Второй день тренинга
Второй день начался как раз с этого. Тут немного скажу об Олеге Гадецком - он рассказывал о себе и как будто повторил мои чувства. А сказал он типа «Сейчас я чувствую себя нормально, можно продолжать работу. Хотя вчера я очень устал. А особенно позавчера, была очень тяжелая программа. И честно сказать, я вчера утром даже думал сюда не идти» Из зала спросили «Значит ли это, что он тоже сомневается в своем деле?» Он ответил, что «сомнений нет, а усталость бывает. Но если контролировать свои чувства и заниматься своим делом, то энергия приходит. И действительно, если верить чувствам - то вчера идти сюда ему было не надо, но он решил - нужно заниматься своим делом - и вот пришел, и потому сегодня он чувствует себя нормально». В общем, перекликнулось с моей ситуацией усталости и больной головы - стоило заняться своим делом и все пришло в норму. Благо, ценности было искать не надо - они рядом скакали J))
Ощущение о втором дне тренинга больше какие-то эмоциональные, нет четкости. Все как-то хорошо и спокойно, мы много танцевали… Да, танцевали (это были какие-то упражнения), но мне запомнилось это состояние - просто если хочешь чтобы было почаще хорошо - надо танцевать! В танце идет самовыражение и снимается напряжение, а кроме кого, если танец от души - то и неплохая физическая нагрузка.
Кстати, если кратко резюмировать тренинг - то я для себя вынесла такую формулу: надо танцевать, чтобы разряжаться и держаться за руки почаще, чтобы понимать других.
Упражнения второго дня
А если подробнее, то следующее (или не следующее… как-то смешалось все у меня, буду писать о главном) упражнение, которое у нас было - это тренировка позиции «Ученик». В теории что-то говорилось о знании. Знание состоит из качеств характера, а не из набора информации, которую мы изучили. В общем, хороший ученик всегда учится, и ему нет смысла обижаться на Учителей. Он все ситуации воспринимает как урок «А что мне это дает? Что мне нужно в себе изменить?» А сложных людей на его пути встречает с мыслью «О! Это мой кармический спарринг-партнер! Какая хорошая возможность потренироваться!» А еще ученик позволяет себе право на ошибку, он их не боится. В результате он обретает мудрость. Кажется, после этого мы учились работать с конфликтными ситуациями.
Здесь следует рассказать небольшую предисторию. Момент с нашего тренинга в моей фирме:
Мне запомнилась классификация Романа о поведении людей в переговорах: он предлагает 3 психотипа - Трус, Балбес и Бывалый. Каждому их этих психотипов характерно свое поведение в разговоре, и если определить кто сейчас твой собеседник (в какой роли?) то можно вести переговоры с ним в соответствующей тактике, и завершить их успешно. Эти основные три тактики, адаптированные под Труса, Балбеса и Бывалого нам тогда тоже давались. Приписать качества каждой из ролей нетрудно - интуитивно понятно, Трус -трусит, мямлит, прогибается и т.п., Балбес - может орать, гнуть свое и абсолютно не слушать собеседника, Бывалый же ведет переговоры в адекватной манере. Но сейчас я даже не об этом. Тогда же было небольшое упражнение - нужно было разыграть ситуацию, которая в принципе и отражала наше поведение в жизни, в большем числе переговоров. Ситуация предлагалась такая: ваш оппонент - кондуктор, и ему нужно вас обилетить, а вы - пассажир автобуса, и очень нужно ехать, просто жизненно важно, а денег нет. Тогда мне казалось, я придумала гениальный вариант - какой смысл сталкиваться лбами с кондуктором? Ведь его главная задача взять с тебя деньги, а твоя задача ему не дать, т.к. их нет. Самый прямой конфликт интересов. Я решила проигнорировать кондуктора, отмахнулась от него, типа «Ага» и решить проблему иначе. Проще говоря, я обратилась к рядом сидящему пассажиру (Максу), и попросила у него в долг 15 (или сколько там было…) рублей (пообещав отдать ему долг при первой возможности - закинув на телефон) и заплатила их кондуктору. Конфликт исчерпан, как мне казалось. Ведь у пассажира-то нет прямой конфронтации с тобой, и ему не нужно «во что бы то не стало» взять с тебя денег. Я думала, что разрешила все наилучшим образом - и конфликта нет! Каково же было мое удивление, когда после этой сценки Роман поздравил меня и сообщил, что я проявила типичное поведение труса! Я была в возмущении! Какой трус? Да я - Бывалый! Как я все обставила и решила проблему - и конфликта нет. А Роман утверждал - что нифига, мол, трус я и все тут. И, типа, анализируй и думай - почему! Причем, трус типичный!
