Книга М.Левинсона «Ящик. Как грузовой контейнер сделал мир меньше, а мировую экономику больше.»

Aug 05, 2024 02:12

Рецензия на книгу М.Левинсона «Ящик. Как грузовой контейнер сделал мир меньше, а мировую экономику больше.» Книга - капиталистическая агитка частного бизнеса.

Я бы разделил написанное в книге на 3 основных линии:

1. История успеха одиночки, некого Малкома Маклина. Полностью выдуманная часть книги. Якобы идея стандартизация контейнеров была идеей одиночки, который терпя неудачи, раз за разом продвигал её, и в очередной раз сумел продвинуть, и добиться грандиозного успеха. Начинал, естественно с нуля. А как иначе? Американская мечта же. Никто не знал, никто не верил, но герой упорно воплощал свою мечту в жизнь. Из книги я не понял, почему автором контейнеризации Левинсон считает Маклина. Он не был единственным, кто продвигал контейнеры. Только одним из. Это по тексту самой же книги так.

2. Стандартизация выгодна. Множество доказательств этому. А кто сомневался?

3. Много фактуры по истории грузоперевозок и продвижению мировых стандартов контейнеров. Уже из такой формулировки понятно, что одиночке в таком деле делать нечего. Тем не менее, фактура сама по себе могла бы быть интересна, если б автор не ловился на лжи в продвижении идеи контейнера, как идеи героя-одиночки. Потому что сразу возникает вопрос: «А сколько фактуры автор книги выбросил, чтобы его продвижение успеха Малкома Маклина стало выглядеть более убедительным?» Например, автор описывает компанию Matson, которая в отличии от компаний Маклина подходила к контейнеризации с помощью науки (у компании был исследовательский отдел, где люди с учеными степенями занимались разработкой оптимальной перевозки и обработки грузов). Как с таким подходом компания проиграла конкуренцию Маклину, автор не уточняет. Вообще, самые интересные моменты (например, как прогнули Европу под стандарты контейнеров) пропущены. Не думаю, что автор прямо лжёт, скорее много недоговаривает.

Вместо интересной истории про борьбу корпораций по продвижению своих стандартов, политических игр и подстав, нам рисуют прямую линию пути героя. Гения, который якобы изменил мир. Т.е. как действительно продвигали международные стандарты грузоперевозок, вы из этой книги не узнаете. Но можете что-то вынести самостоятельно из представленной фактуры. В ней автор не раз «проговаривается».

Также мне не очень понравилась структура книги. Например, автор зачем-то отдал отдельную главу для описания споров среди профсоюзов в США. Я не понял зачем. Много прыжков во времени: вперед-назад. Я не увидел, чтобы это было оправдано.

Несколько примеров в подтверждение из книги:

1. Классическая история успеха. Чистая сказка. Причем сам автор книги с этим согласен, но зачем-то пишет.
[Spoiler (click to open)]Позже Маклин живописал свою жизнь в стиле Горацио Элджера[45]: в его историях мать учила его бизнесу, отправив продавать яйца с ящика на обочине дороги. …

Согласно многократно повторенной истории, в одной из поездок у Маклина не нашлось денег для оплаты пошлины для проезда по мосту; он оставил сборщику мостовой пошлины гаечный ключ в качестве залога, а после продажи своего груза в Нью-Йорке выкупил ключ.(с)Глава 3.

2. Мутные схемы, одобрение «странных» кредитов и победы в судебных тяжбах.
[Spoiler (click to open)]Дальнейшие действия стали беспрецедентным примером финансово-правовой комбинации. Сначала (чтобы обойти правило, по которому ICC должна одобрить ситуацию, когда автотранспортная компания владеет судоходной компанией) Маклин в январе 1955 года создал совершенно новую фирму McLean Industries. Хотя акции McLean Industries обращались на рынке, она представляла собой семейный бизнес: в должности президента - Малком, вице-президент - его брат Джеймс, секретарь и помощник казначея - сестра Клара. Малком, Джеймс и Клара передали контроль над транспортной компанией в доверительное управление трасту, чьими бенефициарами они являлись. Малком сохранил долю, эквивалентную 5 миллионам долларов, но уполномочил доверительных управляющих продать остальное. Как только последняя подпись оказалась на документах о таком трасте, Маклины ушли в отставку с директорских постов McLean Trucking, и через час McLean Industries уже контролировала Pan-Atlantic. Самый известный автотранспортный магнат страны отказался от построенного им бизнеса ради создания нового - основанного на нескольких непроверенных идеях о судоходстве.

