Дворец Деда Мороза в Великом Устюге - конкурсный проект

Aug 07, 2008 00:16

Строго говоря, Дворец Деда Мороза не в самом Великом Устюге, а в парке развлечений "Вотчина Деда Мороза", недалеко от Устюга.
Согласно программы конкурса, задача конкурса состояла в "разработке архитектурного проекта Дворца Деда Мороза с обеспечением архитектурной выразительности, нацеленной на создание запоминающегося своей необычностью, сказочностью образа, с учетом визуально-ландшафтных факторов, отвечающего архитектурным и историческим традициям русского Севера".

Фрагменты моего проекта:

Общий вид:




Общий вид ночной:



Фотомонтаж:
(там на самом деле такой роскошный лес)



Входная группа:



Схема генплана:



Разрез:



Еще разрез:



Элементы трансформации внутреннего пространства:



Варианты трансформации:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здание располагается на участке согласно генерального плана парка развлечений Вотчины Деда Мороза. Главный вход в здание находится на северо-западной стороне здания, по оси основного въезда на территорию парка.
При входе в здание посетителей встречает скульптурная группа Деда Мороза и Снегурочки. В декоративном убранстве здания присутствуют мотивы снежинок и звёздочек, подчёркивающих новогоднюю тематику художественного образа здания.
Предусмотрены также входы в здание с юго-запада и северо-востока. Дополнительные входы в здание со стороны р.Сухоны (юго-восток) могут быть задействованы во время работы универсального зала в режиме бесплатного входа, а также для обеспечения быстрой эвакуации зрителей.
Предусмотрены также несколько служебных входов в здание для обеспечения нормальной работы технических и хозяйственных служб.
Композиционное ядро здания - универсальный зал, перекрытый куполом диаметром около 100 м и высотой 30 м. Конструкция купола - геосферическая оболочка из металлических стержней с заполнением стеклопакетами. По периметру купол опоясан метрическим рядом арок, близких по форме к кокошникам или апсидам, встречающимся в традиционной русской архитектуре. Главный вход в здание оформлен в виде надвратной башни, также цитирующей исторические архитектурные приёмы, и украшен резным каменным орнаментом.
Самое большое по площади и объёму помещение Дворца Деда Мороза - универсальный зал. Он расположен в уровне первого этажа под центральным куполом.
Универсальный зал может трансформироваться и использоваться как театрально-концертный или спортивно-зрелищный зал с трибунами для зрителей, как выставочный зал, а также как крытое пространство для аттракционов и массовых мероприятий (см. схемы трансформации на планшетах). В последнем случае возможно расширение используемого пространства даже за пределы здания. Для этого в ряду арок с юго-восточной стороны предусматриваются подъёмно-опускные перегородки.
Когда в зале не требуется наличие мест для зрителей, верхний ярус трибун можно отделить ширмой. Нижний ярус зрительских трибун-блитчеров компактно сворачивается в карманы под верхним ярусом.
Для проведения театрально-концертных мероприятий площадь зала может быть уменьшена с помощью подъёмно-опускных перегородок. Вместимость зала также может быть различной - 700, 1200 или 1900 мест.
Возможности сценографии обогащают сменные манежи. Они обеспечивают быструю смену декораций или покрытий сцены (например, манеж для акробатов, для иллюзионистов, ледовая арена или ванна бассейна). Сменные манежи компактно располагаются в трюме сцены, имеющем достаточную глубину для монтажа декораций и для новогодней ёлки.
Стоимость предлагаемых элементов трансформации зала, сцены и трибун составляет 23% стоимости строительства здания.
Кроме универсального зала, на первом этаже находятся кассовый вестибюль, фойе, гардеробы и санузлы для посетителей, а также кафе, почтовое отделение, пункт проката маскарадных костюмов с кабинами для переодевания. Коридоры и лестницы ведут из фойе к трибунам для зрителей.
На втором этаже расположены выставочные залы, музей истории Деда Мороза, магазин сувениров, зал игровых автоматов и детская комната с гостиной и комнатой педагога. Бар второго этажа расположен над помещениями кафе, барная продукция может доставляться снизу на грузовом подъёмнике.
Третий этаж значительно меньше по площади, он включает в себя служебные помещения выставочного комплекса, пресс-центр с конференц-залом, помещения технологического обеспечения сцены (свето- и звукоаппаратные, фронтальные и боковые осветительные ложи и т.п.).
Цокольный этаж занят помещениями, обслуживающими сцену. Блок артистических уборных находится в непосредственной близости к выходу на сцену. Он также связан с группой репетиционных помещений. Далее находятся склады декораций, мебели, реквизита и мастерские по их изготовлению. Готовые декорации доставляются в трюм сцены на подъёмнике для их последующего монтажа.
Также в цокольном этаже запроектированы технические и инженерно-эксплуатационные помещения здания. Помещения цокольного этажа, примыкающие к наружным стенам, имеют окна в приямках.
Завершают композицию Дворца три многоэтажных корпуса-башни с перекрытиями и стенами из монолитного бетона. Стены башен облицованы пластиковыми панелями с текстурным светоотражающим покрытием, создающим эффект ледяных узоров, сверкающих на солнце.
Помещения башен сгруппированы по своему функциональному назначению. В главной 13-этажной башне находятся помещения пресс-центра, информационный центр, компьютерный центр, блок административных помещений. На двух верхних этажах расположен зимний сад, перекрытый остеклённой кровлей с видом на парк развлечений и живописный берег р.Сухоны.
Две другие башни имеют меньшую площадь и этажность (по 9 этажей). В южной башне располагается Академия Деда Мороза, в северной - залы запасного хранения и служебные помещения выставочного комплекса.
В башнях предусмотрены лифты и закрытые лестницы. На верхних этажах вход в лестничные клетки предусмотрен через незадымляемые лоджии. Помещения распределены в башнях по мере уменьшения количества находящихся в них людей от нижних этажей к верхним.
В целом Дворец Деда Мороза имеет образ современного общественного здания, отвечающего архитектурным и историческим традициям русского Севера, с оттенком сказочности и необычности, что соответствует специфике его функционального назначения. (Конец пояснительной записки)

