Мы забыли о том, о чем все ещё помнят горы, растения и звери.
Забыли быть - быть в тишине, быть собой,
быть там, где жизнь, - здесь и сейчас.
Экхарт Толле
За восемь дней несколько раз радикально сменить пейзажи перед глазами, просто перебирая ногами по поверхности земли. За пять дней из них - повстречать всего пару человек. За одну ночь исполнить многолетнюю мечту и увидеть, наконец, Северное сияние (которого, к слову, ни один прогноз не предвещал).
Пройти бесконечные километры по коварному курумнику - живым камням, тяжело ворочающимся под ногами, пытаясь поймать свою новую точку равновесия под весом маршрутного рюкзака. Одолеть свои первые горные перевалы. Подняться на свои первые тысячники! Поиграть в догонялки с облаками: радостно наблюдать, как они мирно клубятся далеко внизу под ногами, но тут же быстро тянут к тебе свои огромные призрачные лапы - и ты неизменно оказываешься побежден.
В густом тумане целую вечность проблуждать по ущельям под мистическую музыку льющейся вокруг воды. Бродить ледяные ручьи, ощущая, как быстро немеют стопы. Перешагивать кучи медвежьего помета на тропе, слушая, как глухо ухает сердце.
Перебирать, перекатывая на языке, удивительные саамские названия: Ангвудасчорр, Кедыквырпакх, Аллуайв, Сенгисъявр, Маннепакх, Куфтуай, Чивруай... Увидеть два священных мистических озера: Райявр и Сейдъявр; поздороваться с их зловещим хранителем - Куйвой, и совершенно потерять голову от невозможно прекрасных золотисто-багряных красок заполярной осени.
Восемь дней вне цивилизации. Восемь дней сплошного космоса. Восемь дней полного погружения в мир первозданной природы. Да, кажется, именно таким и должен быть идеальный отпуск.
***
В мире так много прекрасных мест, что выбрать направление для очередного путешествия - это настоящая мука. Хочется и того, и другого, и побольше, и логике такой выбор, по крайней мере у меня, мало поддается. Поэтому я давно уже выбираю места для новых приключений так же, как и все остальное в жизни - исключительно сердцем. Мистические Ловозерские тундры давно уже меня манили, а десятки прочитанных отчетов только подтвердили намерение поехать именно туда и именно осенью (особенно большое спасибо
vendigo1989 за прекрасные осенние рассказы и фотографии, которые и сказали свое решающее слово). И да, это был верный выбор. Золотая осень в русской тундре - пожалуй, это самое красивое, что мне довелось увидеть своими глазами на сегодняшний день.
Взгляните сами на эти краски.
Озеро Сейдозеро, Ловозерские тундры, Кольский полуостров
Безымянные озера, Ловозерские тундры, Кольский полуостров
Ручей Эльморайок, Ловозерские тундры, Кольский полуостров
Безымянные озера и мифический Куйва, Ловозерские тундры, Кольский полуостров
Перевал Северный Тавайок, Ловозерские тундры, Кольский полуостров
Озеро Сейдозеро, Ловозерские тундры, Кольский полуостров
На склонах горы Нинчурт, Ловозерские тундры, Кольский полуостров
Озеро Сейдозеро, Ловозерские тундры, Кольский полуостров
Озеро Сейдозеро, Ловозерские тундры, Кольский полуостров
И это лишь крошечная доля красот. Но обо всем по порядку.
Краткая географическая справка из Википедии в моем вольном пересказе
Ловозерские тундры - это горный массив на Кольском полуострове в Мурманской области России, расположенный между озерами Ловозером и Умбозером. Вершины горного массива плоские, каменистые, максимальная высота массива относительно небольшая - самой высокой вершиной является гора Ангвундасчорр высотой 1120,6 метров. В центре Ловозерских тундр спрятано озеро Сейдозеро, с трех сторон окруженное горами, а с восточной стороны отделенное от остальной земли огромным Ловозером через небольшую лесную перемычку. Такое местоположение создает скрытый от всего окружающего мира укромный, тихий и труднодоступный уголок со своими особенными микроклиматом и атмосферой.
