Университетский консорциум Крокет (www.opencroquet.org) занимается разработкой опенсорсового движка (на Sqeak, одной из многочисленных свободных реализаций Smalltalk) трехмерных миров. Я залез в архив списка рассылки разработчиков Крокета (жмите кнокпу в
https://lists.duke.edu/sympa/arc/croquet-dev) и вот что узнал:
1. Они готовятся открыть opencroquet grid (публичные сервера с развернутым софтом, доступные для подключения через интернет) для всех желающих -- как только поборют необходимость лично нажимать кнопку перезагрузки компа после того, как кто-то из залогинившихся обрушивает сервер. А пока дают попробовать standalone приложение (
http://www.croquetcollaborative.org).
2. Они особо озабочены экспортом/импортом объектов отовсюду, откуда возможно (всевозможные 3D-моделлеры). Они прямо сейчас исследуют возможность импортировать в Крокет целые симы из SL. Впрочем, импорт отдельных объектов из примов отдельные тамошние умельцы уже реализовали, хотя и плохо документировали. Вот набор фильмов про импорт в Крокет аватар (в том числе из SL):
http://croquet-bento.blogspot.com/2006/06/better-avatars.html. А вот свежее видео демо по взаимодействию Крокета и SL:
http://croquet.funkencode.com/2007/02/24/black-and-white-people/ 3. Пока они активно используют SL для своих онлайн встреч, поэтому неплохо осведомлены. Себя они провозглашают "следующим поколением после SL", а SL называют legacy application.
4. У них с самого начала цель сделать Крокет понятным даже для самых маленьких (то, что ставят в упрек SL -- запредельную сложность для "человека с улицы"). Croquet leader Alan Kay has noticed that making technology work well for children is often a good way to make technology work for everyone. В частности, одно из первых приложений должно быть KidsFirst (см. описание на
http://croquetconsortium.org/index.php/Croquet_Collaborative).
Так что SL и Крокет вовсе не взаимоисключающи.