Несколько железных дорог опротестовали сделку, заявив, что Маклины в нарушение законодательства, по сути, контролируют и McLean Trucking, и судоходную компанию. В конечном итоге ICC согласилась, однако отметила, что «процедура была произведена по совету юриста и не может считаться намеренным нарушением закона». В любом случае в сентябре 1955 года доверительные управляющие продали пакет McLean Trucking, запутав правовую ситуацию еще больше. Между тем Малком Маклин не оказался в проигрыше. Он получил 14 миллионов долларов от продажи McLean Trucking. Его чистый капитал в 1955 году составлял 25 миллионов долларов - это эквивалентно 271 миллионам долларов в 2022 году. …

Pan-Atlantic была только началом. В мае 1955 года McLean Industries замахнулась на покупку самой Waterman. Маклин и его банкиры организовали весьма сложную финансовую сделку. McLean Industries выплачивала компании Waterman 75 тысяч долларов за прекращение всех операций внутри страны и сдачу своей лицензии в ICC - чтобы не зависеть при покупке от одобрения ICC. Затем McLean Industries брала 42 миллиона долларов в Национальном Городском банке - сумму, близкую к предельной допустимой для одного займа. McLean Industries привлекала дополнительные средства, выпустив привилегированные акции на 7 миллионов долларов. После завершения сделки денежные фонды Waterman (20 миллионов долларов) и прочие различные активы использовались бы для возвращения половины долга. Начальство Ристона в Национальном Городском банке едва не хватил удар при мысли о 22 миллионах, по-прежнему подвергающихся риску. Будет ли кто-нибудь использовать предложенный сервис, сочетающий автомобиль и корабль? Откуда возьмутся деньги на все оборудование? Переживут ли прицепы шторм в море? В последний момент банкиры распорядились отменить сделку. Ристон позвонил Маклину в «Эссекс-Хаус», его отель в Нью-Йорке, и сообщил: «Тебе лучше приехать. Всё рушится». Когда Маклин появился в штаб-квартире Национального Городского банка на Уолл-стрит, Ристон просил Маклина убедить руководство банка одобрить такой кредит. Банкиры заявили предпринимателю, что риски слишком велики, а Ристон недостаточно опытен. «Возможно, пока он только учится, но очень скоро он станет вашим боссом», - парировал Маклин. Впоследствии он вспоминал: «Они сказали: “Возможно, мы рассмотрим сделку еще раз”». В итоге кредит одобрили.

Однако сделка пока не была завершена: компанией Waterman заинтересовался еще один покупатель, также финансируемый Национальным Городским банком. Желая избежать малейших шансов на провал, юристы решили завершить всю сделку одновременно. 6 мая банкиры и юристы Маклина и правление Waterman собрались в штаб-квартире Waterman в г. Мобил, Алабама, но обнаружили, что у правления нет кворума. Тогда один из юристов с Уолл-стрит мигом спустился на лифте, остановил прохожего и спросил, не хочет ли тот быстро заработать пятьдесят долларов. Человека тут же избрали в директора Waterman, добившись тем самым кворума. Теперь члены правления Waterman по одному уходили в отставку, а их места занимали ставленники Маклина. Новое правление немедленно проголосовало за выплату дивидендов в 25 миллионов в пользу McLean Industries, и по одному телефонному звонку средства перешли в Национальный Городской банк. Когда собрание было закрыто, юристы конкурента предоставили правлению юридические документы, препятствующие выплате такого дивиденда, но деньги уже лежали в банке, а Маклин владел компанией Waterman. Типичный пример финансовой проницательности Маклина: он выложил всего 10 тысяч долларов собственных средств, чтобы получить контроль над одной из крупнейших судоходных компаний в стране - используя прием, позднее получивший название «финансируемый выкуп»[57]. «В каком-то смысле Waterman стала первым примером финансируемого выкупа», - вспоминал Ристон67.

Призом Маклина стала не имевшая ранее долгов компания, чьи банковские кредиты и залоги судов выросли в конце 1955 года до 22,6 миллиона долларов, почти вдесятеро больше ее дохода после вычета налогов (2,3 миллиона). Для оплаты задолженностей Маклин избавился от ненужных активов Waterman: продажа отеля, сухого дока и других различных предприятий дала ему почти 4 миллиона в течение двух месяцев после покупки. Находясь в серьезных долгах, Маклин стал добиваться государственной помощи. Федеральное правительство заинтересовалось судами, перевозящими прицепы, и компания Pan-Atlantic получила ссуду в 63 миллиона по правительственной гарантии на семь новых ролкеров, рассчитанных на перевозку прицепов. Каждое из таких судов могло нести 288 прицепов, что сокращало затраты на погрузочно-разгрузочные работы более чем на 75 процентов.

Эти деньги не были потрачены, поскольку Маклин пересмотрел свои планы.(с)Глава 3.


Аж нашими 90-ми пахнуло. Купил компанию за деньги самой же компании, распилил её, и ещё получил льготный госкредит, который даже не пришлось тратить по назначению. Точнее не пришлось даже делать вид. Может ли такие схемы проворачивать талантливый одиночка, и при этом оставаться безнаказанным, вопрос риторический. Далее в книге ещё множество примеров обхода законов и «необъяснимой» поддержки правительства (он даже с военными поработал), пусть не таких эпических как этот.

Политика, Экономика, США, Книга

Previous post Next post
Up