Зельдин: послесловие

Nov 10, 2016 11:59


Прошло 9 дней как не стало Человека трёх эпох - старейшего артиста планеты Владимира Михайловича Зельдина.

Он сумел прожить календарный век и даже на год больше, попал в Книгу Гиннесса как рекордсмен среди старожилов на сцене, 76 лет не менял театр и гримерку, но так и остался загадкой для зрителей, больше знающих о его ролях, чем о подробностях личной жизни. Для известного актера это еще один выдающийся факт.



Человек из Козлова

«Человек из Ламанчи» на самом деле был родом из Козлова (нынешний Мичуринск Тамбовской области). Родился Владимир Зельдин 28 января (по новому стилю - 10 февраля) 1915 года в музыкальной семье. Отец будущего актера Михаил Евгеньевич Зельдин (1876 -1928) был крещеным в православии выходцем из еврейской семьи, что позволило ему получить образование в Московской консерватории. Мать Анна Николаевна (1884 - 1931), в девичестве Попова, в молодости учительствовала, а в замужестве стала домохозяйкой.



Начав музыкальную карьеру тромбонистом в духовом оркестре дислоцировавшегося в Козлове 39-го Томского пехотного полка, отец будущего актера вскоре занял место дирижера и капельмейстера. До революции Михаил Евгеньевич дирижировал также симфоническим оркестром Языковской суконной фабрики, принадлежавшей промышленнику М. Ф. Степанову, и даже записал в этом статусе на студии в Киеве сюиту Эдварда Грига «Пер Гюнт». С 1918 года отец Владимира Зельдина заведовал Козловской народной консерваторией (был директором местной музыкальной школы).
Кроме младшего сына Владимира, семья воспитывала ещё четверых детей: рожденного в 1908 году его брата Юрия (Георгия), который умер 27 лет от роду, и трех сестер - Нину, Ирину и Елену (дочь отца от первого брака). Детей с детства приучали к игре на музыкальных инструментах, и будущий артист освоил скрипку, рояль и трубу, что пригодилось ему в дальнейшей жизни.



Мечтал о балете

В школу Владимир Зельдин пошел в 1920 году уже в Твери, куда семья переехала к сестре отца из-за Гражданской войны. Через пару лет отец создал там первый симфонический оркестр, которым руководил в течение двух лет до переезда с семьей в Москву.
С 1924 года Владимир Зельдин продолжил обучение в школе на Таганке. Несмотря на военизированную специфику учебного заведения, он грезил балетом и в 12 лет пробовал поступить на отделение характерных танцев в хореографическое училище при Большом театре. Но эта идея не нравилась отцу, который хотел, чтобы сын стал музыкантом. Когда отец умер, его товарищ Ф. О. Николаевский принял Зельдина-младшего трубачом в оркестр Высшей пограничной школы, где сам был дирижером. Но неугомонный отпрыск по-прежнему искал себя и спустя 4 года навострил лыжи в военное училище, чтобы освоить профессию моряка. Помешало этим планам плохое зрение. Пришлось после школы идти на завод и учиться слесарному делу.
Но балет еще появится в жизни Владимира Зельдина, потому что в начале 30-х он поступит на актёрский курс театральных мастерских при Театре МГСПС (с 1938 года - Театр им. Моссовета). Танец там преподавали бывшая прима-балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер столичного театра оперетты Галина Шаховская, с которой способный ученик вскоре уже давал совместные уроки в хореографических студиях.



