Диккенсовский Лондон

Dec 09, 2011 01:36

Политические и околополитические баталии кипят нешуточные и в Москве, и в Лондоне. Предыдущий мой пост был о выборах и их последствиях, следующий (в свете намеченных на пятницу и субботу в Лондоне демонстраций) будет, видимо, о том же.

А в образовавшейся маленькой паузе мне хочется немного поговорить о вечном. А именно, о книгах и о Лондоне. Тем более, что повод есть - сегодня в моем любимом Музее Лондона открывается выставка "Диккенс и Лондон" о тайных и явных личных взаимоотношениях знаменитого писателя и не менее знаменитого города.

В следующем году Британия будет отмечать 200-летие Диккенса, и по этому поводу будет масса мероприятий и празднований. В Британии Диккенса до сих пор проходят в школах, считают классиком, наравне с Шекспиром, и в общем-то вполне заслуженно. В СССР он долгое время был классовым классиком, простите за каламбур, потом этот ореол улетучился, но налет нравоучительности и длинноты вокруг его книг остался. Помню, как в университете мучил "Холодный дом" и "Домби и сына", но так и не домучил. Уже в Лондоне прочитал "Повесть о двух городах", и теперь это одна из моих самых любимых книг. Ну и по экранизациям знаю "Оливера Твиста", "Николаса Никльби" и "Рождественскую песнь".

Во всех его книгах есть надлом человеческих душ, страдания и рефлексия. Именно это чувства охватывают и на выставке про Диккенса и викторианский Лондон, которые неразрывно связаны друг с другом.

Тон всему настроению задают огромные экраны, на которых то исчезают, то появляются вновь из густого, как гороховый суп, лондонского тумана часы и фонари. Глядя на карту диккенсовского Лондона, посетители узнают о тех "болевых" точках города, на которые писатель неустанно обращал свое внимание в своей общественной деятельности - от долговых тюрем до "потогонных" фабрик с использованием детского труда.

Собранные из коллекции самого Музея Лондона, а также музеев Виктории и Альберта, музея Чарльза Диккенса и частных коллекций экспонаты рассказывают и о заботе писателя о "падших женщинах", которым он помог обрести новый старт в жизни и переселиться в Австралию, и о борьбе с бюрократией, для символического обозначения которой Диккенс придумал и по сей день использующийся термин "красная лента" (red tape) - в Англии в те времена красными лентами перевязывали официальные бумаги.




Страдавший бессоницей Диккенс, имел привычку гулять в одиночестве по ночным улицам Лондона. В ходе этих ночных прогулок он сумел познать город совершенно с другой стороны, приобрести энциклопедические знания о нем и его обитателях, подслушать их разговоры на разных диалектах и придумать новые сюжетные линии для своих книг.

Не обошли вниманием создатели экспозиции и тему смерти - ей посвящен целый зал, где подробно описываются похоронные ритуалы и скорбные процессии, которые не раз переживала каждая английская семья того времени, включая семью самого Диккенса, не говоря уже о героях его книг.

Постояв за письменным столом писателя, окунаешься в атмосферу викторианского дома и жизни викторианской семьи с ее традициями, узнает о том, что романы Диккенса публиковались в виде журнальных книжек с продолжением, поэтому он постоянно был вынужден работать "под дедлайны". Есть на выставке возможность полистать факсимильные издания этих журналов, увидеть рукописи диккенсовских романов и посмотреть в стереоочки на объемные картинки - одно из любимых развлечений викторианского дома.

Диккенс жил в эпоху грандиозного научно-технического прогресса и открытий - от парохода до телеграфа, что не могло не отразиться в экспонатах выставки. Карта телеграфной связи на стене одного из залов простирается до самого Крыма, равно как и популярность книг самого Диккенса. Русский перевод его "Посмертных записок Пиквикского клуба" был найден в 1855 году под Севастополем на месте одного из сражений Крымской войны.

Другие диккенсовские мероприятия к 200-летию писателя

- В дни Рождества телекомпания BBC покажет новый трехсерийный фильм-экранизацию романа "Большие ожидания", где играют, среди прочих, Джиллиан Андерсон и Дэвид Суше. Платья Андерсон из фильма вывешены в фойе музея рядом с рождественской елкой, украшенной в традиционном стиле.
- В Британской библиотеке в конце ноября открылась выставка "Погоня за призраками: Чарльз Диккенс и сверхъестественное", где рассказано о любви писателя к необъяснимым феноменам, которые он включал в свои произведения, где они порой причудливым образом сочетались с научно-техническими достижениями его эпохи.
- Королевский монетный двор в начале декабря представил юбилейную двухфунтовую монету в честь Диккенса. На ней изображен узнаваемый профиль писателя с характерной бородой, но составлен он из названий его произведений. Автором дизайна стал Мэттью Дент, который придумал нынешние британские монеты-паззлы.

музеи, история, фото, выставки, литература

Previous post Next post
Up