Мы также дали определение, что такое бизнес с точки зрения управления человеческим фактором. Бизнес как явление, как проявление человеческой активности, энергии на сегодня определяют по-разному. Говорят, что бизнес - это деньги, это продажи. Наверное, это так, но мы вместе признали, что бизнес - это что-то более сложное и комплексное, чем просто деньги. Критерием успешности бизнеса деньги могут быть и часто бывают, но это не единственный критерий. Можно в качестве рационального измерения бизнеса взять деньги, а в качестве иррационального - качество человеческих ресурсов. И нужно вывести баланс между ними, баланс, который позволяет динамично развиваться. Не впадая в крайности, требуется вывести свою личную технологию управления бизнесом каждому руководителю, свое ноу-хау, где максимально будут использоваться все его сильные стороны и уникальные качества.
Дальше мы стали думать, из чего же может сложиться личная технология управления бизнесом. Естественно, я всех протестировала, чтобы вместе понять, чем мы располагаем, чтобы составлять личную технологию управления.
Люди, занимаясь бизнесом, хотят, в конце концов, заниматься любимым делом, быть счастливыми, иметь финансовую независимость, в общем, ищут полноту самоощущения, драйв, так сказать. То есть, занимаясь бизнесом, они стремятся к остроте, счастью, благополучию, творческому успеху. Это значит, что требуется быть предельно откровенными и искренними и с собой, и с партнерами, но при этом быть предельно корректными. А, значит, надо знать о себе все (или почти) и понимать максимально много о своих партнерах и сотрудниках. Мы выяснили, что компетентный профессионал - этот тот, кто называет все своими именами и действует в соответствии с тем, что он назвал по имени, но никто не обижается, а только старается сделать лучше.
Искренне, от души, вложить энергию в дело можно только из целостной жизненной позиции, когда внутренние личные противоречия преодолены, ценности и смыслы ясны и выстроены. Почему так? Представьте себе профессионала, который путает дружбу с бизнесом, у него не решены проблемы в семье, что происходит: пришел клиент, похожий на жену или мужа, с которым конфликт… профессионал в затруднительном положении, он не может быть вполне беспристрастен, искренне помочь. Вот кто из вас бы подумал, но когда человек высказывает свое мнение, то можно заметить, что он просто как в зеркале видит самом себя, и описывая другого, как ему кажется, искренне описывает себя. Отсюда вывод - говорите только хорошее, любите людей искренне, и они помогут Вам заниматься любимым делом, и еще деньги за это получить.
Дальше, мы естественно перешли к самому интересному - мы стали вместе искать решения тех задач, которые реально стояли перед участниками семинара.
Одно из заданий, которое было поставлено, выглядело так: главный сотрудник экспертного отдела банка, который осуществлял инвестиции в ряд предприятий, должен был обеспечить контроль за эффективным освоением инвестиций. Президенту банка было предложено рекомендовать предприятиям «своих» сотрудников в штат. Поскольку ряд предприятий относились к «закрытым» объектам, найти людей, которые бы указывали в своих резюме, что имели опыт соответствующей работы, было не так просто. Что придумал главный сотрудник экспертного отдела? Он договорился с вузом, который выпускал соответствующих специалистов, чтобы вуз устроил встречу выпускников. Финансирование этой встречи осуществил банк, сотрудники банка встречали в аэропорту слетевшихся на встречу выпускников. И все, кто подходил для работы на нужных объектах, были представлены президенту банка. В итоге нашли людей, чтобы расставить их на предприятия для контроля за освоением инвестиций банка. Казалось бы все хорошо… Поначалу все и было хорошо, но затем руководители предприятий увидели, что имеют возможность избавиться от контроля банка, попросту уволив втихую рекомендованных банком сотрудников. Так бывает, работают люди год-два, все методические материалы уже в работе, задачи ясны, механизм отлажен,… а у рекомендованного сотрудника нетрудно найти пару грешков, чтобы обосновать его увольнение. А зачем ему платить зарплату просто за то, что он контролирует и вмешивается? Так и было сделано. Когда президент банка догадался спросить: а как дела на объектах, и где его люди, - оказалось, что их там просто нет, и они неизвестно где. В итоге, с точки зрения банка, процесс все равно шел криво, терялись миллионы. За бесконтрольностью-то. Вопрос? Как можно было сохранить и вернуть контроль за работой предприятий? Вот как бы ответили Вы?...
