Сразу оговорюсь, что не претендую на роль киноэксперта или культуролога. Но, как уж водится, руки чешутся, да и ЖЖ, говорят, располагает к журнализму, в том числе - скороспелому и злопыхательскому (а уж злопыхательства у меня на десятерых!). Поэтому публикую свои рассуждения.
Начну прямо с названия: почему Иван вообще назван царевичем, если на протяжении повествования этого ни разу не говорится и, более того, подчёркивается, что он - первый встречный? Просто некий среднестатистический Ваня, который валялся на лавке и мечтал как-то отличиться. У меня есть только одно предположение, почему это так: наверное, авторы сценария решили, что, раз уж все образы в мультфильме нарочито принижены, Ивана-Царевича надо превратить - нет, не в Ивана-дурака, он-то вполне самодостаточный персонаж! - в того самого первого встречного, чтобы не шибко выделялся, а то главного героя и так приходится изображать наделённым хоть какими-то признаками мужества и здравомыслия. Остальным-то и этого не досталось…
Действительно, всё в мультфильме показано карикатурно и иронически. Даже Тридевятое и Тридесятое царства, в которых происходит действие, напоминают не столько русские княжества времён феодальной раздробленности, а карликовые немецкие государства начала XIX века, когда (вспомним, например, «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана) правитель, выходя поутру на балкон своего дворца, мог в подзорную трубу увидеть, чем занимаются подданные в любом конце его владений. Военный парад тоже вызывает ассоциации с произведениями Гофмана.
Персонажи сделаны словно в насмешку над своими прототипами: настолько глупых и трусливых надо бы ещё поискать. К тому же говорят они в лучшем случае с «закосом» под древнерусскую речь, а чаще - на современном разговорном русском с вкраплением сленговых словечек. Понятно, что возвышенный пафос и героические лица в детском мультфильме не всегда уместны (к тому же этого сейчас вообще не любят - времена, говорят, не героические), но изображать царя задёрганным невротиком или большим ребёноком, Кота Учёного - экскурсоводом и торгашом, Кощея Бессмертного - болтливым псевдо-готом и т.д. всё-таки перебор. Волк, который на самом деле заколдованный суслик, вообще ни в какие ворота не лезет - натуральное выворачивание смысла традиционной сказки наизнанку. Хотя как могут не пороть несусветную чушь всеми своими речами, поведением и неожиданными метаморфозами персонажи, слепленные из дикой смеси архаики (к тому же дохристианской) с модерном и постмодерном? Вообще, я никогда не мог принять в современных экранизациях сказок, начиная с историй про трёх богатырей, их «осовременивания», поскольку получалось оно откровенно ублюдочно и не по делу. Несколько особняком стоит «Князь Владимир», но и к нему нарекания найдутся.
Впрочем, сам факт археомодернистического смешения в современных мультфильмах «про старые времена» и так ругают все, кому не лень (а те, кому лень, говорят: «спасибо, что хоть такое сняли»), поэтому лучше будет двигаться дальше, остановившись лишь на таком моменте: подобно тому, как постмодерн пришёл к нам с Запада, с него же перекочевали и некоторые персонажи. Ну почему в мультфильме по мотивам русской сказки роль главного злодея исполняет Волан де Морт? Сходство Кощея с графом Дракулой простительно, у них действительно имеется нечто общее, но зачем заграничную нечисть экспортировать - неужто своей не хватает? Или волшебный клубочек по имени «Дорогу Prology»… Жаль, Высоцкого уже давно нет, он бы об этом песню написал.
Отдельно хочется сказать о чудесах, которые почему-то не чудесны. Здесь, наверное, надо ругать и западную мультипликацию, и компьютерные игры фэнтезийного содержания, где герои походя колдуют направо и налево. Из-за того, что в виртуальном мире возможно что угодно, мы как-то утратили понимание того, что же такое чудо. Некоторое сходство с седой древностью в этом есть - в языческие времена мир тоже был полон волшебства, но реализовывалось оно несколько иначе: если брать по-настоящему старые сказки и мифы, видно, что чудо совершается однократно или, если у главного героя имеется антагонист, дважды: хороший парень делает всё правильно и возвращается домой с сокровищем, а злодей ведёт себя не так и погибает. Всё, достаточно. Тут нужна умеренность: если штамповать чудеса как на конвейере, они совершенно утрачивают свой вкус. Поэтому Тень (кажется, Волан де Морта в мультфильме называют именно так), лишающая людей плоти, действует подобно цеху про производству привидений или супергерою из компьютерной игры, повергающему врагов во прах десятками.
Ассоциации с компьютерной игрой возникают ещё и потому, что некоторые второстепенные персонажи ведут себя как монстры из RPG, чья роль заключается в том, чтобы атаковать героя или слоняться туда-сюда. Особенно показателен в этом смысле филин, который раз за разом кидается на белку, сталкиваясь с доской или с её кулаком, а под конец улетает закатанный в снежный ком. Ещё в качестве примера можно привести колодец, при выходе из которого на персонажей сваливаются тулуп и, почему-то, строительная каска - словно в работе компьютера случился сбой, и он начал выдавать не те ответы. Из-за обилия таких событий под конец просмотра кажется, что сбоит вся сказочная реальность, словно старая игра, которую инсталлировали на новой операционной системе. Её ежеминутно глючит, так что играть совсем не в радость, но геймеру говорят: «Да ладно тебе, вон какие симпатичные глюки - разве это не прикольно?»
С учётом вышесказанного не удивительно, что мультфильм, если вынести за скобки разочарование, «в сухом остатке» не вызывает практически никаких эмоций. Из-за обилия «инноваций» в сказке не осталось собственно сказки - она оказалась выхолощенной, бесплодной. Это осознают даже сами персонажи. Кот Учёный, например, говорит Ивану: «Есть тут одно место… но я, как учёный, в его существование не верю». Речь выдаёт всю эту пёструю компанию с головой: они - наши современники, переодевшиеся в сказочные костюмы и играющие в сказку, как толкиенисты играют во «Властелина Колец». Но если им процесс игры может доставлять некоторое удовольствие, то наблюдать этих посредственных актёров со стороны скучновато. И русским духом от них уже почти и не пахнет. Так, на одежде пополам с нафталином что-то осталось…
.
PS. Пока писал эту статью, вспомнил, что сам обычай «инсталлировать старую сказку на новой операционной системе» уже не нов: чем-то подобным занимались братья Стругацкие, когда писали «Понедельник начинается в субботу». У них, правда, получилось не столь пакостно (разве что местами) - наверное, потому, что речь шла не столько про сказочных героев, сколько про будничную жизнь в НИИ. Однако лиха беда - начало…