Северная Карелия. Июньский сплав 2008.

Jul 04, 2008 00:29


Сплав Энгозеро- Пайозеро - Чогозеро - верхняя Воньга - Пильдозеро - верхняя Воньга - Синдамозеро - Мурамозеро - Нижняя Воньга - Гагаринские озера - нижняя Воньга - оз. Столбовое - Уманьгозеро - нижняя Воньга (пороги Собачий, Вяккер, Ассу).

14 - 22 июня. Лодка «Щука -3». Лодка «Сом-2» - модернизированная для сплава.






Очень много фоток!



Вода высокая. Погода неустойчивая. По состоянию растительности видно, что холода держались долго - листва только распустилась. На всем протяжении похода атмосферные фронты сменялись по-карельски весьма динамично, хотя в середине пути значительно потеплело. На озерах ветрено и штормит. Белые прозрачные ночи. А ночами состояние воды выравнивается, на некоторое время настают штиль и благодать.Дивные виды. Необыкновенно успешная рыбалка. Озера поражают своей красотой, живородно распростертой в сретеньи многоликого подвижного неба и могучего земно-водного простора. Медитативно вовлекающая открытость завораживает красотой светоносных переливов смыкающейся с горизонтом береговой линии и мистически-самостийным великолепием неодолимых для взора водных пространств. Переключились на ночной режим. Вошли в Воньгу.

На Воньге воды безмерно, берега заболочены. Заметно выросла категорийность порогов - до III к.с., а в отдельных местах до IV к.с.: испытали в целом успешным прохождением мощные сливы, шиверы с валами высотой до 1 м, косые бочки и водовороты…Весело проходили. На верхней Воньге пороги хорошо просматриваемы, довольно короткие и вполне приятно проходимые. На нижней Воньге пороги требовали в отдельных местах обноса (речь, конечно же, о Собачем), делали также проводку (на Вяккере впервые вынужденно делали оную из центра порога - хорошо покупались :) и практиковали посильный слалом, хотя почти под каждым из валов встречался коварный камень…конечно, садились и стаскивались, а бочки по-возможности обходили, но было и так, что влетали и «ухались» в самые эти бочки…и это было “весело» (особенно на более чем 4 -метровой Щуке), - нет, лодка не складывалась, но заливало по самые «не балуйся», а все опасные крены приходилось гасить корпусом, хотя ни одного киля не случилось (если не считать таковым выпригивание в поток самого порога с целью…избежания неминуемого киля, когда не удавалось перепрыгнуть камни и лодка оказывалась севшей в пороге, развернутой на 18, захлестываемой и кренящейся опасно под напором враждебных струй). В целом все прошло в высшей степени удачно.

Пос. Энгозеро



Стапель



Вышли в эту протоку



Энгозеро




Скалистые берега Энгозера


Акт душевно-телесного врастания





На первой стоянке











Первый улов:





Скалистые берега и сосны - отличные места для стоянок


В плену ветров - озеро раскачивается






Передохнуть на острове


Идем дальше


Атмосферные фронты идут один за другим….


И тянет за собой - увлекает величественная подвижность неба





К ночи волнение затихает










Отдохновение на новой стоянке


КАРЕЛИЯ


Начинается клев


Окунь берет хищно и жадно



Двойная уха: лещь и окунь





Под уху и печеную рыбу начинаем «поддавать» c gweiss, в какой-то момент зовем Вовку, просим нас сдерживать, чтобы не разгоняться и не входить в алкогольный «штопор», - так было условлено до начала похода.

Щука на завтрак


И…


Опять - на своем капитанском месте




Верхняя Воньга - берега затоплены





Пристаем на перекус



Водочка идет хорошо….всегда на всем протяжении маршрута


Пайозеро или Чогозеро



Стоянка на Чогозере






Пригождается ведро-раковина «Экспедиция»



Погода улучшает - становится тепло









Впереди - остатки плотины






Пильдозеро


Место первой переволоки



Входим в СИНДАМОЗЕРО - одно из самых красивых.



Подбираем место для стоянки. Радует, что стоянки все хорошо обустроены.






«Фейерабенд»



С Чогозера активно берет плотва. На Синдамозере так же окунь и лещь.



На ужин - «хрюшево» и тройная уха









Сидим до утра. Медитативный простор.












На стоянке - песчаный пляж и клевые заводи






Делаем дневку



Рыбалка необыкновенная - места супер-уловистые: в день вылавливали до 5-6 кг рыбы






Над теплыми камнями начинают размножаться комары.



Божественно.




Место Волока Синдамозеро - Мурамозеро. Ритуальное дерево хранит артефакты сплавного фетишизма.






