Оригинал взят у
lifestroi в
Архитектура будущего из прошлого «Способствовал пожар ей много к украшенью.»
Грибоедов А. С.
Это кажется парадоксом, но очень часто старую Москву от разрушения или осквернения спасали какие-то катастрофы. Так было в веке XIX, и так же получилось в XX: если бы не та страшная война, унесшая множество жизней, - наша столица имела бы совершенно иной вид.
В 1935 году Сталин утвердил проект реконструкции города, в соответствии с которым весь центр планировалось полностью перестроить в духе истинного интернационала - «Мы старый мир разрушим до основанья, а потом…». На «расчищенном» месте планировалось возвести архитектурные объекты, которые бы лучше всего отвечали идеалам наступившей эпохи: ведь из всех искусств именно архитектурное находится к народу ближе всего. Кстати, как бы не относились к личности «отца народов» сегодня, - все, от сталинистов и до ярых противников режима признают эстетичность масштабной архитектуры 30-50-х годов прошлого века.
Но давайте отойдем от личности Сталина и вернемся к Москве того времени. Представление о том, как бы выглядела Москва, если бы не случилась Великая Отечественная война, нам может дать одна известная столичная улица - это Тверская. Хотя многие объекты были возведены на ней уже после окончания войны, улица имеет завершенный вид.
Обратите внимание на башню, украшенную фигурой девушки с серпом; благодаря ей здание на Тверской до сих пор называют «домом под юбкой». В то время в народе на эту тему ходил веселый стишок:
Над головою у поэта
Воздвигли даму из балета,
Чтоб Александр Сергеич мог
Увидеть пару стройных ног
Кстати, на этих снимках Пушкин еще стоит на Тверском бульваре; пройдет всего несколько лет, и его перенесут на противоположную сторону, где поэт стоит и поныне.
Изначально в проекте реконструкции улицы были статуи, но Хрущев, критиковавший «архитектурные излишества» сталинского периода, приказал их демонтировать; к тому моменту они обветшали и могли обрушиться прямо на головы горожан.
«Воротами» в центральную часть столицы являлись две башни, одну из которых должна была венчать фигура женщины с серпом, а другую - рабочим с молотом. Женскую скульптуру на башне сделали, но быстро демонтировали, а мужская так и осталась в проекте.
Далее - проект Дворца Советов, грандиозная идея, которая так и осталась невоплощенной. Стоэтажное здание со статуей Ленина на крыше должно было стать самой высокой точкой Москвы: его высота по проекту равнялась 495 метрам.
Возвести его планировалось на месте Храма Христа Спасителя. На изображении ниже художником несколько изменена перспектива, - Дворец Советов планировалось построить значительно правее. Возведение объекта уже было начато, - но пришла война, и планы пришлось отложить в долгий ящик.
А если бы Дворец Советов успели построить до войны, то столица могла бы выглядеть так:
Или так:
Уже в тридцатые годы планировалось строительство магистралей для редких тогда автомобилей, но вместе с тем подразумевалось, что будет организовано пространство и для пешеходов - огромные площади, большие парки и скверы. Рядом с Дворцом Советов планировалось пустить широкую автомобильную магистраль, которая должна была проходить через всю столицу.
Частично данная магистраль была реализована в виде отдельных участков - таких, например, как Комсомольский проспект.
Или проспект Сахарова, он же бывший Новокировский, с помощью которого планировалось продублировать загруженную Мясницкую. Из-за войны широкий и удобный проспект так и не был доделан, в результате чего образовалось «бутылочное горлышко» на Сретенском бульваре - пробки здесь стоят практически в любое время. Если бы не пришла война и Новокировский проспект соединили с Комсомольским, то пробок в столице, скорее всего, стало бы в разы меньше.
Так и получается, что с одной стороны старая Москва, то же Замосковоречье полностью, уцелела именно благодаря войне, но при этом война же является одной из причин нынешних пробок и неграмотной организации дорожного движения: центр не закрыли, не переделали в пешеходный и не ограничили передвижения в нем, как это было сделано во второй половине 20 века во многих городах Европы, но при этом новые продуманные проекты реорганизации движения не были воплощены, а советские ограничения на покупку автомобилей позволили прожить с этим наследием до 21 века.
А вот так бы выглядела Красная площадь, если бы власти успели осуществить до войны наметки по ее реконструкции.
В этом проекте нет здания ГУМа: купеческие и мещанские «отголоски» старого времени казались на главной площади столицы совсем неуместным явлением: вместо него решено было возвести здание Наркомтяжпрома. Хотя, что лично мне кажется удивительным, Собор Василия Блаженного планировалось сохранить.
В Зарядье, на месте, где до недавнего времени располагалась гостиница Россия, а сейчас находится обширный пустырь, была заложена высотка: в ней планировалось разместить Народный комиссариат тяжелой промышленности. Но в 1947 году ориентиры власти сменились, и вместо Наркомтяжпрома на уже готовом фундаменте было решено построить новый «дом» для ведомства Берии.
Строить начали, и даже металлоконструкции возвели на десять этажей, - но тут к власти пришел Хрущев, и идею строительства восьмой высотки быстро свернули. Строительные материалы спустили по реке и использовали для возведения арена стадиона «Лужники», а в московской архитектуре началась совершенно новая эра, - Хрущевская. Но это уже совсем другая история.
Также читайте еще много интересного в блоге по тегам "архитектурные путешествия" и "мировая архитектура".
Подписаться в три клика на обновления моего
блога в жж - невероятно просто, но зато читать каждый день невероятно приятно!
Также можно подписаться в
твиттере и в
вк.