Аристократический пастух

Окончив в 1935 году учебу, молодой актер остался работать в шефском театре, а спустя три года поменял подмостки на Театр транспорта (теперешний Театр им. Н. В. Гоголя). Начав с массовки и ролей второго плана, в 1940 году Зельдин каким-то чудом попал в поле зрения ассистентки  режиссёра Ивана Пырьева, которая после спектакля «Генеральный консул» посоветовала исполнителя роли рядового Гоглидзе на роль грузина Мусаиба в картине «Свинарка и пастух». Соперничать ему пришлось еще с тремя претендентами на главную роль. Определить лучшего режиссер попросил «женсовет»: собрал всех барышень на площадке, от актрис до костюмерши, и выслушал их мнение по поводу кандидатов. Женщины выбрали Владимира Зельдина. В гриме кавказского мачо он был неотразим, но без накладных усов и папахи его после выхода фильма никто не узнавал. Так что Зельдин не сразу проснулся знаменитым.



За долгую жизнь артист снялся не в одном десятке фильмов (55 ролей в кино), сыграв в картинах «Карнавальная ночь», «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Десять негритят» и др.
А главной в театре для Владимира Зельдина стала роль Альдемаро в «Учителе танцев» по пьесе Лопе де Вега. В этом образе артист продемонстрировал и блестящую пластику, и вокальный талант. А позже танцевальные и певческие способности артиста нашли применение в мюзикле «Человек из Ламанчи», музыкальной постановке «Давным-давно» и юбилейном спектакле «Танцы с учителем». На сцене Центрального театра Советской Армии патриарх блистал с 1945 года, сыграв более сотни ролей, которые считал своими детьми.



Мемориальная гримерка

Все эти 76 лет у легенды была неизменная персональная гримерка, еще при жизни артиста считавшаяся «мемориальной». Она сплошь уставлена статуэтками Дон Кихота (коллекционировал) и мягкими игрушками (подарки). Над фотографией лидера российских коммунистов Геннадия Зюганова - фото Бориса Николаевича, но не бывшего президента России, а любимого пса, которого тоже уже нет на свете…



Когда на 100-летний юбилей министр обороны РФ Сергей Шойгу подарил виновнику торжества корень женьшеня «для поднятия мужской силы», именинник не смог поднять даже этот сувенир. На сцену чудодейственное снадобье в массивной раме выволакивали трое солдат, а повесить на стену никто не помог: подарок «для поднятия силы» все время падал.



Букетов от зрителей Владимир Зельдин не собирал, а по-джентльменски отдавал их актрисам. А вот пряники от восторженного поклонника, которые приносил в гримерку китаец Володя, 100-летний кумир с удовольствием принимал: после работы можно и сладенького…

Миллионы бессребренника

Когда Владимир Михайлович узнал, что коллеге по сцене отдали донашивать его фрак,  возмутился и лично заказал для него костюм у Славы Зайцева. «Он добрый», - говорили о Зельдине знакомые, и актер с этим с улыбкой соглашался. Театру он помог выбить грант, актерам подсоблял с работой и  квартирами: если не получить новую, то хотя бы не потерять имевшуюся. Когда «братки» пытались отобрать жилье у матери одного заслуженного артиста, Зельдин ездил хлопотать о коллеге к начальнику милиции.



Но для себя Народный артист СССР просить стеснялся. Полный кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» (дважды награду вручал президент РФ Владимир Путин) жил в 28-метровой двухкомнатной квартире на 14-м этаже высотки 1969 года постройки. Артист, которого коллеги называли «живым динозавром», выходил на сцену не менее 20 раз в месяц. Поэтому главной для него была близость к месту работы, а до родного театра от Никоновского переулка (метро «Новослободская») - рукой подать. Из-за тесноты Зельдин даже отказался принимать в гости президента, которому готовили визит к юбиляру на дом: «Что вы, неудобно, нам даже с женой в этих стенах трудно разминуться». Тогда его поздравили в Кремле. А дом в элитном Серебряном Бору, который после смерти артиста пресса оценила в сотни миллионов рублей, по его собственным словам, Зельдин арендовал у друзей.
Делить наследство четверым племянникам придется с 81-летней вдовой Владимира Михайловича Иветтой Капраловой (Зельдиной). Детей в этом 50-летнем союзе не было.