Здесь было оставлено послание примерно такого содержания: «Идем группой на трех «Тайменях» На Энгозере в районе острова «Олений » потеряли одну байдарку. Украли (должно быть местные браконьеры - Molbard) . Сделали катамаран. Идем. Нам трудно, но мы не сдаемся!»




Волок:






Мурамозеро



Воньга. Старый разрушенный мост у порога Кошка.





В 2002 мы проходили по струе в левый пролет под мостом. Сейчас вода необычайно высокая, так что проходили по основной струе порога.



Несколько беспокоил возможный прижим к бревнам при выходе из порога, но мы довольно быстро проскочили.


Столь же успешно мы прошли шиверы и все ступени порогов Прямого, Кривого и великолепного для «покатушек» Горбатого порога с мощными валами и хорошим изгибом по течению. Никаких проблем до самого Собачего и Вяккера (на последнем мы трахались по-настоящему, принципиально отказавшись обносить).

После первых порогов на Нижней Воньге можно и жахнуть.



Незаметно стал я «разгоняться», ребята сдержали, поддержав.









Гагаринские озера



Стоянка на Гагаринских озерах.



Рыба…уже не знаем, что с ней делать.






Опять уха и рыба на углях с маслом и лимончиком



Завтрак: уха, пюре, копченая рыба.



Сплавной гламур: в красных штанах пакую красный герм



Идем по Нижней Воньге



В районе Столбового озера видим что-то невероятное: ОЛЕНИ переплывают озеро.



Оленя сперва я принял за гидроцикл. Оленей двое: один крупный и другой поменьше.



Местная фауна очаровывала. Особенно белые лебеди, плававшие парами на озерах.

После порогов идем упорно по озерно-речной системе.









Так дошли до Собачего озера, где и встали на стоянку перед самым порогом.



На порогах заливало по самые серые «на балуйся», откачивались, а на стоянке сливали оставшуюся воду.



Оз. Собачье. На поверхности озера виден след русла Воньги.



На этой стоянке встречаемся с двумя браконьерами из Кеми, беседуем, пьем чай. В лодке у них - семга, поднявшаяся с Белого моря.



Мои товарищи. Опять сидим до утра. Поддаем.






Гуляю вдоль берега, медитирую, наслаждаюсь тишиной.



Фактически последнее полноценное озеро в нижнем течении Воньги.



Утром в тени надвигающейся грозы успеваем сготовить завтрак. Ливни находят штормом два раза с небольшим перерывом: первый раз перед завтраком: (успеваю натянуть тент)…



Второй ливневый шторм настиг перед самой погрузкой в лодку.



Просматриваем порог Собачий.



Верхнюю часть до начала основных мощных сливов проходим, а стремнину - обносим, как и рекомендовано в лоции. Не для наших судов.






Ревущая вода. III - IV к.с.



Озеровидное расширение с тихой водой перед полуторакилометровым порогом Вяккер



Начало Вяккера



Просмотр мест возможного прохождения и проводки. Достают рои комаров.



Вяккер превратился в сложнопроходимый и алкающий килей ад длиной 1400 м: мощные потоки сливающиеся потоки, косые опасные бочки и высокие валы с камнями….настоящий аттракцион для любителей квази-экстремальной байдарочной ебли.



При высокой воде и недостатке опыта - это довольно коварное место. +



Во всяком случае у меня была вполне оправданная неуверенность относительно технических возможностей наших плоскодонных судов относительно остойчивости и посильного слалома. И опасения в значительной мере оправдались.

Отзвуки Вяккера



Остался я доволен успешным прохождением низовий Вяккера.



На подступах к порогу Ассу шли в туманах.






Нижняя Воньга. Белое море всего в 10 км.



На стояну встали в 2 часа ночи.



Несмотря на усталось, опять сидели до утра. Плотно закусывали и крепко выпивали. Ибо решили на следующий день выбрасываться.



Команда



На Ж/Д мосту тормознули электричку поднятием руки, загрузились и добросились до Кеми.



Утром следующего дня достигли уже Петрозаводска



Петрозаводск впечатляет архитетурой центральных улиц, напоминая чем-то Севастополь.

Интерьер здания вокзала












На берегу Онежского озера















Farwell, Карелия!



matrix47 поехал через Питер, а мы с gweiss, не долго думая, сели в купе (альтернативы не было) на Муранский поезд, вмазали 0,7 оставшейся водки на двоих, даже песню спели в тамбуре и погрузились в крепкий здоровый сон…



На следующее утро проснулись мы уже в Москве.

P-S: как мы проходили Вяккер.