Конкурс имел ранг всероссийского, и призовой фонд был соответствующий - первая премия составляла 100 тысяч рубей, это в 2002 году. В нынешнем масштабе цен это как тысяч 500 пожалуй, а то и миллион. Несмотря на это, проектов-участников было немного, не более десяти.
Я подготовил свой проект, в течение месяцев двух где-то. При этом шеф все порывался делать свой вариант, причем непременно с моим участием, но как обычно тянул до последних сроков. В результате его проект делался не более недели, а я ему "подарил" свои почти не измененные планы.
Мой проект не занял никакого места, и не получил никакой премии. А проект шефа был удостоен поощрительной премии (я так и не узнал в каком размере), а от части премии, предложенной мне, гордо отказался - зря наверное.
Тем не менее и тогда и сейчас я считаю свой проект одним из лучших, принимавших участие в конкурсе. Но когда конкурсы проходили чисто и по-честному?
Первое место занял проект архитекторов Анисимовых.
С тех прошло уже 6 лет, но строительство дворца так и не началось, да и проектирование не завершилось. Честно говоря не знаю, идет ли оно вообще.
У этой истории долгое продолжение. Проект Анисимовых почему-то сейчас вообще не рассматривается (что конечно является нарушением, по правилам и этике проведения конкурсов им должно было достаться право на дальнейшую разработку проекта). Впрочем этот пункт мог и не содержаться в программе конкурса.
В этом году весной проводилось нечто вроде нового закрытого конкурса среди очень ограниченной группы проектировщиков (непонятно каким образом выбирали участников, видимо по степени "приближенности"). И кстати наша контора тоже представила несколько вариантов. Сказать, что они делались наспех - значит ничего не сказать. Тупо брались из журналов-каталогов-альбомов примеры-аналоги общественных зданий, к ним что-то пририсовывалось и это подавалось как вариант. Например, одним из таких "вариантов" был музей Гугенхейма в Бильбао, его очень небрежно ляпнули в 3D, пририсовали кубический объем в качестве дополнительного зального пространства. Заняло это часа четыре. О какой там проработке проекта может идти речь - сами понимаете. Не говоря уже о компиляции на грани плагиата. Как неприятно было этим заниматься! И так все варианты. Смотрели их конечно же непревзойденные эксперты в области архитектуры - губернатор области и президент страны. Причем губернатора подсадили с проектами в самолет к президенту - поскольку у его величества сверхплотный рабочий график, другого времени не нашлось.
Президент посмотрел, и сказал свое веское слово - пусть стройкой займется "Хонка". Вот так. Высочайшее лобби.

здания, 2002, мои работы, архитектурные конкурсы, каркасные, общественные, Великий Устюг, 3d

Previous post Next post
Up