Личная жизнь

Не секрет, что до 47 лет артист не спешил создавать семью, что даже породило слухи о его нетрадиционной ориентации. Достоянием гласности была информация лишь о двух женщинах, присутствовавших в жизни актера до встречи с Иветтой Капраловой. Тем не менее, оба кратковременных союза пресса называет гражданскими браками (официально эти отношения не оформлялись).
С первой спутницей жизни Людмилой Мартыновой Владимир Зельдин сошелся в 1939 году, но пара продержалась вместе только год. Говорили, что за это короткое время успел родиться сын, но в 1941 году он умер (его мать в 1940 году уехала в Ялту).
Второй спутницей была партнерша по фильму «Учитель танцев» Гитя Островская, с которой Владимир Зельдин познакомился в период совместной работы на съемках картины. О продолжительности этих отношений актер ничего не сообщал, общих детей не было. Генриетта Островская умерла в 1971 году в 50-летнем возрасте, получив за три года до смерти звание Заслуженной артистки РСФСР.



Поздний брак

С бывшей журналисткой Иветтой Капраловой артист живет в официальном браке с 1964 года. Это его единственная законная жена, а не третья по счету, как пишут таблоиды.  Владимир Зельдин всегда приходил на спектакли в ее сопровождении, гордился тем, что супруга «умнее его», и был доволен самим фактом ее присутствия в своей жизни.
На момент знакомства жениху было под 50, а невесте - 18. После того как девушке из бюро кинопропаганды Союза кинематографистов поручили организовать с актером творческую встречу, Зельдин из благодарности пригласил ее в ресторан. Но жениться старый холостяк не планировал и на руках годившуюся ему в дочери юную особу не носил. Он не делал ей предложения и не приглашал гостей на свадьбу. Через два года просто тихо расписались и отметили это событие будничным домашним чаепитием на четверых с родителями невесты.



В этом браке Иветта Евгеньевна была организатором, а супруг - звездой, нуждавшейся в присмотре. Жена не давала Зельдину расслабляться и хворать: «Никакой отмены спектакля, собирайся и пойдем - тебя ждут зрители!». Так «под конвоем» и доставляла на сцену, стерва эдакая, шутила Иветта Евгеньевна. О муже она говорила как об исключительно порядочном человеке, который никогда ни о ком плохого слова не сказал. А еще ее восхищала его элегантность, корни которой были в любви к спорту и здоровом образе жизни.



С прямой спиной

Даже сломав в 100 лет шейку бедра, Владимир Михайлович стоически перенес операцию под местным обезболиванием и быстро пошел на поправку. «У него всегда была прямая спина», - говорили о Зельдине партнеры по сцене.
26 октября 2016 года актера положили в госпиталь Минобороны из-за отказа почек, а после ухудшения состояния перевели в НИИ скорой помощи им. Склифосовского. Через четыре дня Владимир Михайлович скончался. Причиной смерти на 102-м году жизни стала полиорганная недостаточность. Его жизнь закончилась в 9 часов утра 31 октября.
Свои соболезнования родным покойного выразил президент страны Владимир Путин. Похоронили актера на центральной аллее Новодевичьего кладбища: с военными почестями и в присутствии двух министров - культуры и обороны.



Показательно, что именно культуру артист считал щитом для обороны России, потому что верил в силу высокой русской духовности, способной сохранить народ от врагов внешних и внутренних. Лично пережив историю страны от царских времен до нынешних, патриарх отечественной сцены видел и Гражданскую войну, и Великую Отечественную. Выстоять его поколению помогла беззаветная любовь к Родине. Артист ушел с убеждением, что она же поможет и нам…

© Вячеслав Капрельянц, 2016

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья!
Читайте также по теме:
Утраты. Обиды и радости Олега Попова
http://slavikap.livejournal.com/18370853.html

ЖЗЛ, актеры, мои посты

Previous post Next post
Up