Замес космологии, квантовой механики и игры воображения начинается с того, что где-то на небесах еще не родившийся мальчик выбирает себе родителей. Все дети помнят свое будущее. Ко всем детям после выбора родителей подходят ангелы забвения, приставляют палец к губам (отсюда, заключает 9-летний мальчик, рассказывающий свое прошлое, у всех людей есть характерный след на губе), после чего ребенок забывает будущее и живет свою жизнь. Однако по каким-то причинам к одному мальчику не подошли (вспоминаю «Вопрос жизни и смерти», где в небесной канцелярии тоже произошел сбой), и он родился с кучей воспоминаний о будущем.
Мать и отец Немо (так звали мальчика) поначалу жили очень дружно. Мальчик порой раздражал мать тем, что говорил о своей способности предсказывать будущее. Однажды случилось страшное: Немо то ли увидел во сне, то ли вспомнил, то ли в его игрушках разыгрался этот сценарий - в общем, машина отца едет под горку и на смерть сбивает женщину с коляской. Немо бежит на улицу к отцу, чтобы предотвратить катастрофу, но не успевает: все разворачивается на его глазах.
Когда Немо было 9 лет, родители развелись и предоставили ему право выбора, с кем жить. И вот тут включается квантовая механика! Это в классической механике полный детерминизм (поведение системы зависит от начальных условий и может быть предсказано сколь угодно далеко в будущее), а в квантовой механике есть множество траекторий, по которым может двигаться частица, каждая из которых имеет свою вероятность.
Итак, Немо знает, что он может пойти любой дорогой (с мамой или с папой), каждая из них будет означать какую-то совершенно разную жизнь, и он не знает, что выбрать. Ближе к концу фильма он тупо бросал монетку, когда понял, что осмысление выбора все равно бесполезно и то, что кажется хорошим выбором здесь и сейчас, потом все равно приводит к несчастьям. Но сейчас у него нет монетки, и он выбирает… и мать, и отца. Фильм раздваивается - в одной жизни он остается с отцом, в другой садится в поезд и едет с матерью.
Выбор - это по сути квантовомеханический коллапс. Пока выбор не сделан, все возможно. Но как только он совершен, система уже не может (по крайней мере в нашем 4-мерном пространстве-времени) вернуться назад и пойти по другому пути. Дормаль это совершенно гениально обыгрывает.
Жизнь с отцом оказалась довольно невзрачным вариантом: отец становится инвалидом, прикованным к креслу, а Немо за ним ухаживает и по сути отказывается от какой-то личной жизни. Отец понимает, что из-за него сын страдает, пытается как-то помочь, но не в силах сделать этого, т.к. за ним (отцом) нужен постоянный уход. В этой жизни Немо становится писателем и пишет роман о полете на Марс.
А вот жизнь с матерью гораздо более насыщенная. Все будущие женщины в его жизнях были именно из материнской «ветки».
Структуру фильма можно представить как пространственно-временное дерево с ветками, по которому лазает Немо. Каждая ветка может в какой-то момент разветвиться на две или три, он ползет вверх (направление вверх - по ходу времени), доходит до конца или понимает, что тут тухляк, возвращается назад, идет по другой ветке, опять не то, опять возвращается. Реально все это или нет? Старый Немо говорит, что все это плод воображения 9-летнего ребенка. Что ж, все логично: если 9-летний ребенок помнит будущее (причем в разных вариантах), то все это лазание и делание выбора - воображаемое. Т.е. реально существует некая ткань, полевая структура, а Немо как бы делает моделирование жизни и пробует разные сценарии. Он помнит будущее, но он не знает, откуда пришло к нему данное конкретное воспоминание, с какой оно ветки. Поэтому ему интересно лазать и искать тот путь, который принесет счастье ему и окружающим. В принципе, поиск счастья («счастья всем, и пусть никто не уйдет обиженным») может быть не единственным мотивом (хотя, судя по его нравственным качествам, это основной мотив), может быть еще желание дожить до конца расширения Вселенной.