Сейдозеро совместно с прилегающими ущельями и склонами гор образует Государственный природный комплексный заказник "Сейдъявр". В территорию заказника включены и цирки Раслака - два геологических образования, представляющих собой круглые чаши ледникового происхождения диаметром несколько километров со стенами высотой до 250 метров.
Климат на территории Ловозерских тундр суровый, среднегодовая температура воздуха составляет -2,5 градуса. Зимой часты сильные ветра и бураны при низких температурах воздуха, снегопады возможны и в любой день лета. В долинах и ущельях отдельными местами снег не тает в и лежит круглый год, превращаясь в обширные снежники.
Население, мифы и легенды
Саамы
Горный массив Ловозерских тундр и запрятанное в его недрах Сейдозеро издревле считались местом силы саамов (лопарей) - древнейшего северного народа, овеянного многочисленными легендами и мифами и произошедшего, по старинному поверью, от чудесного оленя-оборотня Мяндаша.
Впервые о саамах написал античный историк Тацит (I век н.э.) - он воспевал саамов и утверждал, что суровый кочевой саамский народ счастливее тех, кто «вздыхает над плугом». Этот древний народ и сейчас славится неторопливым бытом и философским отношением к жизни. Не только уклад жизни саамов отличен от той жизни, что ведут жители суетливых городов - само время в представлении этого народа течет по-другому.
Например, саамы считают, что существует не четыре, а пять времен года: зима, весна, лето, осень и каамос - таинственный период с середины декабря до конца января, когда на землю саамов опускаются волшебные сумерки, а ночное небо озаряется северным сиянием. В представлении саамов это сияние связано с отблесками снежинок, которые взметает в воздух сказочная лиса, охотящаяся далеко за горизонтом.
Саамы, как и любой другой народ древности, были склонны одухотворять окружающий их мир. Все в мире, по мнению саамов, имеет душу - и животные, и растения, и камни; а силами природы повелевают могущественные духи, обитающие на земле, в воде и в подземном царстве, которые в случае непочтения к ним могли вызвать болезни и несчастья. Поэтому саамы старались жить в гармонии с природой: боялись обидеть землю и воду в озерах, просили прощения у убитых медведей, почитали священные камни - сейды, и приносили им жертвоприношения.
Сейдозеро, название которого переводится с саамского как Священное озеро, всегда было одним из центров духовной жизни саамского народа. На его берегах шаманы проводили самые важные обряды, здесь же проходили праздники, о нем слагались легенды, песни и красивейшие, певучие саамские сказки: про храброго Найнаса, предводителя сполохов северного сияния, про великого Солнце-оборотня, скачущего по небесам на оленях, про прекрасную деву Никийю ("Не есть я", что бы это ни значило), про Мяндаша-оленя, прародителя всех саамов и про милых, но коварных чахкли - крошечный подземный народец.
Чахкли
Чахкли меня больше всего впечатлили, так что расскажу о них чуть побольше. Чахкли - это маленькие волшебные подземные жители, похожие на гномов. Ростом они человеку примерно по колено. Вот как описан мир чахкли в саамской народной сказке.
"Однажды ходил старик по лесу и вдруг заметил, что между корнями одной старой престарой ели дымок курится. Подошел он ближе, смотрит: дыра в земле. Он лег на мох и опустил голову в дырку: что там такое? Что там делается?
И видит: там, под землею, житье такое же, как и у нас, саамов: погосты стоят - одни в лесу, другие у моря, пастухи оленей пасут, рыбаки рыбу ловят. В погостах вежи шалаши из тесаных досок такие же, сверху берестой и дерном покрыты, стоят как положено, в два ряда. В вежи люди входят и выходят из них, и детишки по улицам бегают. Вон какой-то мужичок учит своего оленя кережу возить. Там, еще подальше, пастух гонит стадо оленей; в речке девушки белье полощут. Все там, под землей, как у людей, а не люди. Какой то человечек вышел из вежи: ружье на плече, собачоночка на шнурке сзади бежит; ружье то кремневое, старинное - гремяхой называется. Это он на охоту пошел. Только сам то уж очень маленький, а собачка его и того меньше. Да и домик то его крохотный".
