Они валяются на траве и хрустят яблоками.
- Машка! - кричат хором. - Ты чего одна сидишь? Иди к нам!
Они часто хором разговаривают, потому что с первого класса дружат.
Они - это Динка, Федька, Тата и Петров. Вообще-то у Петрова тоже имя есть - на самом деле он Иннокентий. Только Петров не любит, когда его так зовут, сразу в драку лезет. А Машка - это я. Обычно я одна не сижу, у меня друзей много. Но сейчас я от всех сбежала и устроилась поближе к этой четверке. Жую бутерброд и делаю вид, будто мне никто и не нужен. Не потому, что угощать никого не хочу - я не жадная. И уж вовсе не потому, что подслушивать собиралась. Просто ребята не любят, когда к ним в компанию навязываются - если бы я сама подошла, нипочём бы разговаривать не стали. А мне интересно, о чём они сегодня секретничают.
- Я не просто так сижу! - кричу в ответ. - Я задачку решаю! Вот, слушайте: девочке Маше мама дала с собой в школу пять бутербродов. Маша один бутер съела, четыре осталось. Если мама увидит, что Маша плохо кушала, то завтра положит ей в портфель десять бутербродов. Что делать-то? - спрашиваю. - Я же столько не унесу!
- Очень сложная задачка! - смеются они. - Чтобы получить правильный ответ, надо поделить! Четыре бутера отлично делятся на четверых!
- Хватит уже орать, - говорит Федька, - садись к нам и держи яблоко. Да подождите вы, не ешьте! Пусть ей завтра десять бутеров дадут! Маш, хочешь, я тебе портфель до школы донесу?
- Не жадничай, - фыркает Динка, - тогда и носить ничего не придётся.
Они едят бутерброды, а я хрумкаю яблоком. Хорошо, что первого сентября на уроки можно не торопиться. Я в эту школу перевелась давным давно - ещё после первого класса, когда мы в этот город переехали, - но до сих пор радуюсь, как здорово здесь всё устроено. Наш директор считает, что день знаний - это праздник, а в праздник уроков не бывает - и без того хлопотно. Мы всё утро первоклашками занимались - встречали, по школе с ними ходили, показывали да рассказывали, накормили праздничным тортом и проводили по домам.
Столовая сегодня не работает, а погода отличная, и в обеденный перерыв вся школа загорает на лужайке с бутербродами и яблоками. Сейчас перекусим - и разбежимся по кабинетам, рассказывать, что летом делали. Нашему пятому… ой, уже шестому классу есть, чем похвастаться: как-никак, целый июнь на своей первой летней практике отработали!
Ребята доели бутеры и снова развалились на травке.
- Машка, ты на практике чем занималась?
Я-то с археологами в Новгород ездила, на раскопки. Хотя на самом деле я палеонтологом хочу стать - мне динозавры нравятся. Жаль, что папа меня в Монголию не отпустил. Сказал: «Знаю я тебя - возьмёшь, и живого динозавра откопаешь. И не просто откопаешь, а ещё и домой привезёшь! Придётся тогда для него огромную конуру во дворе строить - больше, чем весь дом». Сказал: «Хорошо, если травоядный окажется, а вдруг ти-рэкс попадётся? Кем кормить будем?» Сказал: «Его в лесу выгуливать три раза в день придётся, кто это делать будет? Я - на работе, мама не удержит, а ты в школе до вечера».
Вот и пришлось ехать на археологическую практику. Но мне всё равно понравилось - я столько всего откопала! Правда, берестяные грамоты и монеты пришлось оставить для музея, но мешок костей разрешили забрать. Хорошие кости, почти целые, даже половина черепа сохранилась. Надо будет из них скелет сложить!
- Я под Новгородом динозавров искала, потом расскажу. А вы-то, - спрашиваю, - вы-то где были?
Это я специально притворяюсь, будто не помню, - чтоб они не зазнавались. Весь класс завидовал, когда в январе англичанка сказала: «Тата, Дина и Фёдор! Ваши успехи в изучении английского языка заслуживают лингвистической практики в самой престижной волшебной школе Объединенного Королевства!» Англичанка у нас хорошая, только очень сложно выражается: так иногда завернёт - даже непонятно, что имела в виду. Вот и тогда мы не сразу догадались, что это она про Хогвартс.
Но эти, вместо того, чтобы умереть от счастья, сказали: «Мы без Петрова никуда не поедем». И до самого лета подтягивали Петрова по английскому, чтобы их вчетвером взяли.