На семинаре предлагались разные решения: от жестко-рациональных, до компромиссных и мягко-сговорчивых. Имея на руках данные тестирования, я, ясное дело, провоцировала народ, как могла….. В итоге мы совместными усилиями разработали модель управления ситуацией, обыграли возможные диалоги и возможности для предприятий «соскочить», выработали контраргументацию, которая позволила бы парировать их попытки «соскочить», показывая, что они должны сохранить возможность считать их «опорными» пунктами для дальнейшего развития целого куста предприятий под управлением банка, поскольку развитие «куста» всегда эффективнее, чем развитие одиночек (прошу не путать мой термин «куст» с «кустом» объектов на диком, нефте- и газодобывающем севере). Затем, участники семинара признали, что подобный же механизм ведения контроля и переговоров можно применять для управления любой сетью филиалов, представительств, точек и предприятий, где размещены заказы, услуги. Опять же пользуясь тем, что данные тестирования у меня на руках, я провоцировала ситуации, чтобы все участники семинара побывали в разных ролях и прикинули варианты собственной аргументации, и мы вместе оценивали возможные последствия. В одном случае аргументация, с виду приличная, была оценена, практически как неприемлемое «матерное выражение», в другом случае мы разработали сценарий как вернуть потерянные было 7 ставок по предприятиям сети, в еще одном случае мы дали портрет человека, который мог бы наиболее эффективно справиться с работой и оказалось, что это….. может быть только женщина, такая же красивая и умная, как те, кто участвовал в семинаре. Еще в одном случае мы разобрали ситуацию, когда двое мужчин-руководителей, которые, казалось бы, идеально могли друг друга дополнить, никак не могли прийти к соглашению, выдвигая требования и находясь в позициях конкуренции, хотя оснований для этого не было вообще, мы рассмотрели возможную аргументацию и пришли к выводу, что только женщина, общаясь с каждым из них отдельно, могла снять остроту вопроса взаимодействия, причем такая женщина и сразу же была усмотрена… В общем, подсчитали деньги, которые можно отбить за счет грамотного использования человеческого фактора и…обалдели. Мы чуть было не потеряли большой объем ресурса из-за невнимания к людям и их прихотям!
Протоколы участия с занесением всего важного и интересного, народ получил от меня опосля семинара для использования и продумывания.
Реально мы пришли к выводам, что если сегодня мы часто видим, что человек сам пробился, он не всегда является до конца профессионалом. Он иногда только ученик, полупрофессионал, не компетентен по ряду вопросов, не со всеми клиентами может взаимодействовать, и поэтому он опасается быть искренним и многое теряет, не понимая. Например, руководитель производства - мы можем видеть таких руководителей - типичного для мужчины склада - рациональный, логичный, практичный человек. И когда к нему приходит клиент, он начинает выстраивать последовательную аргументацию, демонстрировать уверенность, доказывать обоснованность своей позиции. И представьте, что к нему пришел клиент или проверяющий под видом клиента, - интуитивного, этического склада человек, который опирается больше на чутье и в последнюю очередь учитывает рациональную аргументацию. Он больше схватывает состояние другого человека, смотрит на движения и выражения глаз во время разговора, начинает оценивать уровень мышления профессионала, в каком состоянии его офис, какая атмосфера в коллективе. И логические аргументы на первом этапе совсем не слушает. И в этом случае может начаться скрытая игра умов, и часто профессионал может незаметно для себя оказаться уже в роли клиента. А достаточно было только искренности, и проблемы были бы все обнаружены и решены. Искренность - это здесь и сейчас полное внимание и живое обращение друг к другу с получением максимального эффекта, выраженного, в том числе, в деньгах.