Я это все к чему? Это к тому, что это есть присказка, а сказка впереди. Именно там, на тренинге Гадецкого я поняла, почему я - Трус. Мы разбирали методику работы с конфликтными ситуациями - предлагалось вспомнить какой-то неприятный случай, связанный с каким-то человеком, который оставил нам в памяти неприятные впечатления и проанализировать его по такой схеме:
Сначала нужно поставить себя на место ДРУГОГО и посмотреть на эту ситуацию его глазами. И записать свои (т.е. ЕГО) внешние действия в один столбик, и внутренние мотивы, побудившие к этим действиям, в другой столбик.
То же самое нужно было сделать с позиции НАБЛЮДАТЕЛЬ, или записать просто какие-то зацепки - в чем повод конфликта? что здесь режет глаза? Может интонация, слова, взгляд и т.п. Просто найти то, что здесь цепляет и разворачивает конфликт. И с чьей стороны.
А потом снова встать на свое место, и с позиции Я записать то же самое - свои внешние действия и внутренние мотивы.
Такая схема позволяет проанализировать конфликт с разных сторон. Эту процедуру я проделала для нескольких случаев из моей жизни, и что меня удивило - в каждом из них я записала своим мотивом поведения в этой ситуации одно и то же: Желание не решить конфликт, а сбежать от него. Варианты побега могут быть разные, но суть всегда оказалась одна. И именно этот мой мотив, видимо, оставлял в моей памяти эту ситуацию как неприятную для воспоминания. Вот там-то я и согласилась с Романом. Теперь как-то надо отработать эту трусоватость, чтобы по жизни просто стать счастливее. И теперь я понимаю, как можно было разыграть ситуацию с кондуктором в этом же решении, но при этом остаться Бывалым ;)
И самое важное в работе с конфликтами - это принятие другого человека, принятие его точки зрения. И опять здесь проявляется 5ый навык Стивена Кови - сначала понять другого человека, а потом самому быть понятым. Как правило, если вам удастся лучше самого оппонента сформулировать его точку зрения и его опасения, то конфликт становится почти исчерпан - ваш партнер становится к вам расположенным, он чувствует, что его понимают, что вы на одной стороне. Потом нужно донести до него свою точку зрения. И вот тогда уже нужно объединиться против проблемы и придумать совместное решение, выгодное обоим. Так, принцип 5 перетекает в 6 - синергичное взаимодействие, основанное на том, что люди ценят различия друг друга.
Собственно, и тренинг и книга - об одном и том же немного разными словами и разными упражнениями.
Кстати, сейчас у нас в Новосибе с лекциями был Олег Торсунов - добрые люди уже выложили вконтакт видеоролик первой лекции. (Спасибо добрым людям! Я хотела сходить - но опять в будни по вечерам в городе - не реально.) Я вчера посмотрела немного - Торсунов говорит то же самое: что-то новое, интересное, другими словами и примерами, но смысл все тот же.
Во второй половине дня на эту тему - о позиции Ученика и об Учителе в лице самой жизни - у нас было еще одно упражнение. Делали мы его для того, чтобы получить обратную связь от жизни и для того, чтобы осознать главное - что при нахождении в роли ученика возникает чувство благодарности, а при нахождении в роли учителя - ощущение ответственности. Разделились на пары и встали в круг, лицом друг к другу. Получилось 2 круга - внутренний и внешний. Внутренний круг - это Ученики, внешний круг - это Учителя (сама жизнь). Ученик молчит, учитель может смотреть в глаза ученику, держать за руки и говорить. Он называет отрицательные и положительные качества ученика, что ему мешает жизни, что помогает. Так происходит 2 минуты, после чего внутренний круг сдвигается и каждый ученик попадает к новому учителю.