Чахкли владеют настоящими подземными богатствами, полными золота и драгоценностей. Но живут при этом они очень просто и скромно. У них нет даже одежды. Разговаривают они очень странно - теми же словами, что и люди, только в обратном порядке, «задом наперед», при этом неизменно хихикая. Отношение к людям у чахкли двойственное, про них говорят: «Сказывают, что добрее чахкли в целом свете никого не было», но «Добра от них не жди. Любят заманить человека и удушить его где-нибудь в каменной расщелине. Впрочем, от них легко откупиться золотой монеткой».
Мне нравится прочитанное где-то мнение, что такая противоречивость отношения чахкли к людям объясняется просто: чахкли любят повторять за людьми их слова и действия, поэтому если человек делает добро, то чахкли помогает ему, а если человек злой, то чахкли его наказывает. Но это не точно. Так что собираясь в поход по Ловозерским тундрам, не забудьте бросить в карман пару монеток на откуп маленьким хитрецам, пока они не начали вас душить где-то в каменной расщелине, ибо силой чахкли обладают на удивление могучей, а убить их обычным способом нельзя: «Те его копьями колют, дубинками колотят, а ему ничего не делается». Однако, хитрые саамы нашли способ избавляться от надоедливых чахкли. Зная, как те любят подражать людям, они поступают так: «Охотник взял нож и давай тупой стороной водить себе по горлу, нарочно, чтобы чахкли это видел. А чахкли тоже взял нож, да и зарезался...» Но это уже довольно жестко, монетка мне видится более гуманным способом обойтись без последствий от встречи с чахкли.
Куйва
С Ловозерскими тундрами и Сейдозером связано множество легенд, и самая известная из них - про великана Куйву, хранителя этих мистических мест. Гигантское изображение Куйвы (около 70 метров в высоту и 30 в ширину), зловеще возвышающееся над Сейдозером, видно издалека из многих точек Ловозерских тундр, а вот на этой моей фотографии рядом с Куйвой можно разглядеть и его верного оленя.
Великан Куйва, Ловозерские тундры, Кольский полуостров
Саамы-лопари рассказывают легенду о Куйве так: «Это было давно-давно, когда меня ещё не было. Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали - шветы, а мы лопь были, как лопь, - голая, без оружия, даже без дробников, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шветы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм - некуда стало лопи деться. И вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета, а он крепкий такой - большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейдъявр и Умбозеро.
И пошли они настоящей войной - кто с дробником, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейдъявр нашу лопь и стал её там крошить. Направо ударит - так не было десяти наших, и каплями крови забрызганы все горы, тундры да хибины; налево ударит - так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам.
Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их, спрятались в тальнике, пособирались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета; он туда, сюда - никуда ему прохода нет: ни к Сейдъявру спуститься, ни на тундру вылезти; так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты, когда будешь на Сейдъявре, сам увидишь великана Куйву, - это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли.
Так он там и остался, Куйва проклятый, а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять. Только вот окаменевшие капли саамской крови остались в тундрах, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили. Теперь часто в горах находят красный камень - эвдиалит, это и есть саамская кровь».
Существуют и другие версии появления великана Куйвы на горе над Сейдозером. Говорят, что когда-то, в незапамятные времена, саамы-лопари жили припеваючи и всего у них было в изобилии. Но их благополучие разрушил великан Куйва, нежданно-негаданно спустившийся с небес. Он принес беды и многие несчастья и почти истребил саамов, но тут саамы призвали своих богов защитить их, и бог-громовержец Айеке, услышав молитвы людей, поразил Куйву молнией, припечатав его к скале. В отместку застывший навеки на скале великан стал мстить саамам, насылая на них всякие бури и ненастья.
В свою очередь, ученые объясняют происхождение силуэта Куйвы хитрой комбинацией мхов и лишайников, которые выросли на влажной стороне скалы. Неплохая версия для тех, кто не верит в мистику, но все же на вопрос, почему мхи и лишайники сложились именно в такой зловещий силуэт и он не меняется десятилетиями, ответа нет.