Немо неплохо знает космологию :). Он знает, что Вселенная родилась одновременно с рождением времени, что сейчас она расширяется, но «если энергии вакуума окажется недостаточно большой (Дормаль очень точно описывает понятие Темной Энергии, которая отвечает за ускоренное расширение Вселенной!) , то в какой-то момент Вселенная остановится и начнет сжиматься. Что будет тогда со временем?» Разгадка дана в самом конце: время повернется вспять. Более того, Немо-мальчик задумывается о необратимости некоторых событий (дым выходит из папиной сигареты, но не идет назад, варенье можно размешать в каше, но нельзя их разделить назад и т.д.) и в одной из жизней читает научно-популярную лекцию о космологии, рассказывая об энтропии и ее связи со временем (энтропия с течением времени возрастает, поэтому дым не может вернуться обратно в сигарету).
Почему же Немо может гулять туда-сюда во времени и пространстве? Тут я не до конца понял. Либо имеется в виду многомерность нашей Вселенной (упоминается теория струн, в которой как минимум 10 измерений, 6 из которых свернуты. Эти дополнительные измерения могут быть использованы для «телепортации» в любое место нашего 4-мерного пространства-времени), либо имеется в виду то, что Немо дожил до поворота времени и теперь может гулять по времени, словно по кругу. В любом случае он не может гулять совсем уж произвольно: он гуляет по каким-то траекториям (более точное понятие для многомерия - мировая линия), которые я назвал ветками деревьев, а Дормаль показывают в виде рельсов. Как там Макаревич пел? «И каждый пошел своей дорогой, а поезд пошел своей». По сути Макар этими строчками предвосхитил финал, но об этом чуть позже:).
Но вернемся же к женщинам. В детстве Немо был эпизод, когда она встретил трех девушек сразу - Анну, Элизу и Джин. Они все посмотрели друг на друга, после чего Немо пошел дальше. В дальнейшем каждая из них станет не просто веткой - целым поддеревом.
Анна. Однажды в класс, где учился Немо, пришла новая девочка Анна. Они сразу заметили друг друга. На выезде за город на какое-то озеро она подошла к Немо, одиноко сидящему на берегу, и позвала его купаться с подругами. В первом варианте Немо сказал, что не купается с дурами, после чего Анна назвала его козлом и ушла. Однако Немо тут же отмотал пленку назад и попробовал другой сценарий:
- Пойдем с нами купаться.
- Я не умею плавать… Совсем не умею.
- Ну, тогда я посижу с тобой за компанию.
После чего Анна соврала подругам, что у нее месячные, и осталась сидеть с Немо.
Затем волею судьбы мать Немо (напомню, в этой жизни он остался с матерью) начала встречаться с отцом Анны. Было забавно, когда в одной квартире занимались любовью сразу два поколения. Но и этому однажды пришел конец. «Родители» поругались, отец увез Анну в Нью-Йорк, а она на прощание сказала, что будет его ждать у маяка в 10 часов. У меня сложилось ощущение, что Анна тоже путешествовала в пространстве-времени, ибо какие-то моменты она совершенно однозначно предчувствовала.
Забегая вперед, скажу, как они встретились. Отчаявшийся Немо нарисовал круг белым мелом на асфальте и лег рядом на лавке. В конце концов Анна его нашла по этому кругу, и они наконец встретились.
