ЗАО "Подземдолгострой" представляет: тоннельный канализационный коллектор глубокого заложения, строящийся с конца 80-х по середину 90-х и благополучно заброшенный.
Но кое-что изменилось в этом году. Его достроили. И ввели в эксплуатацию. Неожиданно полностью.
Довелось побывать в нем буквально перед его пуском. Но обо всем по порядку.
Вот вам пока картинка, а история под катом.
Внутри уже готова вставка из стеклопластика. Год назад ее еще не было, а строительство было давно заброшено.
Что вообще происходит
Город, в котором происходят описываемые события, стоит на берегу водоема. Живет в городе более миллиона с хвостиком местных и понаехавших. И все они куда-то писяют и какают. Давным-давно, в далекой-далекой галактике инженеры спроектировали канализацию, на тот момент отвечавшую всем требованиям. "Экология" и другие непонятные заморские слова в то время были никому неизвестны. Сточные воды из города поступали в несколько магистральных коллекторов, по которым сбрасывались в водоем безо всякой очистки.
Во второй половине XX века город и его население выросло в несколько раз. Город превратился в одну из главных курортных здравниц Советского Союза. Выросли новые микрорайоны многоэтажек. На повестку дня встали проблемы загрязненности моря на местных курортах. Одной из проблем стало то, что во время летних дождей ливневая канализация зачастую не справляется и дождевые потоки по говноколлекторам выливаются в море вместе с сотнями тонн какашек, после чего СЭС радостно закрывает пляжи недельки на две. Владельцам туристического бизнеса это очень доставляет, ну а туристам тем более. Этот бич одесских пляжей повторяется по нескольку раз за лето.
Хватит срать там, где купаетесь!
Так подумали советские инженеры. И в конце 80-х начали проектировать новую канализационную систему, которая должна перехватывать стоки из старой системы и перенаправлять их на очистные сооружения подальше от города.
Проект был предельно прост и в то же время сложен. Планировалось проложить туннельный самотечный канализационный коллектор глубокого заложения. Он должен был перехватывать стоки из старой системы коллекторов, впадающих непосредственно в водоем, и перенаправлять их на расположенные на окраине города очистные сооружения.
Проектная длина нового коллектора должна была составить примерно 10 км.
Так как коллектор самотечный, на всем протяжении он должен быть под уклоном. В результате глубина его заложения должна была достичь 50 метров. В районе очистных сооружений должна была быть построена ГКНС - главная канализационная насосная станция, подземная часть которой была бы 50 метров в диаметре и столько же в глубину - на той же отметке, что и коллектор. Все насосное оборудование должно было располагаться в донной части станции.
Аналогичный объект есть в Харькове - Диканевская ГКНС с подземной частью диаметром 47 и глубиной заложения 40 метров.
Строительство началось (по моей информации) в 1990 году. К 1993 году успели пройти 4 ствола, участок туннеля между стволами 1 и 2 и часть туннеля у ствола 3. Советский Союз к тому моменту уже слился, финансирование строительства множества объектов прекратилось. Окончательно добила проект авария на вышеупомянутой Диканевской ГКНС: летом 1995 года в Харькове за сутки выпало более месячной нормы осадков, ГКНС была затоплена вместе со всеми насосами и оборудованием, что фактически парализовало канализационную систему полуторамиллионного города. Пришлось отключить город от водоснабжения, организовывать подвоз воды машинами, запрашивать помощь у других стран. В Харькове произошла техногенная катастрофа в разгар лета, могла вспыхнуть эпидемия.
Оказалось, при проектировании такого типа канализации не была учтена возможность подобного затопления и никаких способов предотвращения и ликвидации аварии предусмотрено не было.
Поэтому наш мего-проект канализации с ГКНС отменили.
И забросили.
Пройденные участки выработок затопило, на оси недостроенного туннеля стояли заброшенные стволы с копрами.
Строительство ГКНС даже не начиналось.
Пациент скорее жив, чем мертв
В 2012 году проект внезапно реанимировали и буквально за пару лет объект был закончен и подготовлен к пуску. Однако первоначальный проект был очень сильно изменен.
Полностью закончен и сдан участок туннеля между стволами 1 и 2. Проходческие работы здесь были выполнены еще в начале 90-х, однако после прекращения финансирования и заморозки строительства этот участок затопило грунтовыми водами.
Воду откачали, туннель почистили, дополнительно укрепили бетоном и вставили него пластиковые кольца.
После ствола №2 все изменили: вместо туннельного коллектора проложили параллельные трубы диаметром 1200 мм траншейным способом, которые проложили до очистных сооружений. Общая идея проекта была выполнена гораздо более дешевым способом. Отпала необходимость возводить эпическую ГКНС и вести дорогостоящие туннелепроходческие работы.