Mecтныe житeли и сегодня бoятcя Kyйвy и cтapaютcя бeз ocoбoй нaдoбнocти нe хoдить вблизи. Легенда гласит, что замурованный в горе над озером колдун Куйва не любит, когда его беспокоят. Потревоживших его покой ждет кара. Этим местные жители объясняют случаи странной гибели людей, пытавшихся покорить гору, на которой находится изображение, и многочисленные смерти на перевалах, спускающихся к священному Сейдозеру. Народу тут погибло или пропало без вести действительно очень много, и мы к этому моменту еще вернемся.
Сейды
Сейды, священные каменные сооружения, расположенные в России преимущественно на территории Кольского полуострова и Карелии, - это важная часть саамской культуры. В обычном понимании сейд - это крупный валун, поставленный на несколько мелких камней или застывший в неустойчивом положении, например, на склоне скалы. Саамские легенды утверждают, что сейды передвигаются сами, движимые некоей магической силой. Веря, что в этих камнях живут духи, саамы приносили им в жертву животных, рыбу, вещи, чтобы получить поддержку в рыбной ловле и в других промыслах.
Сейды гораздо старше народности саамов - ученые, основываясь на сопоставлении климатических, исторических и геологических данных, датируют возраст сейдов примерно 7-5 тыс. лет до н.э. Одной из гипотез возникновения сейдов, изложенной в книге действительного члена Русского Географического Общества В. Мизина «Сейды - каменная загадка древней Арктической цивилизации...» является предположение о существовании в Арктике в доисторические времена некоей мегалитической цивилизации, оставившей нам комплексы каменных сооружений непонятного назначения. Исчезновение предполагаемой цивилизации связано с ухудшением климата в этом районе (сильным похолоданием) и возможным уходом представителей этой цивилизации в более южные районы, либо полной ее гибелью.
Все эти исследования наводят на мысль, что некогда существовавшая в этих краях цивилизация развивалась совершенно иначе, чем цивилизация нашего времени. Все современные технологии рассчитаны на усовершенствование внешнего мира человека, его материального благосостояния, в то время как знания строителей сейдов были обращены на работу с внутренним миром и достижение единения человека с природой. Может быть, именно поэтому так еще далек современный человек от понимания феномена сейдов.
Самые крупные комплексы сейдов находятся на вершинах небольших скалистых гор островов Русский и Немецкий Кузова, горах Кивакке и Воттовааре. В окрестностях Сейдозера сейдов не так много, как на Воттовааре, например, но тоже встречаются.
Прочие мифы и легенды
Чтобы описать всевозможные мифы, окутывающие Сейдозеро и его окрестности, не хватит никаких отчетов, да это и ни к чему - в интернете полно статей на эти темы, а для тех, кто любит более внушительные и серьезные труды, имеются объемные книги, посвященные загадкам Ловозерских тундр. Перечислю очень кратко лишь самые знаменитые.
В число самых известных легенд входят истории о поисках следов древней цивилизации Гипербореи, которым были посвящены научные экспедиции оккультиста, писателя и исследователя Александра Барченко в 1920х годах. Известны также легенды о подземном шаманском городе в недрах горы Нинчурт на южном береге Сейдозера; легенды об запретном Ocтpoве Moгильном, где шаманы проводили свои oбpяды и куда они приходили умирать, а потому остров полон слeдoв жepтвoпpинoшeний и душ умерших людей. Лeгeндa глacит, чтo временами ocтpoв нaчинaeт двигaтьcя и yпpaвляeт им пpeкpacнaя Бoгиня вoд, которая сoблaзняeт мyжчин и тoпит в вoдe Ceйдoзepa.
Очень распространена легенда о местном снежном человеке. Саамы уверены, что в окрестностях Сейдозера живет настоящий снежный человек, лесной дух Мецвуйнас, который не причиняет зла тем, кто не шумит и не тревожит священные места, но нарушителей покоя может жестоко наказать: напугать, сбить с пути, и даже сбросить в ущелье.
Еще одно удивительное явление, присущее Ловозерским тундрам - меряченье, или полярный арктический психоз. Другое название меряченья - зов Полярной звезды. Это необычное психическое состояние человека, в котором он становится похожим на зомби, начинает совершать странные ритмичные движения, издаёт нечленораздельные звуки и, будто подчиняясь зову, неслышному для других, он устремляется на север - к Полярной звезде. Любые попытки остановить человека в таком состоянии встречают активное сопротивление: он впадает в буйство, сопротивляется и, проявляя нечеловеческую силу, вырывается и устремляется в свой, зачастую, последний гибельный путь. Само слово "меряченье" происходит от слова "мирячить", что означает «быть одержимым», «быть в состоянии безумия».