Но это было в другой жизни, а в этой Немо много лет спустя поехал в Америку, встретил Анну, та сказала, что так долго его ждала, что теперь боится потерять. Попросила дать ей два дня и написала на клочке бумаги номер телефона. Немо взял в руки бумажку - и… А тут случился «эффект бабочки»: из-за того, что джинсы стали дорого стоить, их производство перенесли из Бразилии в Китай, рабочий в Бразилии потерял работу и начал варить яйца вместо похода на работу, из-за этого испарилось чуть больше воды, которая две недели спустя выпала в виде дождя в Нью-Йорке. Короче, капля попала аккурат на заветные цифры, превратив надпись в кляксу. Больше в этой жизни Немо Анну не нашел, как ни старался…
Кажется, в этой жизни Немо умер, когда ехал на машине и вылетел с трассы в реку (опять же там была череда случайностей с листом, упавшим на дорогу перед машиной, после чего Немо непроизвольно рванул руль) и утонул. Кстати, когда Дормаль показывает цепочки всяких случайностей, на ум сразу приходит булгаковская Аннушка. А как звали главную героиню с подозрением на умение предсказывать будущее? Правильно, Анна :).
Элиза. Она, кстати, единственная, кто помнит тот эпизод из детства, когда они с Немо впервые встретились. Элиза любила другого парня, но он не отвечал ей взаимностью. В какой-то момент назло ему она начала флиртовать с Немо. А Немо в нее влюбился. И опять же: в первом варианте он потянулся к ней целоваться, она сказала, что любит другого, он отступил. А во втором (после перемотки назад) все равно полез, добившись успеха.
Потом они поженились, завели троих детей и вроде как жили нормально, но с какого-то момента Элиза стала все чаще уходить в депрессию. Долгое время они не могли понять, почему. В конце концов она вспомнила того парня и сказала, что до сих пор его любит и все их беды от этого.
Закончилось все феерично: они едут на машине за каким-то бензовозом, потом он взрывается, Немо на руках выносит обгоревшую жену из машины. Она умирает. А прах ее он развеивает по Марсу, как она просила когда-то в детстве. Но это - в другой жизни, точнее, в повести :). А о пересечениях - позже.
Джин. Эта азиатка появилась в жизни Немо на той же дискотеке, где произошла встреча с Элизой. В одном из сценариев он сказал себе после отказа Элизы, что женится на первой, кто с ним потанцует. Первой оказалась Джин, которая его полюбила (он ее - нет).
В этой жизни Немо стал богатым человеком (возможно, передача на ТВ тоже была в этой жизни), у них с Джин был сын, но Немо совершенно не интересовала эта ветка. Он иногда называл Джин Элизой, Джин страдала, т.к. понимала, что ему она на хрен не нужна.
В этой жизни Немо уже бросал монетку для осуществления выбора. В какой-то момент он совершил какую-то ненужную встречу, после чего его убили в собственном доме, когда он вынырнул из ванной.
Итак, три женщины - три трагедии. В первом случае любовь была взаимной, но обстоятельства их разлучили (Анна), во втором только он любил ее (Элиза), в третьем - только она его (Джин). Неужели везде трагедия, везде смерть? Немо ищет еще какие-то варианты и возвращается в детство, в тот самый момент, когда он должен выбирать между мамой и папой.
Эту историю рассказывает уже 118-летний старик, который лежит при смерти и ждет остановки расширения Вселенной. Возможно, именно в этот момент он наконец придумал решение и выбрал тот вариант, который приносил счастье и позволял дожить ему до 118 лет.
Итак, мальчик сначала бежит от папы к поезду, который трогается с платформы и увозит маму, но на середине пути берет и убегает в поле. Он выбирает дополнительное измерение! И - ура! - сработало. Немо становится каким-то бомжеватым типом, но он в итоге попадает в Нью-Йорк и встречается с Анной - своей судьбой. На той самой лавке, рядом с тем самым кругом, который нарисовал… А какая разница, кто его нарисовал, если Анна знала, то именно здесь встретит свою судьбу?:)
Итак, множество судеб в итоге приводят к тому, что в далеком будущем (2092-й год) остался в живых последний человек, который может умереть своей смертью и не прошел теломеризацию клеток (что-то типа бессмертия). Народ устраивает из него шоу, журналист приходит задавать ему вопросы, записывает его голос. В процессе рассказа Немо находит то самое решение-цугцванг, о котором я писал, и спокойно умирает. За минуту до того, как Вселенная начнет сжиматься, а время повернется вспять. После чего все пойдет назад. А запись старика в какой-то момент увидит один из вариантов молодого Немо (тот Немо, который «последний»: он уже умеет читать послания из будущего и следует этим указаниям, а не монетке).