День выдался тяжелый. «По небу бродили свинцовые тяжкие тучи» (Н.Гумилев). Дважды накрывал нас сильный ливень, заполонивший озерный простор плотной и вязкой дождливой стеной и опоржнивший новые тонны воды в полноводную уже прежде довольно упитанную реку. Вышли, наконец, пересекли реку и зачалились перед Собачим порогом, чтобы сделать просмотр тропы для обноса и места для спуска на воду. Обнеслись довольно быстро, хотя и не без усилий, ибо полностью разгружать лодку представилось нецелесообразным. Встали на воду и пошли до Вяккера. Достигли озеровидного расширения, где особый интерес вызвал подъем берегов, сменивший привычную пологость. За поворотом слышен был шум ревущих водных потоков на пороге Вяккер. Зачалились и пошли по левому берегу на просмотр. Все понятно с первого взгляда: почти ничем не отличается от порога Собачий, разве что длиннее, со сложной структурой сливов, петляющими струями и протяжением за пределы в раз просматриваемого пространства - с глубоким изгибом, как и порог Горбатый ….В центре порога - на самом Вяккере меж двух каменистых отрогов чудовищный слив, за которым косые бочки и сильные водовороты. Перспектива попадания в такую «стиральную машину» нам не показалась особенно привлекательной. Более спокойная струя идет вдоль левого берега, но на пути неминуемо встречаются камни с мощными шиверистыми перехлестами и последующими сливами. Коварство Вяккера приоткрывается тогда, когда почти за каждым валом обретается камень или скалистый отрог, на который даже при хорошем слаломе можно наскочить, например, при обходе бочки или попытке оный перепрыгнуть, а далее начинается противостояние с закручивающим лодку потоком и захлестывающими ее струями. Понимаем, что если проходить даже частично, нужна разметка и сигнальщики…Да, но мы еще не можем просмотреть отчетливо, где, по выражению gweiss, «этот ад кончается». Поэтому идем все полтора км по берегу заболоченной лесной тропой вдоль порога, отмечая возможные места прохода и проводки, ибо на обнос сил уже не было, да и тропа была совсем неудобная и ненадежная, - так я при просмотре залетел в какое-то болото и стало меня засасывать уже по самые серые «не балуйся», - вытащил Юрик рукой. Но был и спортивный интерес.

Решаем проходить верхнюю часть порога при страховке на зачалке у одного из скалистых выступов, откуда будем делать проводку, чтобы не вынесло основной струей в дикие властные водоворотистые сливы в проходе между скал. Заходил в гидроштанах в воду так, чтобы не снесло потоком и можно было приблизиться к основной струе - проверял возможности страховки.

Первым смело пошел gweiss на своем модернизированном «Соме»: лодка значительно меньше «Щуки» с трубами, проложенными для жесткости по бортам, что повышает степень мобильности при управлении, а широта судна придает хорошую остойчивость, уподобляя «Сомик» мини-рафту, способному выдерживать опасный градус при движении ортогонально основной струе. Юрик вышел, я видел блеск его весел за поворотом, прошел под правым берегом и, как было видно, при обходе бочки основательно сел на злоебучий камень, долго пытался протолкнуться, потом как-то соскочил с поворотом и стал выходить на центральную струю под опасным углом, пуская под правый борт сильный поток…Садиться на камни в таком положении чревато было килем. Но он сумел развернуть по вектору основного движения, прошел немного по основной струе, пересек и резко направился к скалистому мысу, где благополучно зачалился.

Настал наш черед с matrix47. Я долго просматривал и вычислял оптимальную траекторию движения, но даже при тщательно просмотре с учетом технических возможностей «Щуки» в плане оперативной управляемости на сложном слаломе при высоком течении вероятность киля определял как высокую. Вышли. Как и планировал при просмотре, пошли под противоположным - правым берегом, стали перестраиваться в центральную струю, и началось: стали херачить по валам в надежде их проскочить, как успешно перваливал я километровые шиверы, но в самых валах вырастают слишком близко к поверхности воды камни, которые уже не перепрыгнуть, - в первый раз влетели и сели крепко всем копусом. Поток еще не особо сильный, выпрыгиваю из лодки - еще не глубоко, даже матрос высаживается на камень и совместной силой стаскиваем - именно с усилием протаскиваем судно вперед на чистую воду с хорошим течением, запрыгиваем на ходу, сохраняя основной курс.

