Несмотря на то, что эта книга давно была у меня в планах из-за имени автора, только начав подбирать чтиво для флешмоба я обнаружила, что этот "Террор" вовсе не в том смысле, который мы сейчас все знаем.
Итак, нереальная книга, основанная на реальных событиях.
В 1845 году экспедиция под командованием полярного исследователя сэра Джона Франклина отправляется на судах "Террор" и "Эребус" к северному побережью Канады на поиск Северо-Западного прохода из Атлантического океана в Тихий - и бесследно исчезает.
Это - реальная история, взятая за основу данного произведения. Все остальное в книге - творческая версия автора о том, что же конкретно могло приключиться с двумя кораблями и их экипажами. Впрочем, очень серьезно творческая, потому что основанна она как на различных открытиях других экспедиций, отправленных на поиски, так и на легендах эскимосов о некоем чудовище, обитающем во льдах. Так что книга еще и совсем немного фентазийная.
Этот приключенческий географический триллер о храбрых путешественниках получился страшный и прекрасный одновременно. Он прекрасен каждым героем, каждой сценой, проработкой деталей, насыщенным сюжетом (несмотря на кажущуюся неподвижность кораблей, застрявших во льдах), своей атмосферой. И он ужасен и неотвратим тем, как шаг за шагом корабли и люди шли на верную смерть и медленно умирали во льдах как от реальных причин, так и от мифического чудовища. Книга, переполненная флешбеками, героями и событиями могла бы запросто лечь в основу сериала или мини-сериала, но искренне надеюсь, что не фильма, иначе от книги не останется ровным счетом ничего, кроме как "все умерли". Впрочем, открою небольшой секрет: не все :)
Впечатлительным натурам, такое чтение, пожалуй, не рекомендуется. При том, что я с детства читала Джека Лондона и его северные рассказы про цингу, голод и все вытекающее, Симмонс с таким смаком и подробностями раскрыл мне незнакомые грани этой болезни, что даже мне чутка поплохело (и как в том анекдоте про студента-медика я начала перебирать симптомы). Ну и даже помимо этих деталей книга перенасыщена смертями и тягостными событиями. Шутка ли: 124 человека пропали в неизвестности, волей-неволей трупов в книге будет сверхмеры.
Но если нервы крепкие, если любите хорошее чтение, если хочется окунуться в малознакомую для себя атмосферу, "Террору" стоит уделить внимание. Целую неделю я с головой окуналась в ледяной неотвратимый холод, сковывающий мое тело и пробирающий до самых костей. Целую неделю, поднимая голову от книги, я с насмешкой глядела в лицо каким-то -5-10° градусам за бортом на улице, гололеду и сугробам и полупустому холодильнику в квартире. Целую неделю перед сном я обнимала теплую кошку, радовалась, что мне не придется ее съесть, когда закончатся припасы, и, ныряя раздетой под одеяло, думала как же круто иметь дома центральное отопление и клялась не забывать оплачивать коммуналку. И штудировала википедию и читала статьи о спасательных экспедициях, найденных фактах, выводах и теориях, и о прототипах героев, конечно же. Очень смеялась, когда прочитала, что Дарвин, "человек, который убил Бога", возмущенно выступил в печати о «принципиальной невозможности каннибализма среди моряков Королевского британского флота».
Да, это не самое позитивное, а очень даже убийственное чтение, но зато это чистый восторг от того, как сильно книга затягивает в себя, когда подняв голову с изумлением смотришь на мир, который еще утром был таким привычным. Мне многие книги нравятся, симпатичны или "в целом неплохи", но так погружают в себя - единицы. А тут еще очень крутые герои, меняющиеся, перерождающиеся, борющиеся за свои жизни, не бросающие своих друзей и до последнего момента не теряющие надежды. Поэтому книга хоть и про замерзшую во льдах сотню мужчин, но очень и очень романтическая и вдохновляющая примером людей, не готовых сдаваться. А еще это чтиво подходит как для чтения типа холодной зимой в наших широтах, чтоб понять, что не так уж у нас и плохо, так и умирая от жары летом, чтоб были благодарны за солнце, пока дают :D
P.S. Пока из десяти книг, прочитанных в рамках флешмоба эта, пожалуй лучшая (ну кроме разве Ремарка, которого сравнивать с беллетристикой бессмысленно).