Вот схемка. Все нарисовано чисто чтобы был понятен принцип, никакие расстояния, масштабы и прочая лабуда не соблюдены.
Оранжевая линия - действующий старый магистральный КК.
Красные линии - построенные участки нашего ГКК.
Серый пунктир - не построенные участки нашего ГКК.
Кружки с цифрами - стволы.
Фиолетовая линия - трубы 1200-мм напорного трубопровода, проложенные в 2013-2014.
Коричневый прямоугольник - очистные сооружения.
От ствола №1 до очистных сооружений примерно 10км.
Год назад он выглядел примерно так (фотка не оттуда, у меня нет его фоток в том виде, так что в интернетах взял наиболее похожую фотку с
аналогичного объекта):
Теперь с кольцами из стеклопластика он выглядит так:
Стеклопластик нужен для защиты бетона от агрессивной среды сточных вод.
Если бы я знал, что работа идет такими ударными темпами, то слазил бы раньше и снял процесс монтажа этих колец.
Следы говна на полу говорят о том, что коллектор уже запускали. Видимо, испытывали. Мы побывали в нем как раз перед его сдачей в эксплуатацию.
Ну что, давайте прогуляемся.
В темную вонючую даль
Мы в стволе №1, глядим в туннель, идущий к сбойке с действующем КК (смотрим схемку). Снимать сам ствол было сложно, так как сверху лилась талая вода после недавнего снегопада. Ствол как ствол, выкрашен в зеленый цвет и с новеньким людским ходком. Если посмотреть наверх, то высокооо...
В этом месте сделана сбойка с действующим КК. Вот это течет в море, а после окончательного пуска нашего коллектора начнет течь на очистные сооружения.
Попробуем заглянуть. Фу, кака.
Кстати, этот действующий КК гейтуется с катакомбами.
Вот такая маркировка на пластиковых секциях. 2013 год выпуска и говняшки крупным планом:
По ходу туннеля построили несколько новеньких вентиляционно-смотровых стволов. Вот один из них.
Самое дно. Зумпф с говном.
Самый верх. Не знаю, для чего эти отверстия люков в каждой площадке, для каких-нибудь грузов, наверное. По ним можно прикинуть глубину.
Пластиковые скоб-трапы коррозии не боятся. Ржавые лестницы и ходки одна из наибольших опасностей под землей, так что пластик рулит.
Куда ты, канализация, меня привела...
Шли мы так, шли, и пришли...
На КНС. Прямо в бассейн-говноприемник. Но говна еще не было (иначе мы бы в нем утонули нахрен), хотя оно было, но совсем чуть-чуть. Станция не работала, но над нами тусовались монтеры. Налаживали оборудование перед готовящимся пуском станции.
Вылезти из бассейна и побродить по КНС очень хотелось, но если бы нас спалили... Монтеры бы охренели от того, что какие-то чуваки пришли к ним по канализации. Скорее всего, они бы вызвали Кого Следует и нам бы пришлось общаться с компетентными и не очень органами. Канализация и особенно насосные станции являются стратегическими объектами, работники водоканала даже всякие NDA подписывают.
Еще было стремно пролазить под шибер. Если бы какой-то монтер прямо над нами нажал бы кнопочку, было бы кровь кишки распидорасило.
Я вообще не ожидал увидеть тут КНС, я даже не ожидал, что коллектор вообще достроен. Думал, увижу все тот же старый добрый советский бетон, ржавчину и журчание грунтовых вод.
Короче, кое-как мы дошли до ствола №2.
Так сей шедевр инженерной мысли выглядел всего лишь год назад. Внизу все было затоплено, включая часть туннеля, по которому мы идем.
А вот теперь так. Все достроено, новый людской ходок, сверху ствол накрыт и в нем даже строительные леса еще стоят. На фотке как раз те самые трубы, в которые переходит туннель. Трубы прокладывались в траншеях, а коллектор на глубине, так что трубы идут по стволу вертикально вверх, затем через вот такое колено уходят в стену поближе к поверхности. КНС нужна для создания в них напора.
У внимательного читателя сразу возникнет вопрос: это участок между стволами 1 и 2, а на схеме есть еще стволы 3 и 4, а там что?
Там затоплено. И под стволом №3, и под стволом №4 последние несколько ходков под водой. Над стволом №4 все еще стоит шахтный копер, на территории стоят вагонетки и все еще есть охрана. Но теперь очевидно, что реанимировать эту часть объекта не будут.
UPD: на КНС мы потом таки побывали:
отчетик о КНС.
Пост переехал в новый блог:
https://snarkfog.com/kuda-privodyat-tunneli/