Неискренний полупрофессионал, с однобоким развитием, проиграет поединок своему клиенту. А потом он скажет, что его «обманули», то есть не заплатили. Человек мог просто недопонять, а мы его теряем.
Человек, который пользуется только одним, привычным для него, способом решения задачи, является полупрофессионалом, круг его клиентов ограничен, это часто могут быть люди, похожие на самого профессионала, только младше, слабее. Настоящий профессионал, это тот, кто подтягивает то, что называется ресурсами развития и идет вперед. Для этого нужна искренность понимания, открытость чувств, это нужно уметь выдерживать. И вот это является полезным навыком в управлении, и его можно отработать, только общаясь в реале с такими же умными и красивыми!
Компетентный профессионал работает за деньги, получая удовольствие от хорошего результата. Это надежность в работе. Надежность проявляется только неформально, формализовать ее нельзя, оценить в деньгах ее нельзя, это человеческий фактор.
Ни один человек в одиночку ничего сделать не может, а чтобы работать в коллективе, нужно уметь ладить с людьми. Особо ценится лояльность к руководству. Хорошего руководителя делает таковым его коллектив. Руководитель может фонтанировать блестящие идеи, но если коллектив его искренне не поддержит, он ничего не сможет достичь. Со стороны работников может проявляться и скрытый шантаж и что-то вроде бойкота, это вносит разлад в работу, вплоть до полного распада организации. Как здесь быть? Если руководитель с нуля выстраивал свое дело, он не потерпит инакомыслие, несогласия, противодействие. Но он будет очень нуждаться в понимании и поддержке, он нуждается в лояльности, внимательности по отношению к нему, к его поручениям. Итак, там, где искренность теряется, там организация постепенно разрушается и даже деньги ее не спасают. Где мы переходим эту грань искренности-неискренности, формальности-неформальности, и где тут деньги? Разбираемся только вместе.
Если руководитель будет просто заставлять сотрудников работать, формально, будет ли выполнение заданий эффективным? Нет, не будет. Руководитель нуждается в искренних, преданных, лояльных, понимающих, внимательных сотрудниках. И в свою очередь бывает благодарным, дает возможность научиться важным вещам и проявить себя понимающему работнику. От этого во многом зависит ощущение счастья на работе. А найти аргументацию - в одиночку почти невозможно, поскольку мы рабы своих привычек и стереотипов, - вот зачем стоить встряхнуться и пообщаться в реале с такими мозгокрутами, как я и все другие участники семинара.
В какой степени, на каком этапе и как будут включаться способности профессионала, рациональные и иррациональные - это его ноу-хау, это секрет личной успешности. И теперь еще одно определение профессионала. Профессионал - есть обладатель индивидуального алгоритма достижения успеха. (Не об этом ли писал в своей книге Ли Якокка?). Такой профессионал умеет получать удовольствие от своей успешной работы, он благополучно искренне соучаствует в жизни клиента, он счастлив, - к такому выводу мы к взаимному удовольствию пришли на семинаре.
Что же такое счастье профессионала? Оказывается, мы бываем счастливы, если достигаем нашу подлинную сокровенную цель всей жизни. Подменяя эту цель суррогатной целью, мечтой, подсказанной чужими нам людьми, желающими, как они говорят, облегчить нам жизнь, но действующими формально, отстраненно, неискренне, мы наоборот отдаляемся от нашего счастья. Мы имитируем наше развитие и наш успех. Счастья без искренности не бывает. А без счастья успех только имитируется. Это еще один вывод, к которому мы пришли на семинаре, разбивая в реальном общении глупые мечты друг друга, оставляя одну искренность «опытных, умных и красивых в действии и позиции», называя вещи своими именами корректно.
Итак, мы поняли, что человек работает не ради денег, деньги теряют для него самостоятельное значение, становятся частью бизнес-кейса, деньги это работающая часть бизнеса. Это элемент системы, и если лишить систему ее элемента, она может рассыпаться. Например, просто подарить бизнес близкому человеку, независимо от денежного фактора (как крайний вариант неформальности отношений), это примерно также, как человеку, живущему в лесу, далеко от цивилизации, подарить микроволновку. Это будет подарок, но вряд ли он будет оценен. Точно также бессмысленно дарить бизнес или его часть или возможности получить прибыль даже любимым людям, которые ничего в бизнесе не понимают. Ничем хорошим это не заканчивается. Так надо научить их! Для чего и работаем.
