Патолли

Oct 17, 2011 00:17



 Теория совпадений не имеет конкретного подтверждения и внятного алгоритма, но при этом даже самые упёртые скептики вынуждены признать: порою жизнь играет с нами такие шутки, объяснить которые никак невозможно. Другое дело социум - образ жизни, социальная система, общественный строй всегда диктуют поведение, манеры и даже способы развлечения. Неудивительно, что в одинаковых условиях возникают одинаковые вещи. В этом смысле ацтекская игра Патолли особенно примечательна.


 В виде игр Пачизи и Патолли перед нами предстаёт любопытнейший пример эволюционной конвергенции - едва ли не тотального подобия двух игровых систем, развившихся на противоположных сторонах Земного шара. Доски у обоих игр так поразительно схожи, что при первом взгляде кажутся тождественными, и лишь потом обнаруживаешь различия (причём, серьёзные). Можно представить то ошеломление, граничащее с потрясением, которое испытал Ван Гумбольт, первым сравнивший Патолли и Чаупар.



 Долгое время считалось, что Патолли происходит от того же предка, что и Пачизи. Это был один из сильных аргументов в пользу теории трансатлантического доколумбового контакта цивилизаций. Сегодня большинство исследователей склонны думать, что эти две игры возникли и развились параллельно и независимо друг от друга. Хотя есть и другие свидетельства, что два материка каким-то образом сообщались друг с другом. Так в некоторых храмах на юге Индии встречаются изображения богов, держащих в руках кукурузные початки, а эта агрокультура проникла в Европу значительно позже того, как были сделаны эти изображения.


 Если в случае с Пачизи всё сложилось более-менее удачно, то игра античной Мексики до сих пор таит в себе множество загадок. Перед испанским завоеванием у ацтеков было много азартных игр с бобовыми зёрнами («патолли» по-ацтекски значит «боб») или палочками тростника. Ни об одной из них не сохранилось достоверных сведений: записи индейцев Центральной Америки почти все были уничтожены испанской инквизицией, а у андских цивилизаций не было письменности, да и рисовать они тоже не очень любили. Сегодня учёные даже не могут прийти к единому выводу, что такое Патолли по своей сути - гонки или военная игра (в обоих типах игр фишки противников охотятся друг за другом по кругу, разница в том, что в военных играх фишки уходят с доски навсегда, а в гонках им позволено входить в круговорот заново). Самые ранние испанские источники упоминают и войну, и погоню, когда авторы пытаются описать Патолли и сравнить её с родными испанскими играми.


  Когда и где появилась Патолли, также не ясно. Возможно, она существовала задолго до ацтекского периода (1450 г. до н.э.). Археологи считают, что первые доски для Патолли появились по крайней мере десять столетий назад, как в области владения индейцев майя, так и в Центральной Мексике. Испанцы отмечали, что Патолли была одной из любимых игр ацтеков. Изображения людей, играющих в Патолли, встречаются в кодексах Диего Дурана «Мальябеччи». Индейцы размечали игровые доски на куске кожи или на соломенной циновке и раскрашивали яркими красками, но могли вырезать их в каменных плитах, на досках пола или столешницы. Игроки приносили с собой «доску» в виде свёрнутой циновки («Патоллистли») и цветные камешки в корзинке, которые использовали в качестве фишек. В более поздние времена, когда игра была запрещена, поле просто расчерчивали на земле.


 Общепринятым является мнение, что структура Патолли восходит к космологическим изображениям. Число клеток на поле для Патолли было основано на ацтекском календаре, в котором есть 52-годичный цикл (столько лет должно пройти, чтобы любая дата 260-дневного и 365-дневного года повторялась). Перед игрой соперники разжигали огонь и воскуряли благовония, прося у богов радости и удачи (особенно если собирались играть на деньги). Старинная рукопись гласит, что богом Патолли был Макуильксочитль или Макильсочитль (Macuilxochitl) - ацтекское божество музыки, танца, азартных и спортивных игр, прозванное «Богом Пяти Цветов». В левом нижнем углу нарисована доска для игры в какую-то крестово-круговую игру, сведений о которой не сохранилось. Вероятно, у индейцев доколумбовой Америки было много подобных игр; Патолли и Пулук сохранились до наших дней, от прочих остались только разрозненные наскальные рисунки.




