Мария Степнова "Женщины Лазаря"

Oct 30, 2012 01:40



Это роман об изломах человеческих судеб. Излом - это то, что случается, когда человек и его жизнь теряют друг друга и начинают существовать по отдельности («Больше они так и не встретились - Лидочка и ее жизнь»). Выражаясь более понятным языком, «человек» - это внутреннее, это развитие чувств, путь души; а «жизнь» - это внешнее, это путь по профессиональной (или карьерной) лестнице.

У каждой эпохи и каждой страны свои изломы. Мария Степнова пишет об изломах советской эпохи, выбрав в качестве среды обитания человеческих судеб две культовые области того времени - физику и балет. На первый взгляд может показаться, что она безжалостно развенчивает тот ореол возвышенности, который сопровождал в официальных СМИ деятельность физиков и артистов балета, но это лишь поверхностный взгляд. Изломы бывают всегда и везде. Просто в данном месте в данное время эта среда обусловила именно такое развитие событий, какое описано в романе.

Роман начинается с излома судьбы 5-летней девочки и заканчивается воссоединением Лидочки и ее жизни. Но первый излом на самом деле произошел не в тот момент, когда погибла мать Лиды, а раньше - когда Маруся (жена Чалдонова) поняла, что не сможет иметь детей.

Этот излом по сути породил Линдта - юношу, который пришел к Чалдоновым и стал для них приемным сыном. У самого Линдта тоже был излом (видимо, он потерял родителей и вообще все, связанное с родным домом, в детстве). 58-летний «изломанный» Линдт отрывает от «жизни» 17-летнюю девочку Галю, в результате чего она теряет человечность и становится барыней Галиной Петровной.

Сын Линдта и Галины Петровны Борик поначалу начинает выправляться (уходит от родителей, женится по любви, заводит ребенка), но изначально он слаб и не способен бороться за свое хрупкое единство «человека» и «жизни». В итоге в решающий момент, когда надо было спасать жену, он не смог этого сделать. А потом еще и сам покончил жизнь самоубийством, бросив на произвол бабушки свою 5-летнюю дочь.

Лида, которая первые 5 лет росла нормально, получает свой излом (расставание с «жизнью») в виде смерти мамы и переезда к бабушке (здесь напрашивается аналогия с книгой «Похороните меня за плинтусом», но там мать боролась за своего сына и в итоге победила бабушку). В итоге она не любима и не может любить.

Если проследить главные изломы романа, то получается следующее. Маруся: любит, любима, но нет детей. Линдт: любит, есть сын, но не любим. Галина Петровна:  любима, есть сын, но не любит. Лида в какой-то момент «собрала» все «не»: не любит (потому что ее не любили), не любима (потому что привыкла быть жертвой), нет детей. К счастью, потом все переворачивается, и оказывается, что она унаследовала способность любить и готовить от Маруси, гениальность от Линдта и красоту от Галины Петровны. Дети, правда, в самом романе не родились, но для их появления автором все подготовлено.

Во многом причиной этих изломов стала та самая советская среда с ее рабскими нравами. Преклонение перед сильными было в Гале с самого рождения (родители - партработники), поэтому она не смогла сказать «нет» академику Линдту, когда он начал иметь на нее виды. Та же жертвенность не позволила Борику до конца бороться за жену и дочь. Она же (жертвенность) чуть не сгубила Лиду, когда та уже была готова навсегда отдаться балету, распрощавшись с домом-мечтой.

Поэтому совершенно неудивительно, что распутывание этого клубка судеб, воссоединение Лидушки с ее «жизнью» произошло уже в другой среде, где мог родиться тот самый Дом, где Ваня мог заработать на него своим талантом и где желание Лиды сумело преодолеть сопротивление всевозможных «надо» и «должна» и вышло наружу - с кровью, словно новорожденный младенец. «Все наконец-то распуталось, разрешилось и вновь соединилось - на этот раз навсегда; и любовь, так долго блуждавшая по этой истории, так долго не умевшая попасть в такт, и этот дом, и холодный вкусный воздух, и медленно выплывающее из-за розовых сосен круглое и тоже розовое солнце, такое громадное, что где-то далеко-далеко засмеялся от радости Лазарь Линдт».

Но почему Линдт? Почему «Женщины Лазаря»? Потому что именно Линдт сохранил частичку дореволюционных нравов, пронес ее через всю жизнь и сумел донести до внучки Лиды. Именно он связал воедино три периода жизни страны, справившись с теми изломами, которые на стыке этих эпох выпали на долю России.

Женщины Лазаря

Previous post Next post
Up