- Уууу, - смеются они, - Машка, ты даже не представляешь! Там классно! Всё точь-в-точь, как в книжке написано! Смотри, что мы сделали! - и пальцами в животы друг другу тычут.
Я сначала не поняла - чего это они? А когда присмотрелась - и вовсе удивилась: они рисунками на футболках хвастаются! Хотя, нет, - это не рисунки, а наклейки. У Динки - кошка, вся из сверкающих бусинок, у Таты - мышка, у Петрова - лохматая собака, а у Федьки… крыса, что ли? Точно, крыса, но бесхвостая почему-то. И правда, очень симпатично, только вот…
- Вы что, - говорю, - всю летнюю практику в самой-самой волшебной школе футболки наклейками украшали?!
- Ты не понимаешь! Это ж не просто наклейки! - фыркает Динка. - Вот, смотри!
Она вскочила, провела по наклейке ладошкой, и вдруг… кошка замурлыкала, выгнула спину и задрала хвост трубой! У меня рот сам собой открылся.
- Ничего себе!
Тата тоже поднялась, расправила футболку, и я рассмотрела, что рядом с мышкой нарисована норка. Динка встала рядом - так, чтобы кошку было видно, - и мышка тут же пискнула и убежала в норку!
Я не удержалась, дотронулась до ткани - ух, ты! чёрное пятнышко есть, а дырки - нет!
- Не может быть, - говорю, - это сон, ущипните меня!
- Я бы тебя за волосы дёрнул, - зевает Петров, - только мне вставать лень. Зацени лучше моего волкодава!
Он перевернулся на спину и растянул футболку, показывая большую лохматую собаку жёлтого цвета. Собака спала, но, едва Петров почесал её за ухом, открыла пасть и села, вывалив язык.
- Отличный волкодав! - говорю.
- То-то же! Близко не стой, а то он агрессивный.
- Федька, - спрашиваю, - а твоя крыса что делает?
Федька вдруг разозлился и повернулся ко мне спиной.
- Это не крыса, это кролик, - хихикает Тата, - просто наш Феденька рисовать не умеет!
Я обошла вокруг Федьки, встала перед ним и сделала глаза, как у кота из мультика про Шрэка.
- Федь, извини, пожалуйста! Я не хотела обидеть твоего кролика! Можно посмотреть, что он делает?
- Да ничего он не делает, - хмурится Федька, - усами… то есть, ушами шевелит и трёт нос лапками.
- А причём тут «рисовать не умеешь»? Разве он нарисованный?
- Ты что, не видишь: они разные! - фыркает Динка. - Я свою кошку стразиками наклеила, а Тата мышку вышила.
Я снова посмотрела на Петровскую собаку - ага, понятно. Собаку он вырезал из какой-то ткани, а потом пришил. А кролик, значит, нарисованный… Эх, не повезло кролику, у Федьки с рисованием всегда плохо было.
- Классно, - говорю, - а меня научите? Я себе динозавра сделаю!
Они вчетвером руками как замахали.
- Ты что! Это секрет! Нам запретили рассказывать! У тебя всё равно не получится!
Я немного обиделась. Почему у меня не получится? Я-то и рисовать, и вышивать, и лепить умею… Даже музей современного искусства просил, чтобы я для них что-нибудь авангардное сделала. У нас город очень древний, ископаемых артефактов навалом, а вот современных экспонатов не хватает.
- Вот вы какие!.. Раз так - буду весь год английским заниматься, и меня англичанка тоже на практику возьмёт!
- Может, и возьмёт, - фыркает Динка, - только экскурсии на фабрику шоколадных лягушек в следующем году может и не быть! А кроме неё, таких мастер-классов никто не проводит!
- Жалко, - говорю, - что этому в нашей школе не учат.
- В школе чему-нибудь умному учат, - бурчит Федька, - умному и бесполезному. Ну, кроме английского, конечно… А чтобы всякие нужные вещи делать - типа волшебных палочек, мантий-невидимок и живых картинок - это надо в мастер-классах участвовать. Мы везде хотели поехать, только времени не хватило. Хорошо хоть, на шоколадно-лягушечную фабрику успели…
Нет, думаю, волшебную палочку мне не надо - я с этой штуковиной ещё четыре года назад познакомилась, когда на свои первые каникулы сюда приехала. Я, может, всё детство о волшебной палочке мечтала! А она, едва ко мне в руки попала, сначала желания перепутала, потом пропала, а в конце концов вообще взорвалась!