 Макильсочитль тоже принимает участие в игре. Игроки выкликали его имя, когда бросали бобы, и обязаны были отдавать Макильсочитлю одно «очко», если бросок бобов не позволил сдвинуть ни одной фишки. Для этих «очков» обычно выделяют особое пространство чуть выше игровой доски, и победивший в этом раунде получал сокровище, скопившееся там, как дар Макильсочитля.


 Всё это очень не нравилось испанцам, кои видели в игре уступку идолопоклонству и язычеству. При этом Патолли имела ярко выраженное религиозное значение, использовалась в праздничных и погребальных ритуалах, поэтому католики старались уничтожить даже малейшее упоминание об этой игре.


В 1521 году Патолли официально была запрещена законом, все найденные циновки и принадлежности вместе с пиктограммами ацтеков были сожжены и сохранились только в самых отдалённых поселениях, большей частью в виде наскальных рисунков. Инквизиторы доходили до того, что игрокам, которых заставали за доской для Патолли, опаляли руки на огне. В итоге правила этой замечательной игры были утрачены, и восстановить их помогло только то, что у соседних майя сохранилась схожая по структуре игра под названием «Пулук» (в оригинале - «Бул», «Боул» или «Бол», а в Гватемале её называют «Квекчи» (Qeqchi).


 Пулук ныне - праздничная, церемониальная народная игра. В ночь перед севом кукурузы фермеры накрывают на улице столы, пьют пульке и качасу, веселятся и до утра отчаянно режутся в Пулук. Победа или проигрыш не имеют значения, важно только чтобы зерно, которое посеют на следующий день, успело напитаться светом и яркой радостной аурой, прежде чем уйдёт в «темную землю». Майя используют вместо костей четыре зерна кукурузы (на местном наречии они зовутся «Бул», что и дало название игре). Доска для игры в Пулук совершенно другая, не крестообразная как для Патолли и больше напоминает широкую лесенку, но параллели настолько очевидны, что сегодня правила Патолли практически полностью восстановлены.


 Патолли пользуется огромной популярностью в Латинской Америке как семейное развлечение, с успехом занимая нишу, которую в остальном мире занимает Пачизи, Людо и другие разновидности игр, восходящих к индийской игре Чаупар.


  При этом различий между Пачизи и Патолли при ближайшем рассмотрении обнаруживается гораздо больше, нежели сходства.
 Прежде всего Патолли - игра для двоих игроков. Вообще, есть изображения, где играют четверо, но лично для меня так и осталось загадкой, по каким правилам они играют (если кто подскажет, буду рад). Вероятно, в таком варианте каждая фишка тоже просто должна обежать по кругу всё поле. (Не исключено, что игроки просто пытаются играть в Пачизи на досках для Патолли.) Игровая доска тоже имеет форму креста (или скорее, заглавной буквы «X»), у которой есть квадратные и полукруглые поля, но в каждом «рукаве» всего по два столбца, а не три, как в Пачизи. Центральные «Дома» отсутствуют.


8 полей в середине «рукавов» помечены тёмными треугольниками (Если честно, здесь большие разночтения: одни считают это поле с треугольником одним большим квадратом, другие - двумя отдельными, помеченными маленькими треугольниками, а третьи и вовсе настаивают на том, что треугольники - сами по себе отдельные поля. Количество клеток таким образом на доске может варьировать от 52 до 60 и даже до 76 клеток). Иногда они расположены симметрично. Но чаще квадраты в разных "перекладинах" креста распределены по-разному: в одной - у самых концов, в другой - с отступом на ещё одну клетку.


 Путь фишек в Пачизи и Патолли тоже существенно различается: Пачизи строго симметрично, Патолли уникально асимметрично. Пути фишек пересекаются только в зоне четырёх центральных квадратов (соответственно, только там фишки противников и могут рубить друг друга). Прохождение Патолли при развёртке игрового поля оказывается одним лишь кругом, в то время как прохождение Пачизи - топологической связкой круга и креста, напоминающей при четырёхкратном наложении свастику.