Известен случай, произошедший в конце 18-го века, когда норвежские мореплаватели остались зимовать на своем судне до весны в прибрежной зоне Антарктиды. Когда наступило время полярного сияния, с двумя членами команды произошел приступ истерии. Один за другим они выскочили на мороз и побежали на север. Остановить их не смогли, настолько они стали агрессивными. После этого случая все экипажи, идущие на север, стали включать в свое снаряжение смирительные рубашки.
Известны и случаи, когда болезнь принимала массовый характер. В 1870 году около 70 человек Нижне-Кадымского казачьего отряда, к ужасу врача, во время этих странных припадков начинали петь чужими голосами на неизвестных языках. После приступа люди не помнили, что с ними происходило.
После многих исследований ученые установили, что в состояние меряченья люди приходят во время полярного сияния, когда частота пульсаций полярного сияния красного или алого цвета начинает совпадать с ритмом человеческого мозга. Меряченье негативно воздействует на организм человека, способно вызвать обострение различных заболеваний. Также есть свидетельства, что в такое состояние способны вводить людей и шаманы, используя специальные заклинания, как прямым воздействием, так и опосредованно - люди впадают в транс в заговоренных шаманами местах или вблизи священных камней.
Ну и напоследок не могу обойти стороной легенду об НЛО. Входящие в состав Ловозерских тундр цирки Раслака по причине своего необычного внешнего вида также издревле являлись предметом саамских сказаний и легенд. Среди них - легенда о том, что это остатки храмов, построенных много веков назад великанами, но во второй половине 20го века на волне увлечения уфологией появилось мнение, что эти цирки могут быть взлётно-посадочными площадками для инопланетных космических кораблей. Также в интернете есть статьи о якобы замеченных в прошлом веке над Кольским полуостровом боях нескольких объектов НЛО, но мне они показались совсем уж сказочными, чтобы говорить о них сколь-нибудь всерьез.
Погибшие люди
Чивруайская трагедия
Самым известным и обсуждаемым трагическим происшествием, случившемся в Ловозерских тундрах, является Чивруайская трагедия - гибель десяти лыжников-туристов в конце января 1973 года. Молодые, опытные ребята-походники, студенты из Куйбышева, среди которых была и одна девушка, не смогли преодолеть Чивруайский перевал. Их занесенные снегом тела находили на разных местах склона, и именно этот факт породил множество вопросов и загадок: что заставило разделиться подготовленную группу? От чего они бежали, почему решили в сумерках взбираться на крутое плато, а не разбить лагерь в ущелье в условиях начавшейся непогоды?
Среди версий: резко ухудшившаяся погода с обильным снегопадами и ураганным ледяным ветром, мгновенно сбивающим людей с ног; приступ меряченья - арктической истерии, о которой я рассказывала выше; ссора между участниками группы и даже имеет место версия испытания климатического оружия. Часто проводятся параллели с гибелью группы Дятлова в 1959 году, из-за схожих обстоятельств гибели двух групп.
После прослушивания 25-минутного расследования журналистов Комсомольской правды "
Гибель туристов на Чивруайском плато: копия трагедии на перевале Дятлова?", которое показалось мне вполне адекватным и аргументированным, я придерживаюсь погодной версии, впрочем, как и в большинстве других знаменитых трагедий, в том числе Дятловской. Люди, знакомые с Севером не понаслышке, знают, насколько беспощадны и смертоносны могут быть погодные явления в этих широтах, и никакая опытность туристов не дает стопроцентной гарантии от простой человеческой ошибки, которая может стоить жизни.