Мантия-невидимка меня тоже не интересует, у меня своя имеется. То есть, на самом деле, не у меня, и не мантия… Просто лесник оставил у нас на крыльце куртку-невидимку - давным-давно оставил, ещё весной - и до сих пор не забрал. Я в его куртке без спроса увязалась за папой и лесником, когда они на рыбалку пошли - и никто меня не заметил! Правда, потом я заснула прямо на берегу, и папа об меня споткнулся, а лесник ругался, но куртку опять забыл отобрать.
Живые картинки, значит, вот как это называется… Ладно, если ни Динка, ни Федька, ни Тата, ни Петров не хотят меня научить, - буду пока за ними наблюдать. Может, и сама разберусь, я способная.
За свою первую практику наш класс два дня с утра до вечера отчитывался. Это только так звучит серьёзно - «отчитывался», а на самом деле все просто рассказывали, чем летом занимались.
Лизка с Асей - они не сёстры, просто дружат и сидят за одной партой - лепили древнегреческие амфоры для сувенирного магазина. Однажды Ася споткнулась, уронила стеллаж с готовыми амфорами, и у неё сразу получилось очень много редких и древних осколков - сувениров хватило на целый класс, а любимой учительнице по истории две штуки досталось.
Ляля собирала лего для витрины в магазине игрушек. Ещё она подрабатывала дизайнером по интерьеру - каждый день в кукольном домике мебель переставляла.
Вика с Витой - ага, двойняшки - привели в школу овчарку. Они щенят дрессировали в собачьем питомнике, а потом уговорили родителей одного им купить.
Макс рвётся в космонавты - жалко, что его к космодрому и близко не подпустили. Зато приняли в аэропорт - поработать сбежавшим из дома ребёнком, который пытается улететь куда-нибудь без билета. Очень творческая практика: каждый день придумывать разные способы, чтобы проникнуть на самолёт! А вот службе безопасности аэропорта не повезло: целый месяц ловить шустрого и изобретательного Макса - это не работа, а наказание.
Васька тоже вместе с ним хотел, но служба безопасности отказалась гоняться за двумя малолетними зайцами. Тогда Васька попросился в экспериментариум, и его с радостью взяли. Сказали, что им как раз нужен хулиган - а по нему сразу видно, что мальчик подходящий. В экспериментариуме Ваське надо было механизмы на прочность испытывать - то есть, отрывать и ломать всё, что отрывается и ломается. За этот тяжёлый труд ему говорили «спасибо» и переделывали механизмы до тех пор, пока даже Васька не мог ничего испортить. Теперь он хвастается, что стал профессиональным варваром или вандалом, не помню точно.
Руслан у нас сладкоежка: он конфету съедает быстрее, чем я фантик разворачиваю! Вот и пошёл дегустатором на шоколадную фабрику. Жаловался, что работа очень сложная: глотать конфеты целиком нельзя, надо вдумчиво жевать, а потом придираться ко вкусу. Не представляю, какой из него дегустатор получился: для него сладкое - значит, вкусное.
Диана рисовала иллюстрации к детским книжкам, и ей так понравилось, что она даже в отпуск с родителями не поехала. Эдика родители в геологическую экспедицию взяли, у них палатку наводнением смыло - он в таком восторге был, теперь точно геологом станет! Галка в зоопарке за земноводными присматривала, у неё в первый же день из вольера две черепахи убежали, зато вместо них котёнок поселился, Галка его потом домой забрала.
В общем, все всё рассказывали, и я тоже - и про раскопки, и про свой мешок с костями. Мы всем классом из них динозавра складывали и так, и эдак! Жалко, что никого, кроме мелкого рогатого зверя неизвестного породы, не получилось. Я даже немного расхотела становиться палеонтологом, но ненадолго, потом снова захотела.
Динка, Федька, Тата и Петров на своей лингвистической практике не только наклейками занимались, а ещё и консультировали выпускников Хогвартса по магической истории российского государства. Уехали оттуда с мешком шоколадных лягушек и обещанием вернуться на следующий год. Оказывается, там очень рады ученикам, которые могут по-английски объяснить, чем Кощей Бессмертный от Волан-де-Морта отличается - на экзаменах спрашивают, а никто даже имя Кощеево правильно прочитать не может.
