Игр для развития речи в интернете очень много. Но большинство, к сожалению, рассчитано на детей от 5 лет. У меня ребенок заговорил довольно поздно (в 2.7 примерно пошла речь, как речь, хотя понять могла только я и муж). И вот тогда как раз я озадачилась поиском разных игр, в том числе именно словесных для развития речи, в которые можно было бы играть с малышом/
Рассказываем сказки ( с моей помощью)
1. Рассказ по картинке (кто что делает, кто куда идет, кто что ест
2. Скажи какой. Взрослый называет предмет (или животное), а ребенок должен назвать все его свойства (описать)
3. Кто как говорит (эта игра на самом деле для детей помладше, но все равно ребенок в нее до сих пор с удовольствием играет). А сейчас пытаемся усложнить правила. Я задаю вопрос не «как говорит» корова, а «что она делает». Мычит. Собака лает и т.д. Также пытаемся называть звуки музыкальных инструментов. А также кто что делает - лягушка скачет, птичка поет, рыбка плавает
4. Что бывает…. Холодным, горячим, острым и т.д или что можно жарить, варить.
5. что для чего нужно. Чем можно копать, чем можно пилить и т.д. На чем можно кататься, летать и пр
Что нужно, чтобы сварить суп, вскопать огород. Можно ребенка спрашивать. А может взрослый перечислять предметы, называя лишние слова
Или чем мы это делаем?
6. съедобное-несъедобное
7. Мячик можно катить, бросать, пинать… солнышко, светит, греет, сияет…. Машина едет, гудит, сигналит, поворачивает…
8. что можно делать с… например, водой (лить, мыть, в воде купаются, водой тушат пожар и т.д) Куда можно залезть…. И т.д. Такого рода вопросы очень хорошо стимулируют малыша разговаривать и продумывать разные ситуации. Чем старше, тем меньше помощи взрослого потребуется при ответах.
9. что будет если…..(я встану в лужу)
10. кто чей малыш (устно, без картинок)
11. пытаемся учить стихи (не очень успешно)
12. Угадай игрушки (или картинку). Перед ребенком выкладываю 3 или 4 картинки или игрушки. Начинаю описывать. Например, картинка с лопаткой. Говорю это то, чем копают. Начинаем всегда с хорошо знакомых предметов. Если попадаются те, которые ребенок не очень хорошо знаю, сначала вместе о них говорим.
13. Угадай животное или предмет. Взрослый описывает какое-то животное или предмет, ребенок отгадывает. Потом поменяйтесь с ребенком ролями
14. Рассказать все о…. (например, о кошке, цыпленке, столе, кровати и т.д)
15. что внутри (дом, холодильник….)
16. Что для чего нужно. Похожая на предыдущую, только наоборот. Я показываю на картинку и спрашиваю для чего этот предмет используется. С детками чуть постарше можно играть по дороге устно.
17. Детеныши. Взрослый называет название животного, а ребенок говорит, как называется детеныш этого животного (корова-теленок и т.д)
18. Я иду в поход и беру с собой….. В эту игру можно начинать с маленькими. Мы идем на площадку - что нам нужно взять с собой. Постепенно задавать новые темы для «сборов»
19. Сок из моркови-морковный, из яблока-яблочный и т.д
20. Изучаем предлоги (по картинкам)
21. Вот тут очень хорошие игры от Юли Лугвской -
http://julug.livejournal.com/15335.html От Жени Кац -
http://janemouse.ru/?page_id=25Можно говорить слова очень медленно по слогам.
КО..... РО..... А ребёнок придумывает, какое это могло быть слово: корова, корона, коробка, коробок.
Выделять первую букву ШШШапка, УУУУтка
Можно придумывать слова, начинающиеся на нужную букву,
или, наоборот, заканчивающиеся на нужную букву.
Угадай по описанию: жёлтый, кислый, сочный - кто?
Серый, хищный, лесной - кто?
Придумай сам описание.
Продолжи ряд и назови одним словом: стол, кресло, диван…
Четвёртый лишний. Слон, заяц, мышь, лиса - кто лишний и почему?
Рифмы. Договаривали последнее слово в рифму,
скажем,
Я захотел устроить бал,
и я гостей к себе ...
Мы лет с 3 играли с Галей в Контакт, она и определения сама придумывала, и отгадывала отлично, но она и заговорила в год... Но уж в 5-6 лет вполне можно начать играть.
http://janemouse.ru/?page_id=48 вот тут правила,
а в 6-7 лет можно и в тройную чепуху, и в виселицу играть, и в кучу других словесных игр.