Железнодорожные мастерские барона Унгерн-Штернберга (они же завод им. Январского восстания, они же завод Краян) являются, пожалуй, самым красивым образцом промарха в Одессе, но их судьба довольно печальна. Они разрушаются на глазах. В буквальном смысле.
Здесь я не буду описывать все сооружения комплекса, ибо их там великое множество (пакгаузы, литейные цеха, кузнечные цеха и т.д.), я просто дам в конце ссылку на сайт, где много отличных фотографий. А тут я выложил фотки с недавнего посещения самого красивого здания - большого паровозного цеха.
Вот так большой паровозный цех выглядел лет 100-130 тому назад.
А во так он выглядит сегодня...
История завода "Краян"
Во второй половине XIX на юге Российской империи активно развивалась железнодорожная сеть. Естественно, требовались промышленные мощности для ее обслуживания.
В 1863 году выдающийся строитель железных дорог в Российской империи барон Карл Карлович Унгерн-Штернберг основывает в Одессе Главные железнодорожные мастерские для ремонта подвижного состава.
Впрочем, монументальные здания появились здесь уже после смерти барона в 1872 году.
В 1883 году были возведены большой паровозный цех, кузнечный цех и ряд других объектов. Авторы проекта - архитектор А. Д. Тодоров и инженер А. П. Бородин.
В январе 1918 года в Одессе вспыхнуло просоветское восстание (т.н.
"Одесская республика"), рабочие многих одесских заводов, в т.ч. и ж/д мастерских, были его участниками. Поэтому в 1923 году советская власть переименовывает Главные железнодорожные мастерские в Январские железнодолжные мастерские в честь 5-ти летней годовщины восстания.
В 1930 году профиль предприятия меняется: вместо ремонта железнодорожного подвижного состава оно переходит к производству подъемных кранов. Название также корректируется: теперь предприятие называется краностроительный завод имени Январского восстания (народное название - "Январка").
1 мая 1931 года завод презентует свою первую продукцию: паровой кран ПК-1 на рельсовом ходу, грузоподъемностью 10 тонн. Эта машина стала пионером советского краностроения.
За период с 1931 по 1941 год завод наладил выпуск 20-ти, 30-ти, 45-ти тонных кранов и другой техники.
В 1941, начиная с первых днех обороны Одессы, завод работал на нужды фронта. Несмотря на то, что в июле большая часть оборудования была эвакуирована эшелонами на Кировский машиностроительный завод, на Январке наладили выпуск 50-мм и 82-мм минометов, пехотных лопат, противотанковых "ежей". Здесь же ремонтировали подбитые танки и выпускали знаменитые одесские танки
НИ ("На испуг") и даже изготовили бронепоезд.
В ходе войны завод серьезно пострадал, часть зданий была уничтожена бомбовыми ударами, но уже в январе 1945 году, менее чем через год после освобождения Одессы, завод дал первую продукцию - семь 3-х тонных кранов К-31.
Весь послевоенный период завод внедрял новые технологии, налаживал выпуск 40-тонных, 63-тонных, 100-тонных кранов, обрастал новыми корпусами и цехами. Предприятие являлось одним крупнейших заводов тяжелого краностроения в Советском Союзе.
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Наступили 90-е...
Как и многие другие предприятия Украины (и всех других бывших советских республик), завод пал жертвой разрыва экономических связей, кризиса и дележа собственности. В начале 90-х он еще работал, преобразованный в ОАО холдинговая компания "Краян", продолжая выпуск кранов на пневмоколесном ходу и занимаясь ремонтом ранее выпущенных машин. В 1993-1994 годах на заводе работало около 5000 человек.
Начиная с 2000-х годов завод не производит ничего.
Формально завод существует и сейчас, его админкорпус работает, но производственные цеха превращаются в руины.
Большой паровозный цех, самое красивое здание в комплексе завода, в 2011 году стало жертвой пожара.
До пожаров
Так цех выглядел примерно в 2008-2009 годах (фото
Евгения Латы).
Первые пожары
Так цех выглядел в апреле 2011 года после первого пожара:
Очередной
пожар в октябре 2011 года.
Руины
Теперь здание стоит без крыши и постепенно разрушается.
Чугунные винтовые лестницы, ведущие в комнаты на верхних этажах, сохранились. Всего лестниц 4.
Поднимемся наверх.
По каждой из четырех лестниц можно попасть в одну из четырех комнат с круглыми окнами.
Взглянуть на цех с высоты.
И посмотреть в окна.
В каждой из четырех комнат с круглым окном был куполообразный кирпичный потолок. Но в одной из комнат его разобрали в советские времена (вероятно в 30-е), а сверху надстроили башенку наблюдательного поста ПВО. Поднимемся в нее.
Вид с башенки ПВО. Пришлось пригибаться, ибо внизу шарится много народу и нас могли бы спалить. Сейчас идут активные работы по демонтажу корпусов завода.
В марте 2015 года часть бывшего кузнечного цеха рухнула прямо на ж/д пути перед едущим поездом. Машинист затормозил, но все же наехал на обломки. Локомотив получил повреждения. Поэтому весной начались активные работы по демонтажу объектов Январки.
Так что на территории завода сейчас шарится много народу, много чопов (нигде еще в моем опыте инфильтрации я не слышал столько фраз "кто вы такие", "что вы тут делаете", "кто вас сюда пустил", "как вы попали на территорию" за одну вылазку). На фото экскаватор как раз крушит какой-то очередной цех, а также видны руины другого цеха вдоль ж/д.
Скелет крыши. Из-за пожара некоторые балки крыши деформались под действием температуры.
Вид на новое заводуправление (новое - значит советское, послевоенное).
В одной из комнат стоит старый стол.
Конечно, самая крутая часть цеха - это ажурные металлические фермы, поддерживающие каркас крыши. На каждой ферме есть специальное "плечо", на которое опирались направляющие для кран-балки.
Эта инженерная конструкция стоит уже 130 лет.
Пока что идет демонтаж корпусов, построенных из ракушняка - известного одесского стройматериала. Такие здания всегда быстрее ветшают и являются более аварийными из-за особенностей камня. Построенные же из красного кирпича большой паровозный цех и другие дореволюционные корпуса находятся в гораздо более хорошем состоянии, чем многие постройки советских времен на территории завода. Хотя этот цех включен в реестр памятников наследия истории и архитектуры и формально находится под защитой государства, он постепенно разрушается и Одесса может потерять одно из самых красивых и исторических своих зданий. К тому же неизвестен точный размах работ по демонтажу Январки - дойдет ли очередь до паровозного цеха или нет...
Исторические фотографии
На закуску - несколько исторических фотографий цеха.
Лето 1941 года. Ремонт танков
Т-26 и
БТ-5 в большом паровозном цеху.
Ремонт танка БТ-5. На заднем плане видны те самые винтовые лестницы.
На переднем плане танк серии БТ, на заднем Т-26. Видна и винтовая лестница.
И пару фоток других объектов, сделанных на телефон. Светить фотиком перед чопами было не комильфо:)
Пакгауз 1900 года постройки.
Механический цех постройки 1950-х годов. На крыше видна башенка наблюдательного поста ПВО.
Если кого-то заинтересовала история железнодорожных мастерских->Январки->Краяна, по этой ссылке найдете подробную историю и множество фотографий:
https://all.archodessa.com/all/krayan-big-locomotive-workshop/Часть фотографий я взял оттуда.
UPD: большой паровозный цех режут на металл:
https://snarkfog.livejournal.com/17203.html Пост переехал в новый блог:
https://snarkfog.com/ruiny-zavoda-krayan/