В районе места происшествия установлен обелиск. А в нижней части Чивруайского ущелья, в 1976 году архангельские туристы соорудили избу в память о погибших студентах. Сейчас эта изба является уютным пристанищем для всех туристов - тут можно переночевать, согреться, растопив печку, приготовить еду, пообщаться с единомышленниками, оставить что-то ненужное из вещей и еды и взамен взять что-то из оставленного другими и запечатлеть свои нетленные мысли и эмоции в многотонном издании Чивруайской тетради, каждый томик которой заполняется в походный сезон со скоростью света. Данная избушка помогла и помогает спасти жизни туристов, оказавшихся в тех местах в сложной ситуации.
Гибель белорусских туристов под лавиной
Более понятный, но не менее трагический случай произошел в Ловозерских тундрах в марте 2010 года, когда шестеро белорусских туристов вышли на маршрут по горному массиву. Несмотря на молодость - путешественникам было от 20 до 30 лет, они считались опытными туристами. Двое уже совершали переходы по этим горам и соседним Хибинам.
"8 марта туристы во второй половине дня туристы выдвинулись в сторону перевала Северный Тавайок, - рассказывают оставшиеся невредимыми двое туристов Александр Юрага и Дмитрий Фомин. - Через два часа вышли из зеленой зоны леса. В это время с горы справа сошла лавина. Накрыло группу из четырех наших товарищей, которые шли впереди. В течение двух с половиной часов мы копали, кричали, но никого не нашли. Когда стало темнеть, решили вернуться к лагерю, а утром отправились в Ревду за помощью".
Спасатели несколько дней искали под завалами снега пропавших путешественников. 11 марта спасательная операция в горах Ловозерские тундры завершилась, тела всех четверых погибших под лавиной белорусских туристов были найдены.
Петербургский Хатико
А вот и недавняя трагедия, которую уже окрестили историей про петербургского Хатико.
В конце июля 2019 года 66-летний Михаил Холостов, опытный путешественник из Петербурга, отправился в Мурманскую область путешествовать по Кольскому полуострову, а собой взял Филю - золотистого ретривера, который не раз сопровождал хозяина. 27 июля путешественник оставил свой автомобиль, вишнёвый Honda Pilot, на парковке Ловозерского ГОКа и отправился в сторону Сейдозера. Вернуться из поездки Михаил обещал в середине августа, однако так и не объявился. В конце месяца тревогу забили его знакомые. Они бросили клич в социальных сетях и обратились к спасателям.
Поиски начались 27 августа. Спустя пять дней Холостова нашли в 3,5 километрах от машины. На тело набрел местный житель, который участвовал в операции и хорошо знает местность. Рядом с хозяином сидел Филя. Преданный пес целый месяц сторожил погибшего мужчину. За это время животное сильно исхудало и обессилело. На теле Михала следователями не было обнаружено следов насильственной смерти. В начале сентября пса из Мурманска в Санкт-Петербург забрали новые хозяева - друзья погибшего Михаила Холостова.
Случаи гибели туристов при невыясненных обстоятельствах в Ловозерских тундрах - не редкость. Вот что говорит директор Музея кольских саамов Галина Кулинченко: «У нас постоянно происходят похожие трагедии. Люди тонут на Сейдозере (это намоленное место, где шаманские обряды проводились), пропадают в горах. Был даже случай, один в один похожий на то, что произошло на перевале Дятлова. Четверо туристов разрезали палатку и замерзли, разбежавшись в разные стороны. Были и другие несчастные случаи».
Другие известные несчастные случаи
В конце 1950-х при восхождении на пик Ангвундасчорр погибли двое опытных альпинистов. Остальные члены группы убежали из долины, оставив тела товарищей и снаряжение, а после рассказывали о необъяснимом страхе, который их тогда охватил.
Летом 1965 года в Ловозерских тундрах исчезла группа из четырёх человек. Поиски пропавших были долгими и завершились с осенними заморозками. Вначале удалось обнаружить последнюю стоянку туристов, где валялась палатка, рюкзаки и восемь пар разорванных сапог. Останки туристов, объеденные лисами, нашли в другом месте, но так и не смогли установить, от чего они погибли.
Спустя несколько лет в этих местах погибли ещё 11 человек. Официальная причина смерти - отравление грибами. При этом все туристические маршруты по Ловозерским тундрам после того случая на долгое время были закрыты.