В итоге, мы определили, что бизнес - это систематизированный комплексный творческий процесс, направленный на самореализацию в коллективе через деятельность, конечным результатом которой является материальная ценность. Всякий процесс имеет свой алгоритм, уникальное ноу-хау. Любой творческий преобразовательный процесс предполагает последовательное включение рациональных и иррациональных компонентов мышления. Рациональные компоненты легко формализуются, иррациональные компоненты - это искренность, чувства, то, что составляет суть человеческих отношений, лежит в основе креативности, харизматичности, оно всегда очень индивидуально, лично, даже интимно, искренность формализовать невозможно, но в иррациональном способе работы с информацией действуют свои закономерности. Когда мы этих закономерностей не знаем, у нас нет навыка адекватного проявления, то искренность, харизматичность, откровенность может нас даже пугать, но без нее невозможен творческий процесс, невозможно продуктивно взаимодействовать. Основная закономерность, которая действует в области иррационального - принцип доминанты. Есть неделимая единица смысла, ядро, сущность понятия, качества и все подобное притягивается к этому ядру, - именно так действует закон взаимности.
Нужно любить своих клиентов, партнеров, именно тогда они нас не подводят, у нас получается слаженная работа в команде и творческие озарения, что и как сделать. Это факты. Но поскольку это иррациональные факты, их трудно анализировать, можно только проследить некоторые закономерности, часто особенно мужчины говорят: это лирика. А что такое лирика? Это когда цель трудно поставить и задачу трудно сформулировать. И самое удивительное, что задачу можно ставить разными способами и цель намечать по-разному, в том числе иррационально - с помощью чувств, интуиции. Это так называемая в народе женская логика, а по науке это называется интуитивное системное мышление - увидел и мгновенно оценил. И чтобы совместить все это корректно, требуется профессионально организованное неформальное отношение!
Занимаясь с удовольствием любимым делом, мы стремимся к счастью, благополучию. Счастье - от слова соучастие. То есть соучастие в каком-то большом, важном деле, согласованные действия, согласованные позиции, совместное созидание. Это дает ощущение счастья на работе. Мы об этом искренне говорили, поэтому именно это у нас получилось - на семинаре. Следующий пройдет 7 октября в Росбизнесконсалтинге, по ссылке можно подать заявку на участие - «зарегистрироваться»
http://seminar.rbc.ru/catalog/123118/review.html Доброго дня, дорогие коллеги!
Поскольку во многом все Вы и воодушевляете меня на мою трудовую деятельность, то я делюсь с Вами тем, как прошел один из эпизодов, в который Вы внесли вклад своими мыслями и идеями. Семинар прошел на тему неформальных отношений, как ресурса развития бизнеса.
В семинаре участвовали красивые и умные мужчины и женщины, представляющие разные профессиональные направления. После знакомства друг с другом, мы совместными усилиями стали определять понятийные границы того, что есть неформальные отношения в бизнесе, и почему они могут быть ресурсом развития бизнеса, притом важнейшим ресурсом. Мы стали выделять, что же может относиться к неформальным отношениям. Оказалось, что все то, что подразумевают под человеческим фактором и относится к неформальным отношениям.
Можно ли как-то описать и учесть объем влияния человеческого фактора? Оказалось, что можно, и это самое важное и самое трудное на сегодня, потому что с материальными ресурсами более-менее разобрались уже все, но управлять материальными ресурсами приходится с помощью людей, - а это есть человеческий фактор. У нас выстроился ряд параметров, по которым можно учитывать влияние человеческого фактора. Мы установили и дали описание таким явлениям как надежность, лояльность, добросовестность, харизматичность профессионала и др., что значит, занять видное положение в обществе, и как это сказывается на эффективном управлении бизнесом, как выявленные параметры можно применять, дозировать и управлять ими.