Похоже, когда говорят о базовых потребностях человека, забывают одну очень важную и несомненно базовую потребность - потребность в Игре. В Игре в широком смысле слова. В такой игре, которой может быть подчинена вся жизнь. Игра, в которой тебе может повести, и ты сорвёшь джек-пот, а можешь и основательно проиграться вплоть до полного провала - именно оба эти условия должны выполняться. Нет игры без возможности выигрыша, равно как нет игры без возможности проигрыша. Причем, не обязательно, что выигрыш должен быть достижим реально. Главное, чтобы клиент верил в то, что он достижим - этого хватит. Глобальная Игра - это не прихоть и не какое-то побочное развлечение. Это основной принцип бытия.
Вернемся в историю. Возьмём какой-нибудь 42й год. У наших людей была общая, абсолютно захватывающая Игра - Отечественнвя война. Ценой её была жизнь: своя, родственников, победа, выживание государства. Кончилась война, выигравшие люди принялись восстанавливать разрушенное, всё ещё сражались, чтобы не умереть с голода, преодолевали трудности. Потом - играли с Америкой: кто первым в космос выйдет, выигрывали, радовались, играли в великих физиков, тоже радовались. Потом - застой, и появились новые игры: 1)Достань дифицит. 2)Обхитри всех и ужрись 3)Дерзкие диссиденты - каждая игра позволяла соприкоснуться с чем-то запретным и таинственным, а потому была крайне притягательна.
И вот щас. Все сразу "поняли", что те, старые игры были для лохов, и есть одна настоящая игра: "Добудь больше всех денег". И все с этим согласились. И нашлись люди, которые вступили в эту игру и выиграли, и взяли под контроль 99% всех этих самых денег. И таких людей очень мало, но они реально играют в эту игру. А остальным предлагается ходить каждый день на работу и зарабатывать ровно столько, чтобы было поесть и одеться. Или, как вариант, работать до усрачки, и тогда зарабатывать столько, что можно поесть, одеться и взять ещё в кредит Ланос. Не удивительно, что при таком унылом раскладе и нулевых перспективах абсолютное большинство выбыло из игры "Заработай много денег". И оказавшись без игры, впало в голод. В голод Игры. И тут в ход пошли суррогаты - более простецкие игры. Сначала взорвался рынок игровых автоматов. Помнится, лет семь назад автоматы, куда кидали пятаки стояли в центре чуть ли не у каждой стены. Потом всё это поприжали, но игры перетекли в интернет. Сегодня это именуется благородным названием "Интернет-клуб", там стоят по сути терминалы тех же бесхитростных одноруких бандитов, серверная часть которых вынесена куда-то в страны восточной Европы и "пятаки" летят по сети. И проблему эту не решить никакими запретами, пока мы не осознаем, что имеем дело не с пристрастием, не со странностью или чьим-то жульничеством, а с базовой потребностью разумных существ - с Игрой.
Сегодня и молодежь уже на этапе включения в жизнь, приходит в эту жизнь выключенной из неё. С самого начала они прониклись апатией к реальным целям, поняли, что им ничего не светит. Зато есть прекрасные онлайн-игры, в которые рубятся миллионы человек на одном поле. Игры, в которых можно реально чего-то добиться и выиграть, в отличие от настоящей жизни. И надо заметить, что тем парням, которые контролируют игровое поле Реальной жизни такой расклад очень на руку. Пусть 99% населения с юных ногтей, отработав положенное за станком или компьютером будут заняты тем, что повышают свой "Магический уровень", собирают "волшебные предметы", сражаются с эльфами на мечах, или ещё что-то в этом роде. Всё остальное поделят и проконтролируют без них.
Но надо помнить, что в виртуальное пространство сегодня людей выдавливает именно голод реальной игры: игры социальной, экономической, политической. Ничего такого не предлагается. В основном - витруальное рубилово - для молодого поколения. И "обхитри всех и ужрись" - для тех, кто постарше.
Вот мне в подобных рассуждениях часто противоречат романтически настроенные семинаристы и выпускники семинарий, мол, я говорю о "падшем человеке", мол, только он познает добро через зло, только он нуждается в игре и преодолении трудностей. Мол, человек преобразившийся ни в чем таком нуждаться не будет - он будет только кайфовать без всяких игр и ограничений. Хорошо. Но рассмотрим человека, вставшего на путь такого преображения: уверенного воцерковленного православного хоистианина. Действительно, он вряд ли рубится в онлайн-игры, вряд ли бухает с друзьями в рюмочной или режется в карты. Он благочестив. И казалось бы, он так преобразился, что попрал все мои рассуждения про Игру как базовую потребность. Но если к нему повнимательнее присмотреться, что мы увидим? - Ха-ха! Мы увидим, что он Играет, при чем не менее интенсивно, чем все остальные! Ему на выбор масса игр: Можно бороться с ересью и отступничеством - в соседней деревне священник отступил от догматов в вопросах крещения! Он еретик. - Давайте попробуем его переиграть. Или можно бороться с неправильными взглядами неверующих, или неправильно верующих. Для особо энергичных - суперигра: наш епископ впал в ересь! Как тяжело смиренно подчиняться, и в то же время бороться с епископом! Не думайте, что это трудно - впасть в ересь - при наличии сотен церковных постановлений, "правил", благочестивых преданий, это как раз плюнуть!
Или вот: власть уже принадлежит антихристу и надо бороться с государством! Противостоять штрих-кодам. А если ты - просто старая бабушка, и у тебя нет сил бороться ни с государством, ни с епископом, то можно поиграть в игру: "Собери больше всех святых предметов" , или "Посети больше всех святых мест". Есть игра "Самый великий аскет", где всё зависит только от твоей настойчивости и терпения. Есть игра "Миссионер", да их масса...
Короче, даже на пути к "преображенной действительности" люди всё так же увлеченно заняты Игрой, тем самым подтверждая её необходимость для человеческой природы.