В 1999 году на одном из перевалов вблизи Сейдозера при невыясненных обстоятельствах погибли четверо местных молодых ребят, проживающих в Ревде. По словам очевидцев, "на лицах погибших застыла гримаса ужаса и умерли они от разрыва сердца, признаков насильственной смерти выявлено не было. Ребята лежали цепочкой, вытянувшейся от перевала до ближайшего жилья. Последний пробежал семь километров и упал в двух сотнях метров от ближайшего дома, где надеялся найти спасение". Рядом с погибшими были якобы обнаружены следы гигантских человеческих босых ног, поэтому в данной трагедии преобладает версия с появлением снежного человека, который так ужасно напугал ребят. Правда это или нет, сказать сложно, я все же довольно скептически отношусь к подобным предположениям, но зловещую атмосферу Ловозерским тундрам подобные истории нагнетают неплохо. Особенно таким впечатлительным путешественницам, как я.
Ещё одна странная история произошла сравнительно недавно, летом 2017 года. Вблизи Сейдозера туристами были обнаружены две палатки с разбросанными вокруг вещами. Владельцев туристического снаряжения найти не удалось. Впрочем, брошенные владельцами палатки находили неоднократно, и в 2020 году в том числе. Кроме мистической версии пропавших без вести людей, есть вполне себе реалистичная версия, что палатки эти принадлежали браконьерам, которые в спешке побросали свое имущество, скрываясь от егерей заказника.
Также сохраню в подборку несчастных случаев происшествие на перевале Эльморайок, которое, к счастью, не закончилось смертью участников, но было весьма близко к этому.
ЧП в Ловозерских тундрах - "Некоторые последовательности ЧП с московскими туристами и подробности по спасательной операции девушки, подвергшейся длительному переохлаждению в предгорьях Ловозерских тундр". Очень познавательный разбор происшествия с полезными комментариями о том, как не надо ходить в горный поход, даже, казалось бы, такой несложный.
Существуют разные теории, почему люди странным образом погибают или ведут себя неразумно на Кольском полуострове. Например, учёный Валерий Дёмин, исследовавший регион, утверждает, что на состояние человека влияют магнитные аномалии.
«Долгое пребывание здесь действительно негативно влияет на людей. У одних просто болит голова, другие теряют сознание, третьи слышат песнопения и чьи-то голоса. А причина в том, что здесь существуют так называемые геопатогенные зоны. Согласно тектонической карте, в районе Сейдозера имеются разломы земной коры, происходит активное выделение радона. Здесь меняются интенсивность, структура и взаимосвязи геофизических полей (прежде всего магнитного и гравитационного - отсюда изменение веса человека)», - писал Дёмин.
Однако другие учёные считают такие утверждения голословными. «Я несколько раз бывал на Кольском в геологических экспедициях, - рассказывает геолог Михаил Бурлешин. - Находился по несколько месяцев там, и никаких проблем со здоровьем не возникало. Более того, я не видел ни одной научной работы, доказывающей влияние магнитных аномалий на состояние человека».
Но как бы там ни было, Ловозерские тундры были и остаются загадочным и красивейшим местом, наполненным мифами и тайнами, которое ежегодно привлекает множество походных романтиков и авантюристов.
Первая часть вступления получилась очень обстоятельной и длинной, но мне хотелось передать вам свое настроение перед походом, а заодно вспомнить все эти истории, взахлеб мной прочитанные в процессе подготовки к поездке.
Итак. Загадочные причины смерти и пропажи людей, будоражащее нервы возможные приступы меряченья, гнев старика-великана Куйвы и духов умерших шаманов, маловероятная, но все же не исключенная встреча со снежным человеком и хитрецами чахкли - как вы понимаете, все эти мистические радости напрочь затмили в моем излишне богатом воображении куда более реальную опасность встречи с медведем или вероятность заблудиться в тумане. И если к реальным опасностям можно было подготовиться, то как готовиться к неожиданному припадку безумия было не очень понятно. Поэтому накануне отъезда я запретила себе читать всякие страшилки, а вместо этого скачала в читалку милые и добрые саамские сказки. А что из этого получилось, а также про маршрут, сборы и моего спутника в этом походе я расскажу уже очень скоро в следующей части отчета. Не уходите далеко.
Продолжение
тут.