или
НОВОЕ СЛОВО В РАКЕТОСТОЕНИИ
Это Петер Бек (Peter Beck), основатель и CEO компании Rocket Lab. И их новая ракета, "Электрон".
Это не макет, это настоящая ракета, точнее - test article, её подвергали разным испытаниям, и если она успешно пройдёт последний - static fire test -
то именно она будет запущена в первый полёт (тоже тестовый :)
А *новое слово* - это не совсем слово, это символ - веточка кивианы на борту этой ракеты. На следующем снимке её получше видно:
Кивиана - это символ Новой Зеландии, вполне официальный - присутсвует на её гербе.
А на ракете веточка кивианы нарисована потому, что компания Rocket Lab - новозеландская, и ракета сконструирована и построена в Новой Зеландии.
Небольшое замечание в сторону (ворчливое) - компания Rocket Lab представляет пример того, что и в английской вики бывают ошибки: там сказано,
что это американская компания с новозеландской subsidary. На самом деле всё немножко наоборот - это компания изначально новозеландская,
а недавно она открыла свой филиал в Штатах.
Компания Rocket Lab существует уже давно, с начала нулевых, и занимается она изготовлением и запуском т.н. "sounding rockets" -
ракет для стратосферных и суборбитальных пусков. Например, для метеозондов - в островном королевстве, расположенном в отнюдь не тихой части
Тихого Океана - это очень даже востребованный сервис. О чём говорит коллекция их ракет - на первых двух снимках на заднем плане.
А примерно год назад они объявили о своих планах выйти на рынок коммерческих запусков - но уже орбитальных,
Теперь немного о ракете. Rocket Lab начала работать над проектом не год назад, и не два - но, всё-таки, не так давно. Во всяком случае -
в те времена, когда Falcon компании SpaceX уже летал. И это заметно по результату - не мудрствуя лукаво, Rocket Lab позаимствовала у них - многое :)
В первую очередь - концепцию: свою ракету они сконструировали и изготавливают сами: несущая конструкция, баки, двигатели, критичная электроника -
всё своё. Причём основной конструкторский акцент сделан на простоте, технологичности и надёжности. Рекорды они не ставят, а больше заботятся
об экономичности. По общей архитектуре тоже многое похоже: первая ступень оснащена девятью двигателями, которые организованы в такой же
"octaweb", что и у Falcon-9. И двигатель второй ступени унифицирован с двигателями первой.
Но есть и существенные отличия.
Вся ракета - корпус, баки, обтекатель - сделана из композита. Поэтому пустой "Электрон" весит как Мини-Купер.
Двигатели Электрона - их назвали "Резерфорд" - практически целиком напечатаны на 3D-принтере.
Но это не единственная *изюминка*.
Это керосин-кислородные двигатели с тягой более 1.5 тонн силы - каждый. Ракетные двигатели такого калибра уже требуют турбины для подачи
компонентов топлива; давление в камере сгорания настолько велико, что никакой другой способ подачи не годится. На обычных двигателях эти
турбины работают от того же топлива - либо по принципу "
gas generator", либо "
preburner" (есть ещё "
expander", но сейчас это уже редкость).
Так вот, на "Электроне" турбины двигателей - электрические, и запитаны они от литиевых батарей.
И эта деталь делает их совершенно уникальными.
Поскольку тут уже были дискуссии со скептиками литиевых аккумуляторов, специально подчеркну два момента:
Первое: турбины Резерфордов запитаны от литиевых батарей, а не от литиевых аккумуляторов, - есть разница.
И второе: Двигатели уже прошли испытания на полный цикл - и design qualification, и production tests.
А это довольно характерный кадр - Breaking the Ground - все начальники и боссы собрались вместе и копают первую яму
под фундамент будущей пусковой площадки. Кстати, с этой пусковой площадкой Rocket Lab не повезло:
экологи устроили им неприятности, и теперь их космодром (с существенным запозданием) достраивается в другом месте.
И напоследок - наглядный пример - что такое *композит*, и насколько он легче алюминия.
Ну вот, вроде всё.
Осталось нажать "Save Entry"
и ждать очередной порции комментов "Не полетит никогда!" и "Это всё распил государственных средств и обман инвесторов!"
:)