или Люкс Экспрессе нет, ну да это переживабельно. Все остановки и объявления - на финском языке, иногда для разнообразия информацию скупо разбавляют английским, но в целом и так все понятно. Доехала хорошо и выпала в вечерний, уже бесснежный Хельсинки.

Опять расстроилась, что не взяла коньки (так и буду всю дорогу расстраиваться). В центре Хельсинки у ж/д вокзала залит отличный каток, вполне можно было покататься.




Ну а я просто иду гулять.

Коллекционирую Кафедральный собор.
Летний, осенний, весенний, с китайцами и без, утренний, дневной уже были, вечернего еще не было.


После небольшого прогулочного круга по центру Хельсинки захожу в супермаркет и покупаю в салат-баре развесной салат типа Цезарь с креветками и сухариками на вынос и коробочку земляничного сока - это мой ужин на сегодня. В зале ожидания автовокзала Kamppi сажусь за столик и с удовольствием всю эту вкусноту съедаю. Тут вдруг приходит какая-то страшная смс на финском от Onnibus. Пока загоняю текст в переводчик, уже успеваю испугаться, что мой рейс отменили / перенесли / еще что-то фатальное, но нет - просто заменили автобус с двухэтажного на одноэтажный со свободной рассадкой. Уф. Зато теперь я знаю, что если с рейсом что-то случается, то мне хоть смс придет, ну и то хорошо!

И вот, наконец, приходит самый страшный - потому что самый долгий и ночной - автобус! Посадка снова прошла отлично, я заняла себе удобное местечко, рядом никто не сел - автобус был занят примерно на треть, откинула спинку подальше и глубоко вздохнула. Ура! Всё получилось, я еду на Север! Впереди у меня девять часов пути строго вверх по карте, а там меня ждет зима, снег и настоящее волшебство!

Продолжение тут.

Одиночное путешествие, Культурный туризм, Финляндия

Previous post Next post
Up