После их отчёта нам пришлось сделать перерыв, потом что ребята всем раздали по лягушке - пришлось есть шоколадку и разглядывать карточки-вкладыши. На весь класс набралось восемь штук с Гарри Поттером, семь с Дамблдором, четыре с Морганой, три с Мерлиным и остальные с какими-то неизвестными нам волшебниками и волшебницами. Здорово, конечно, когда на карточке исчезает и появляется сам Гарри Поттер, но я бы предпочла динозавра!
Я так и сказала, что живые картинки лучше, чем эти коллекционные вкладыши, только никто со мной не согласился. Мальчики сказали: ха, девчачье занятье, девочки сказали: фи, подумаешь, футболка! В шкафу-то и кофточки, и блузочки, и платьица, а живая наклейка всего одна!
На следующий день Тата пришла в сарафане, но мышка по-прежнему была с ней! Оказалось, что волшебные зверюшки перебираются за своими хозяевами на любую одежду! То есть, мы сначала думали, что на любую, пока Динка не выяснила, что её кошка не любит серое платье.
Петров сказал, что ради своего волкодава он готов весь год в одной и той же футболке ходить. Хотя, по-моему, он и без собаки нечасто переодевался.
Федькина крыса не привередничала и спокойно перебиралась с футболки на свитер и обратно. То есть, не крыса, конечно, а кролик. Хотя… не знаю… Мама мне однажды с собой в школу две морковки положила - похрустеть на перемене. Я с Федькой поделилась, а кролик даже внимания не обратил. Может, всё-таки не кролик, а крыса? Когда Федька бутерброд с сыром ест, она дёргает носом и садится на задние лапки.
У Петрова собака волнуется при виде бутера с колбасой и когда к Петрову Ася подходит. Ася волкодаву очень нравится - он сразу хвостом виляет и лапу подаёт. Самому-то Петрову Вика нравится. Или Вита - Петров ещё не понял, потому что одну двойняшку от другой он за пять лет отличать так и не научился. А волкодав ни Вику, ни Виту терпеть не может - как увидит, сразу зубы скалит и нос морщит. Наверное, боится, что Петров его на живого настоящего щенка овчарки променяет. Только зря боится - Петров свою собаку обожает. Он даже драться перестал, чтобы волкодава нечаянно не повредить!
Не то, что Тата… Мне ужасно не нравится, когда Тата нарочно подходит к Динке поближе, чтобы попугать мышку. Особенно теперь, когда заметила, что мышка с одной одёжки на другую перебирается, а норка у неё так и осталась на той, самой первой, футболке. Когда мышка понимает, что кошка рядом, а прятаться негде, то начинает метаться с живота на спину, бегать по рукавам туда-сюда и тихонько пищать. Тата смеётся, а я мучаюсь. И не только я, оказывается. Федька тоже страдает - он не любит, когда животных обижают.
Вот, пожалуйста, - опять Тата уселась поближе к Динке! Кошка обрадовалась, а бедная мышка принялась носиться по водолазке. Федька - к ним, и объясняет, что у мышей от стресса сердечные приступы бывают, как у людей, и вообще так поступать нехорошо. Только девчонки его совсем не слушают.
- Да ладно, - зевает Петров, - ничего она ей не сделает. Может, волкодаву тоже поохотиться? Только ему эта мышка - на один зуб!
И вдруг мышка - она как раз пробегала у Таты по спине - взяла, да и соскочила на свитер к Федьке! Прыгнула на живот - и врезалась прямо в спящего кролика! То есть, крысу… Ой, опять я запуталась!.. Та проснулась, села на задние лапы и начала принюхиваться. А кошка увидела, что добыча уходит - раз! - и перепрыгнула с Динкиной кофточки Тате на водолазку. Динка и ахнуть не успела - а кошка уже у Таты на спине, протягивает когтистую лапу, хочет схватить мышку! Она же не думала, что кролик ей помешает.
Только всё-таки у Федьки не кролик, а крыса - не испугалась ни чуточки и сразу цапнула кошку за лапу. Кошка мяучит, Тата визжит, Динка кричит, волкодав лает, а мышка уже из-за крысы выглядывает. Молодец, мышка, - как могла, так и спряталась!
- Ну, что, - говорит Федька, - доигрались?!!
- Подумаешь, - фыркает Динка, - увлеклись немного! Тата, отдавай кошку!
- Да пожалуйста! Очень мне нужна твоя кошка! Я её в гости не приглашала!
Кошка уже и сама не рада была, что так далеко убежала - быстренько перепрыгнула обратно к Динке на кофточку.
Тата отряхнула водолазку и скомандовала:
- Федька, отодвинь свою зубастую тварь, я мышку заберу!