 Правила Патолли таковы:
  * У каждого игрока по 6 разноцветных фишек.
  * В качестве костей ацтеки использовали пять бобовых зёрен: у них есть ямка на одной стороне, и можно ещё дополнительно содрать кожицу (так получаются кости D2). Очки на бобах считаются так:
 1 боб из пяти упал отметиной вверх - 1 очко
 2 - 2 очка
 3 - 3 очка
 4 - 4 очка
 5 - 10 очков


 * Каждому игроку перед началом игры начисляется в качестве «ставки» 6 условных очков (их можно «выдать» палочками или теми же бобами). Здесь, вероятно, возможны вариации (В компьютерном варианте у каждого игрока 9 ставок - часть из них они ставят на кон, остальные сбрасывают в корзинку Макильсочитля, но там полно ошибок, так что я бы не стал доверять этой версии). У обоих игроков должно было быть одинаковое число пунктов, чтобы сделать ставки в начале игры. Хотя любое количество было приемлемым, минимальным было шесть по причине наличия шести фишек, задействованных в игре.
 * Для вхождения каждой фишки в игру нужно выбросить «1». Стартовым квадратом служит один из четырёх, расположенных в месте пересечения диагоналей, ближний к игроку. После ввода в игру фишка движется по часовой стрелке вокруг поля.
 * Фишки движутся только вперёд.
 * Если фишка попадает в один из квадратов с чёрными треугольниками, у игрока отнимаются два игровых «очка» из шести, данных вначале игры. Игрок, в чьём рукаве находится этот квадрат, и получает эти отнятые очки. Если играют двое, в любом случае эти очки получает соперник. (Думаю по поводу количества и значения таких полей надо договориться заранее, чтобы не было ненужных споров).


* Попадание фишки на полукруглое поле на конце «рукава» даёт игроку дополнительный бросок. Возможно, при игре вчетвером игрок, сидящий напротив этого рукава, ещё и платит ему одно "очко" (непроверено - Д.С.).
 * Две фишки не могут находиться в одном квадрате. Но если фишка находится в одном из центральных квадратов (или четырёх примыкающих к ним по ходу), она может быть срубленной фишкой противника, которая встала на тот же квадрат.
 * Когда фишка достигает цели, игрок получает одно «очко» (возможно, даже всё, что накопилось в жертвенной корзинке) и дополнительный бросок. Однако если при следующем ходе противник выбросит на костях в точности те же очки, которые использовались для того, чтоб достигнуть цели, первый игрок теряет эти очки.
* Если игрок выбросит такое количество очков, которое не позволит ему сделать ход ни одной фишкой, он теряет одно условное «очко» и передаёт очередь хода следующему игроку. Это жертва в корзинку бога Макильсочитля.
 * Для окончания игры требуется точный бросок.
 * Если игрок остается без фишек на доске, он прекращает игру и выплачивает штрафное "очко".
 * Цель игры в том, чтобы переместить все свои фишки к финишу и вывести с доски, и/или отнять у противника весь запас очков. Конечным является последний квадрат поля, то есть квадрат, расположенный непосредственно перед стартовым.


 В принципе, правила требуют уточнения. В свете вышеизложенного нетрудно заметить, что при внешнем сходстве с Пачизи атцтекская Патолли немного сложнее и, пожалуй, даже интереснее. Это красивая счётная игра на очки, содержащая элементы стратегии, в ней многое зависит от удачи, но многое и от расчёта, знания особенностей штрафных полей и умения найти оптимальный баланс между скоростью прохождения поля и распределением призовых «очков».


 Не раз и не два учёные находили свидетельства о том, что Патолли каким-то непонятным образом была связана с Тлатчли - ацтекской игрой в литой каучуковый мяч, но видимо, всё сходство заключалось в том, что и в одном случае, и в другом речь шла о деньгах и ставках, ну, и бог игры им покровительствовал один - тот же самый Макильсочитль.


 Есть описание, как Моктесума и Эрнан Кортес играли в Патолли, и как второй ловчил и жульничал, чтобы заполучить золотые драгоценности, которые были ставкой. Патолли была игрой по-настоящему азартной, люди порой проигрывали состояния. Герои «Махабхараты» братья Пандавы по легенде проиграли в Чаупар все свои сокровища, владения, власть и даже жён. Ацтеки немногим им в этом уступали: они ставили на кон не только одеяла, перец и какао, но и драгоценности, самоцветы, золото, в азарте могли проиграть свои дома, а иногда даже семью и собственную свободу.


 Увы, Демон Азарта - страшный зверь. А природа человека мало меняется с течением веков и переменой мест, и даже игры он порою создаёт весьма похожие.
 *

игры круга и креста, board games, Настольные игры

Previous post Next post
Up