Так, мне надо быстро-быстро до нового года отписаться еще о куче книжек, хотя бы парой фраз. Самое сложное мне всегда писать о классике, поэтому о ней-то я и напишу по чуть-чуть если получится. Все же все мы понимаем, что классикой эти вещи считаются не просто так, и ее надо просто читать по мере дозревания.
Забавное получается, думала, что все книги разные, тем более что читала их в течение года, а получается, что при всей разнонациональности и судеб авторов, времени написания и разножанровости все эти книги по сути об одном и том же - о любви. Которая, как и сами книги, одновременно такая разная и такая одинаковая у всех. Что, однако, характерно у всех пятерых - это глубокое ныряние в тему и градации эмоций и переживаний у всех персонажей, с выворачиванием нутра наружу, так что безучастным остаться невозможно, так или иначе не вспоминая себя самого в различные периоды отношений, от расцвета и до заката.
8. Классика 20-го века:
Эрих Мария Ремарк "Триумфальная арка"
История немецкого врача без гражданства, нелегально живущего во Франции в 1938 году и помогающего коллегам с врачебной помощью. Его уже не раз высылали из страны, и он возвращался под новыми именами, поэтому давно научился скрываться и жить незаметной жизнью. Впрочем, полной жизнью это сложно назвать, потому что после всех испытаний его уже мало что тревожит, разве что изредка дают о себе знать воспоминания о пытках в гестапо и своем мучителе. И вот он случайно знакомится с итальянской актрисой, связь с которой встряхнет его искалеченную душу.
Как обычно у Ремарка - лирично и неотвратимо о судьбе, которая может ждать нас за любым поворотом, о любви, которая заставляет чувствовать себя живым, и об освобождении от собственных демонов, пусть и спорными методами.
Оценка: 4,5/5.
28. Книга о писателе или книгах:
Айрис Мердок "Черный принц"
Стареющий писатель Брэдли Пирсон никак не может уехать в долгожданный творческий отпуск - его то отвлекает семейная ссора друзей, то нагрянувшая бывшая жена, то куча закрутившихся в клубок событий, которые упорно мешают отъезду и которые приведут к внезапному результату - влюбленности в юную девочку, которая взбудоражит и озарит светом его существование.
Здесь не самые лицеприятные персонажи и взаимоотношения писателя с друзьями и родственниками, но хорошая едкая ироничность в происходящих взаимоотношениях и прекрасная психологичность описываемых реакций и событий, особенно эффектно взрывающаяся в момент, когда главного героя накрыло пониманием, что он влюбился. Мощные, будоражащие выплески всех его эмоций на читателя не могут не радовать и одновременно не пугать, потому что мы-то, читатели, не можем не видеть еще и реальной картинки, которая пугает тем больше, чем больше в своих мечтаниях уходит Брэдли. Повествование от первого лица добавляет жару и индивидуальности картинке, но при этом и явной узколобости, когда читатель видит исключительно глазами одного человека, но при этом и не заблуждается на счет однозначности трактовок, потому что главный герой - явный эгоцентрик, сосредоточенный на себе и все события пропускающий через себя.
И пока читатель гадает, а верно ли трактует все герой, Мердок приводит к занятному финалу-послесловию: точке зрения на происходящее от нескольких других персонажей, используя прием ненадежного рассказчика.
Оценка: 4/5.
42. Книга, изданная под псевдонимом:
Моруа "Превратности любви"
Еще одна душевно-самокопательная история, написанная в стиле исповеди двух человек - мужчины и женщины. Истории разные, но обе говорят об одном и том же. Когда один любит и дорожит больше (или ему так кажется). Когда одному нужно больше, а второй дает достаточно, по его мнению. Когда тот, кто нуждается больше, собственными руками закапывает свое счастье претензиями и придирками от недостаточности получаемого. Причем, осознает, что выматывает и утомляет партнера, каждый раз дает себе зарок и срывается. Тоже очень знакомая тема и очень болезненная - ревности и недоверия, ломающие отношения и отталкивающие человека.
И подана интересно, через судьбу одного героя и двух его разных жен, с первой из которой он прошел ревность со своей стороны, а со второй - со стороны жены, увидев себя прежнего в ее лице и получив зеркальную историю.
Оценка: 4,5/5.
4. Книга латиноамериканского автора:
Г.Г. Маркес "Любовь во время чумы"
По факту это история одной, но пламенной страсти, вот только понимаешь это совсем не сразу, а только в процессе чтения. Маркес в очередной раз выдал прыгающую структуру от одного персонажа к другому, так что уловить, кто тут главный герой и на чем в итоге остановится автор, получается не очень сразу. А речь тем временем идет о двух мужчинах и женщине, часто переходя от одного к другому и рассказывая историю каждого, возвращаясь по кругу. Одного юношу, Флорентино, отвергла девушка, а потом вышла замуж за другого. Казалось бы, бывает, горячность юности. Но только юноша не захотел отпускать и всю жизнь ждал часа, когда он снова получит шанс. Сложную жизнь, неоднозначную с моральной точки зрения. Зацикленную на единственной цели ожидания нужной женщины. И очень целеустремленную.
К счастью, тут обошлось без бесконечных Аурелиано и Хосе Аркадио, и вообще эта книга понравилась мне куда больше "Ста лет одиночества". Если уж начинать знакомство с автором, то пожалуй лучше с этой книги, хоть и она не всегда однозначная. Как, в общем-то, и все люди, у которых не бывает черных и белых поступков. И хотя Флорентино чем дальше, тем больше вызывал у меня отторжение и я желала ему остаться ни с чем, финал, предложенный автором, наверное самый нужный и правильный из возможных.
Оценка: 4,5/5.
31. Книга, описывающая историю всей жизни персонажа:
Сомерсет Моэм "Бремя страстей человеческих"
Отзыв будет спойлерный, извините.
Во многом автобиографичная книга рассказывает историю взросления, становления и поисков себя рано осиротевшего Филипа.
Книга толстая, 700 страниц, но прочлась залпом меньше чем за неделю, потому что читается легко и затягивает не на шутку. Имея восторженную и впечатлительную душу, Филипп вместе с читателем проходит через череду разных людей, меняющих и влияющих на его мировоззрения в вопросах веры, культуры и просто существования, пытается быть художником, ведет разговоры и споры об искусстве, пытается быть врачом, мечтает путешествовать... И все же, хотя автор с детских лет рассказывает о взрослеющих взглядах и интонациях героя, по большому счету многое в его поведении и жизни упирается в банальное одиночество и желание его прервать, при том, что страх оттолкнуть от себя людей как раз и делает его наиболее одиноким и уязвимым.
И самый сильный эпизод в жизни Филипа, поломавший его всего - влюбленность в жуткую женщину, которую он никак не мог перебороть, хоть и понимая всю чудовищность своего положения и зависимости от этого чувства. Влюбленность, на фоне которой все его прочие метания вдруг отходили на второй план и даже цели уже становились не так важны. Как и впоследствии совсем другая любовь внезапно покажет ему, что вовсе неважно упираться в намеченные цели, если, лишаясь их, взамен ты излечиваешься от того самого одиночества, которое преследует всю жизнь.
Книга, конечно, не только и не исключительно об этом, но интересно то, что заканчивается она как раз на успокоении героя и его самоопределении в том, что ему важнее всего. Как ни банально, это тоже оказывается любовь и желание быть с кем-то.
Единственное, что коробило в последней части книги, это его страстное желание скорой смерти дяди и получения его наследства. Да, другие времена и другие нравы, без денег ему было никуда и отношения у них были такие себе, но все же, все же... Героя не красит.
Оценка: 5/5.