Далее перестраиваемся уже под левый берег, налетаем бортами на скалистые выступы, скрежещим днищем по камням, но идем, идем , где-то притормаживая, где-то усиливая движение мощным выгребом. Обхожу бочку по левому борту и при очередной попытке пройти по гребню валов влетам носом на камень, видимо тот самый, скрытый под мощным валом, на который садился «Сом» gweiss. Какой уж тут «сложный слалом» на плоскодонной матрасно-надувной байде длиной 4,5. м! Начнешь разворачиваться, идет мощная инерция - боковой пронос, инерцию матрос должен гасить веслом при моем активном подруливании, но вероятность зацепить и словить другой частью корпуса порожистый выступ не уменьшается… Сели неприятно и жестко, так что плоскодонная наша лодка обрела устойчивую ось и стала терять управление, разворачиваясь вокруг этой оси в опасном крене под действием силы потока перпендикулярно захлестывающей ее под левый борт струе…Приказываю матросу выпрыгнуть совсем для переноса центра тяжести, но уже поздно - копус встал под опасным уголом к потоку и киль неминуем, поэтому выпригиваю сам..Ого! а глубоко - по грудь уже! Хорошо, вода не особо холодная. Прилагая слаженные усилия, стаскиваем лодку с каменистого уступа, но развернуть носом по курсу против течения физически невозможно, так что оставалось разворачивать по течению, вынося кормой в направлении центра порога, - в способности оперативно запрыгнуть на ходу и совершить маневр с радикальным разворотом я сомневался, ибо слишком быстрое течение и много камней, предательски прикрытых перекатами, могли осложнить ситуацию до того, что пришлось бы заходить жопой в самое чрево водоворотистого ада - в центр Вяккера с полной обреченность на киль…Принимаю решение выталкивать лодку под берег для последующей проводки. В это время вижу, как gweiss, заметив наконец, что происходит нечто странное и мы по грудь в стремнине голыми руками удерживаем судно от киля и выноса по течению, сорвался с места с заготовленной «морковкой», а делаю знак, чтобы близко не подходил и страховал ниже по течению.

Итак, начинаем, прилагая все силы и цепляясь под водой ногами за камни, выводить и протаскивать судно, удерживая на усиливающемся течений, пытаясь выйти за пределы основной стремнины, разворачивать и направлять к берегу…Я по левому борту, matrix47 по правому - упираемся, чем только можно (а на зря водочку на «золотом корне» пили. - Шутка.) довольно тяжело двигаться, поскольку уже отчетливо ощущаем, что и нас начинает сносить сильным потоком, ибо корпусом всем мы в воде по самые ланиты и начинает «работать» спасжилет…

И вот в какой-то момент я почувствовал вдруг, что уже не за что зацепиться - каменистое дно ушло из под ног и тело оказалось во власти стихии, а хуже всего, что в том же положении оказался и matrix47, - оторвало нас в глубоком месте и вот мы уже держимся за увлекемую течением лодку и тащит она нас за собой как ненужный балласт, а впереди уже, кажется, метрах в 50 разверзается ревущее горнило адских сливов и водоворотов центрального Вяккера. В тот краткий миг я подумал просто: «Пиздец» . Даже без восклицательного знака. Наверное, то была самая простая и кратко выраженная из всех моих мыслей. То не было даже «языковой артикуляцией бессознательного», ибо сознательное и бессознательное слились тогда в монадически предельную настроенность на принятие в столь тривиально форме неизбежности крушения - локальной катастрофы, которую можно было бы в иной ситуации означить символически сообразно принципу трансцендирующего «выдвижения в ничто», но настигающий нас зверь «пиздэ-цу», вычерчивавший водоворотистые иероглифы в каменистой стремнине, до «трансценденции» не дотягивал, просто досадно и тоскливо стало в тот миг. Чем уж мы выгребылии и каким якорем пытались зацепиться - осталось за гранями отчетливого разумения, но каким-то чудом высокорослый matrix47 первым нащупал дно и зацепился за его каменистые упоры, и так мы вытолкали наше плоскодонное детище к берегу, где подхватил нас gweiss и с ним мы уже довершили проводку до ближайшего мыса.

Далее мы уже последовательно проводили по выбранной и расчищаемой по ходу движения протоке под левым берегом и так достигли еще одного скалистого выступа за поворотом, с которого можно было стартовать для прохождения нижней части порога. Собственно, прохождение нижней части было суперуспешным и увлекательным, поскольку после той первой проводки из середины порога стартовали мы уже «очертя голову», но с полным пониманием того, что нужно делать в случае повторения ситуации. Вышли на хорошем толчке, поймали струю, стали активно практиковать посильный слалом, через валый уже не пытались прыгать, но обходили их по правому борту и налетали левым бортом на камни, проскальзывая их силою стремительного движения. Наконец вышли на очередной экстенсивный поворот, где можно было зачалиться на спокойной воде и слиться для улучшения управляемости (по ходу движения опять заливало по самые «не балуйся»), но решили на кураже покончить с прохождением этого порога и после очередного - последнего на этот раз слива с воодушевлением плюхнулись в красивую глубокую бочку, коварно спрятанную за камнем на полу-повороте…и из этой тернии мы изящно вырулили в силу развитой энергии довершающего прорыва! На это раз - полное удовлетворение и победа, одарившая нас хорошим опытом!

Отчет с описанием и графиком прохождения маршрута выложу позже.
Previous post Next post
Up