Крыса сморщила нос и оскалила зубы - наверное, у волкодава научилась. А мышка спряталась у неё за спиной - так, что даже хвостика не видно.
- Не буду я её никуда отодвигать, - сердится Федька, - ты что, хочешь, чтобы она мне палец откусила? И вообще, сама виновата - нечего было её обижать!
- Ах, так! - обиделась Тата. - Ах так!... Тогда я тобой не разговариваю! И не дружу больше! Дина, пойдём!
Схватила Динку за рукав и потащила куда-то в сторону.
- Ой, - говорю Федьке, - ты серьёзно?
- Я серьёзно! - отвечает Федька с несчастным видом. - Что мне теперь, выгонять эту мышку, что ли? Она же не погулять вышла! Она спасалась и защиты искала!
Неделя прошла, а Тата с Федькой так и не помирилась. Динка с Петровым каждый день требуют:
- Ну, хватит, отдай мышку, Тата больше не будет её обижать!
Но Федька видит, что мышке у него лучше - у неё глазки весело блестят и усики бодрее топорщатся - и остаётся непреклонным.
Я спрашиваю:
- Почему Тата себе другую мышку не сделает? Её же научили! Я вот после мастер-класса на фабрике мягкой игрушки шесть тряпочных динозавриков себе сделала!
Федька хмурится.
- У тебя обычные динозаврики были, не волшебные. Не может Тата вторую мышку сделать! На мастер-классе живые картинки специальными заклинаниями оживляют. Только заклинания эти одноразовые - один раз используешь, а повторить нельзя!
- Ничего себе, жадность какая! - возмущаюсь я.
- Это не жадность, это коммерческая тайна называется. На фабрике шоколадных лягушек вообще всё засекречено! Поэтому больше никто не умеет делать такие вкладыши, чтобы на них волшебники как живые были! Даже мастер-классы проводятся не на самой фабрике, а в соседнем доме. Я вообще не понимаю, зачем им эта возня со школьниками? Продавали бы своих лягушек и не парились!
- Знаешь, я тогда с игрушечной фабрики целый мешок плюшевых медведей притащила, - вспоминаю я, - все карманные деньги на них потратила! Мама сказала, что мастер-классы - это супер-реклама.
- Понятно, - вздыхает Федька. - Слушай, от Петрова сейчас никакой пользы - он всё время то с Викой, то с Витой... Наверное, дрессировкой собак интересуется. Если ты такая умная, - скажи, как мне с Татой помириться? Я ссориться не люблю..
- А вот и скажу! Придумаю только и сразу скажу... Всё, придумала! Подари ей живую настоящую мышку. Хотя нет, лучше не мышку, а песчанку - они как мышки, только смешнее!
Федька взял, да подарил Тате клетку с двумя песчанками, чтоб одной песчанке не скучно было. С Татой-то он помирился, зато с ним Динка и мама Таты перестали разговаривать. Динка обиделась на то, что ей он котёнка не подарил, а на что обиделась мама Таты, мы даже не поняли.
Я сама, без всяких мастер-классов, сделала на свитере объемную аппликацию - динозаврика-стегозаврика.
- Федька, - говорю, - а пусть твоя крыса… ой, извини, твой кролик его укусит, чтобы оживить!
- Ты, Маш, чего-то напутала, - смеётся Федька, - через укусы только болезни всякие передаются, вроде бешенства! Ну чего ты прицепилась к этим живым картинкам? Смастери побольше динозавров - так, чтобы на все кофточки хватило!
- Я же не просто динозавров на кофточках хочу! Я хочу их оживлять, чтоб за ними наблюдать! Слышал, как учительница по биологии сказала, что с твоего свитера можно целую диссертацию написать? Про защитные механизмы в поведении грызунов! Ну так вот, если наделать динозавров, оживить и посмотреть, как они себя ведут на самом деле - это будет очень полезно для науки!
- Для науки, конечно, другое дело, - соглашается Федька. - Только не будет моя крыса твоего динозаврика кусать -ничего плохого он не сделал. Лучше я с тобой английским позанимаюсь - знать иностранный язык для науки тоже очень полезно будет!
- Ладно, - киваю, - давай. Иностранный язык науке не повредит, даже если меня англичанка на практику не возьмёт.
- Возьмёт, куда она денется! Только динозаврика захватить не забудь!
Я проверяю, на месте ли мой стегозаврик.
- Федька, - говорю, - мне кажется, или он нам подмигивает?!