Что интересно - во-первых, даже когда тебе говорят о твоих отрицательных качествах, у тебя нет ощущения обиды, т.к. согласно правилам игры - перед тобой сама жизнь и ее оценка, она тебе указывает на твои качества - и действительно появляется чувство благодарности. Хочется сказать спасибо этому человеку, обнять его! Учителем быть сложнее, я опять даже пугалась - что буду говорить людям - вообще не знаю. Но стоило настроиться на человека, и взять его за руки слова приходили как будто откуда-то свыше. Мое попадание в точку на 99 почти процентов удивляло меня саму. Люди говорили, что все, что я о них сказала - правда. И даже спрашивали, обладаю ли я экстрасенсорными способностями? Так что, я теперь могу подрабатывать на досуге ясновидящей ;) J))) Обращайтесь! J)) (Торсунов в своей лекции тоже продемонстрировал способности ясновидения для особо неверящих) В это не верится - но это может делать каждый! Это точно. У Зойки еще более тонкое восприятие людей, она говорит, ей не обязательно держаться за руки, она все видела по глазам и тоже попадала в точку. А мне тактильный контакт был просто необходим, без рук человека я не могла ничего придумать. Еще, почему-то про мужчин мне было говорить проще, и хотя мы занимались вместе второй день - так получилось, что я ни разу с ними в паре не оказывалась. Фактически, то упражнение - это был первый контакт с почти незнакомым человеком. И что еще было интересно - все было наполнено любовью какой-то. После каждого откровения - люди моментально подруживались настолько, что начинали обниматься, ученики начинали говорить спасибо! И когда 2 минуты проходило, и надо было уходить к другому учителю, люди подолгу не могли расстаться. По началу упражнения ученики еще пытались молчать, а потом появилось столько эмоций, что молчать уже никто не мог. То и дело слышалось «Это правда! Откуда ты это обо мне знаешь?»
Мне не верилось - все такие тонкие психологи, оказывается! Зачем мы вообще все сюда пришли? Даже странно, что у людей есть какие-то свои проблемы, которые они не могут решить, когда они буквально насквозь видят других - совершенно незнакомых людей. Олег Гадецкий это объяснил тем, что со стороны всегда виднее.
Эмоции победили
Далее в моем блокноте пусто - более ничего о том, какие упражнения были и что вообще происходило. Видимо, настолько уже включились эмоции, что облечь происходящее в слова не было уже никакой возможности. Как я уже писала - было много танцев, они были разные, в паре, в группах… Эти упражнения были направлены на то, чтобы люди научились чувствовать друг друга и взаимодействовать слаженно. Например, стоим по парам, одной рукой, самыми кончиками пальцев, касаемся руки другого, тоже самых кончиков пальцев. Звучит музыка, эти сомкнутые руки начинают как бы «танцевать». Основная задача - постоянно чувствовать еле уловимое прикосновение партнера, не давить друг на друга, настроиться «на другого». И руки танцуют сами. Были еще какие-то упражнения, где мы танцевали в маленьких кружках по 4-5 человек - нужно было и выражать свою индивидуальность и при этом учитывать движения группы, т.е. все должны были двигаться гармонично. Наверно, в этих всех упражнениях есть какой-то большой смысл, который нам до конца не объяснили, и наверно эти упражнения как-то в психологии специально называются. Но я понимаю смысл в том, что мы учились взаимодействовать.
Дыхание
В этот день мы провели еще 2 дыхательных упражнения «вайвэйшн». Сейчас расскажу о них.
Первое было до обеда - опять мы так же дышали, лежа на ковриках. В этот раз меня уже так сильно не глюкало, все прошло достаточно спокойно, в голове крутились картинки, по телу шла мелкая приятная дрожь, руки уже не выламывало в колесо. Иногда я просто себя ловила на мысли о том, что просто дышу под музыку, которая звучит и вообще больше ничего не происходит. Возможно, я даже была слегка разочарована, т.к. хотелось вчерашних волшебных ощущений. У других, кого вчера проглюкало качественно, тоже этот дыхательный сеанс прошел спокойнее. По словам ведущих, все так и должно быть. Видимо, (если говорить другим языком) каналы нашей психической энергии уже слегка прочистились, и поэтому теперь она текла по телу спокойно, не собираясь в разных его частях сгустками и не пробивая пробки.