В принципе, все эти идеи параллельных миров наверняка уже были как-то осмыслены и представлены в кино. Но! Дормаль идет дальше - он осмысливает понятие интерференции. Причем на квантовом уровне. Пару слов о квантовой телепортации и квантовой интерференции. Пусть какая-то частица распалась на две почти одинаковых частицы (лучше даже на пару частица-античастица). Эти продукты разлетелись в противоположные стороны, но они связаны друг с другом законами сохранения. Иными словами, если мы знаем, какая частица распалась и какая полетела налево, то, поймав эту самую левую частицу, мгновенно будем знать, что представляет собой правая и где она находится. Т.е. в некотором роде телепортация.
Более того, если отойти немного от телепортации и рассмотреть движение частиц как волновых пакетов, то они, как говорят, интерферируют друг с другом. Т.е. частицы летят в разные стороны, но при этом влияют друг на друга, даже находясь далеко друг от друга.
Как это показывает Дормаль? Как сходство всех судеб и их постоянные пересечения и дополнения. Везде присутствует тема воды (отсюда, собственно, и имя - Немо). В писательской жизни его комнату затопляет, и он погибает, словно капитан Немо в «Наутилусе». В другой жизни он падает в машине в воду и тонет. В жизни с Джин он ныряет в ванну, выныривает и погибает от выстрела киллера. В жизни с Анной он любуется тем, как она прыгает с вышки в бассейн. Кажется, там же его откачивают, когда он попробовал сделать так же. В фантазиях 9-летнего ребенка был даже такой эпизод, когда воду по кусочкам увозят на вертолетах, т.к. Немо не умеет плавать. Но этот эпизод я не совсем понял.
Еще пример: когда в одной жизни Элиза просит его развеять ее прах после смерти на Марсе, а он говорит, что сделает это. А делает это Немо-писатель в другой жизни. Или когда разные Немо едут в Нью-Йорк, какой-то Немо попадает на похороны себя же другого, убитого в ванной (но Джин его не узнает, т.к. убита горем). Здесь, кстати, представлена альтернативная интерпретация о переселении душ. Часто после похорон люди, потерявшие близкого человека, видят его черты в другом человеке или (что чаще, т.к. люди это далеко не всегда понимают) в животном. Дормаль представляет это как то, что умерший возвращается назад во времени и идет по другому сценарию. Или еще как-то?
Итак, что же в итоге? Нужна ли была вся эта игра воображения ребенка? Нужно ли было искать ту жизнь, где все сложилось хорошо? Нужно ли было доживать до 2092-го года, чтобы додуматься до этой жизни? По-моему, Дормаль (и Немо) считает, что нет. Время повернуло назад, все пошло в обратную сторону. Конца, к которому стремился Немо, не оказалось. Все, что было, было игрой воображения 9-летнего ребенка…
В заключение - строчки Шишкина из «Венериного волоса». Он пишет о беженце, который приезжает в Швейцарию и рассказывает красивейшую историю. Ему говорят, что он врет. На что он отвечает, что история-то правдивая, она с кем-то была. Какая разница, какие люди были ее носителями? Главное - история. Если есть история, то людей к ней можно приложить. И не так важно, те ли это люди, которые были реальными героями истории.
Иными словами, часть истории творится одними людьми, часть другими. Важно, чтобы были такие люди, которые связали бы обе части истории. Например, в фильме это была Анна, которая встретила в Нью-Йорке Немо, хотя это необязательно был тот самый Немо, с которым она рассталась много лет назад. История продолжается :).