Aug 08, 2007 15:00
Будда учил, что страдания порождают желания. Из русского перевода не
совсем ясно, кто кого порождает, но можно сойтись на том, что это две
стороны одной медали. Экономисты-рыночники, похоже, согласны с Буддой.
Все их тексты построены вокруг того, что у человека есть потребности
и он пытается их с наименьшими потерями удовлетворить. Априори неясно,
чем путь рыночного человека (удовлетворять желания) лучше буддийского
(отказываться от желаний). Мне кажется, что для решения этого вопроса
будет полезно ввести понятие желаний второго порядка.
Рассмотрим популярную фразу "приятного аппетита!". На первый взгляд
она кажется парадоксальной. Приятным подразумевается не удовлетворение
желания, а оно само. И между тем такое встречается на каждом шагу.
Вспомните любое своё желание и спросите себя: хотите ли вы, чтобы его
у вас вообще не было? Хотите ли вы этого не хотеть? В отношении
аппетита я, похоже, моральный урод -- для меня он приятным не бывает.
Голод и есть голод, чего здесь приятного? Я бы с удовольствием отказался
от чувства голода (аппетита). Но, насколько я знаю, большинство моих
читателей со мной не согласятся.
Зато мне явно не понравится, если меня предложат избавить от желания
знаний, желания добра, желания любить и быть любимым. А вот от жадности
или страха (их можно считать желаниями) многие предпочли бы отказаться.
Причём разница не в "телесное vs духовное" -- от желания гулять пешком
и получать мышечную радость я отказываться не собираюсь. Ещё примеры:
многие мыслители, от Диогена до современных киберпанков, считают, что
жизнь была бы лучше без желания секса. С другой стороны, менестрель
Лемисон из фильма "31 Июня" пел, что неразделённая любовь (невыполненное
желание) лучше, чем её отсутствие. Ах, да, ещё "Отроки во Вселенной".
Мне кажется, что желания и нежелания второго порядка лежат довольно
близко к тому месту, которое хочется называть "Я" человека. В отличие от
желаний первого порядка, которые скорее ближе к его тушке.
Самонаблюдение и знакомство с литературой показывает, что вводить
понятие "желания третьего порядка", видимо, бессмысленно. По-моему, они
всегда положительны и в таком качестве не могут быть осознаны.
... А жаль, что не меня в Каперне дева ждёт ...
libero