А вот третий сеанс отличался от предыдущих двух. Это был сеанс дыхания, сопряженный с действием. Идея в том, что каждую эмоцию можно выразить в движении, в напряжении тела. Что интересно, я в жизни уже делала такое (случайно, это само собой получалось), только не знала, что именно я делаю. А оказывается, я снимала эмоцию, через напряжение тела в движении. И при этом я даже не дышала, но эффект все равно был. С дыханием эмоция проживается в движении так же сильно, как при первом сеансе «вайвэйшн». Что имеется в виду под движением? Для начала требуется изобразить скульптуру какой-либо мучающей эмоции. Кажется, проще всего изобразить страх. А дальше начинаем дышать с закрытыми глазами, под музыку, и если эмоция изображена правильно, то по телу начинают бежать опять же эти электрические токи, скульптура трансформируется во что-то иное и т.д. Дальше уже протекает все само собой, простыми словами - тебя просто корчит. J Со стороны зрелище должно быть довольно забавным - сидят 30 чуваков, пыхтят и корчатся под музыку. Думаю, непосвященный человек, увидев такое, сразу вызовет дурку и сдаст эту компанию туда. Слава богу, зал, в котором все проходило, не для посторонних глаз и доступ туда имели только посвященные. J) Поэтому, мы спокойно и качественно покорчились и получили просто офигеннейшую разрядку!
Сразу скажу, что такой вайвэйшн можно проводить дома самим. Поскольку к сеансу активно подключено тело, то нет шанса уснуть или уйти в транс. Главное, чтобы дома в это время никто не мешал.
Так вот, раньше я уже так снимала эмоциональное напряжение (чаще всего это была эмоция раздражения). Например, кто-то из детей, чаще Валя, ноет и гундит и не поддается на диалог. Просто она может так ныть и гундеть, что руки сами сжимаюся в кулаки, и уже столько лет подряд она это делает, что я уже никак не могу оставаться равнодушной к этому гундежу, меня прям бесит… И главное, выяснить в чем дело почти невозможно, сквозь гундеж непонятно ни слова. Тебя она в это время не слышит, если уйти - обижается и т.п.
Отступление: вот меня часто спрашивают даже мои родители «как я могу такое терпеть? мы бы уже давно выдрали» - но на этот счет у меня есть отмазка, которая греет душу. Дело в том, что у нас с Валей очень доверительные отношения, и поэтому она может мне во всем признаться. И всю гадость, что у нее накопилось - тоже может вылить на меня. Терпеть это не просто. Зато в других местах - она идеальный ребенок, например, в школе. Есть много детишек, с кем родители ведут себя строго, дети их боятся и дома они лишних эмоций не позволяют. Но их нужно куда-то девать - поэтому, они выливают это в школе, за что снова получают выговор от учительницы, потом от родителей, и круг замыкается… Многие очень боятся своих родителей. Даже наша классная руководительница на собраниях просит родителей не ругать детей, а больше с ними общаться, разговаривать. Поэтому, я считаю, что пусть Валя свои гадости лучше на меня выливает, чем на кого-то другого. Так вот, как мне удается сохранять внешнее спокойствие? Бывает, что пока она отвернулась - мои руки сживаются в кулаки, всё напрягается, лицо при этом издает ужасную гримасу беззвучного крика от злости, так длиться пару секунд, напряжение спадает и дальше я совершенно спокойным голосом говорю «ты расстроилась потому что…. бла-бла-бла…). На самом деле - в этой двухсекундной гримасе я проживаю эту эмоцию, и делаю это без выливания ее на ребенка. И только на 3-м дыхательном сеансе я поняла, что вовсе я не псих, и делаю не что-то противоестественное, а наоборот, нечто правильное. Я проживаю эмоцию отдельно от самой ситуации. А как мы уже выяснили, эмоции надо проживать, так, чтобы они не мешали другим!
И как раз при таком дыхании, в таких пантомимах снимается то напряжение, которые создают мучительные эмоции и чувства. Когда эмоция раскрылась - наступает освобождение и спокойствие, далее дышим, вспоминаем другую эмоцию и все по новой. Тогда я прожила несколько своих эмоций - это были раздражение, страх, неприязнь, обида, что-то еще, точно не помню. Но, основная эмоция, которая меня зацепила, которую я так и не смогла прожить до конца, и которая вызывала самые сильные «корчи», от которой горели руки и ноги - это было «непринятие». Вспоминались люди, поведение которых я никак не могла себе объяснить, а принять их такими - тоже не могла, вспоминались какие-то случаи, когда не приняли меня. Непринятие было таким сильным, что казалось просто смертельным.
На самом деле, радостные эмоции тоже можно было проживать, может кто-то это и делал, но я не знаю, т.к. глаза завязаны. Но большинство участников, видимо, проживали что-то грустное - т.к. многие плакали.
О депрессиях и пирамидах
Здесь я хочу сделать еще одно отступление - оно будет немножко в тему. Я думаю, есть одно сооружение, которое позволяет прожить примерно то же самое, что и техника «вайвэйшн». Я точно не знаю (потому что сама не пробовала), но догадываюсь, что действует оно именно так. По словам очевидцев, несколько сеансов - и у человека проходят самые сильные депрессии. Сооружение называется «Пирамида», выглядит примерно как камера, где можно лежать и слушать музыку. Но дело в том, что эта камера имеет внутри свое живое пространство (так выражается человек, ее придумавший). После такого сеанса людям становится сильно легче. Конечно, это представляется фантастичным, особенно умам с академическим образованием. Я тоже из таких (Саша разнес теорию о пирамидах в пух и прах, и даже хотел живо пообщаться на эту тему с ее создателем, и пояснить ему как он ошибается! J). Но после того, как я пережила ТАКОЕ и без пирамиды - то в пирамиду я охотно верю. Так случайно оказалось, что изобретателя пирамиды я знаю лично, встречались на нашей детской площадке (детки у нас одного возраста), но никогда не общались, и я не знала, что он парапсихолог и все такое. Это Павел Гаранин, и пирамида - его детище. Так что, если кому-то дышать в корчах кажется смешным, а депрессию снять надо (вплоть до суицидальных состояний), можно сходить полежать в пирамиду (там вас никто не увидит J). Для этого даже не обязательно быть в теме, положительный эффект гарантированно будет. Депрессия быстро пройдет. Как говорит Павел «чем тяжелее шкаф, тем он громче падает». Правда, как выяснилось, работает эта пирамида не везде, сама выбирает себе место и людей, где ей работать. В Бердске у нас пока не действует, зато прекрасно функционирует в Центре Академия Эволюции Алены Сагадеевой (она известный Новосибирский психолог). На страничке центра есть видеоролик, о пирамиде немого рассказывают и показывают.
http://sagadeeva.ru/academy/ Так что, если вдруг кто там побывает - потом расскажете мне ;)
Назад к тренингу:
Еще одно упражнение, которое мы делали, называлось «Очищение памяти детства». Смысл его был - понять, простить и принять своих родителей, освободиться от обиды на них, от чувства вины, и от других негативных эмоций, если они имеются. У меня слишком сильных переживаний эта методика не вызвала, потому что у меня к родителям очень теплые чувства и обид на них никаких нет уже давно. Я это разрешила раньше, сама. И папу с его причудами и его пустой горячностью я воспринимаю совершенно спокойно. И когда они делают совсем не так, как мне нравится - я могу воспринимать это спокойно, т.к. всегда могу объяснить их поведение - вижу, где они разумом говорили, а где - чисто на эмоциях. Поэтому, упражнение про родителей мне было сделать легко, я и не прослезилась, почти. Идея в том, чтобы увидеть своих родителей детьми, и полюбить их такими маленькими, беззащитными. То, что я сейчас написала про идею - это как-то грубо, и тут лучше мне не пересказывать, а интересующимся взять этот аудиоролик «Очищение памяти детства», прослушать его и проделать это упражнение. И все будет понятно. Опять же, многие участники рыдали.
Что интересно, и после дыхания, и вот после этого упражнения люди рассказывали, как им удалось пережить свое рождение, или даже внутриутробные переживания. Меня так сильно не припекало, и даже немного жаль. Мне интересно было бы пережить вновь свое рождение.
Поработали на славу
К концу тренинга у меня было ощущение, что в голове теперь все разложено по полочкам, все встало на свои места, порядок. Было ценно, что я узнала технику владения эмоциями - знала как их включать и выключать, что ушли страхи, что выяснились причины моих слабостей, и стало понятно какие качества нужно развивать. И было немного жаль, что только мы были участниками этого тренинга, и только мы узнали так много полезной для себя информации. А хотелось чтобы об этом знали вообще все люди, хотелось поделиться. Если бы все знали это и умели так владеть собой - как бы все были счастливы!
Далее аплодисменты, овации, безмерная благодарность ведущим!