ВелоТурция: 2.05. Лосий день (или «Нормальные герои всегда идут в обход»)

May 25, 2010 17:13



Километраж: 128 км

Набор высоты: 1600 м


Чтоб вы и не сомневались: каждый новый день в Турции начинался для меня с восходом с турецкого протяжно-переливистого «Господу помооооолимся!». Но я это заподозрила только с сегодняшним подъемом. В подтверждение тому, что-таки пора вставать, тут же прогрохотала электричка, и сработал будильник у Скифа. Так начался самый длительный день нашего путешествия. Но мы об этом еще даже не подозревали.

За окном, съедая остатки облаков между гор, расползался солнечный день. И, хоть надо было поторопиться со сборами, я не смогла отказать себе в удовольствии постоять на огромном балконе и полюбоваться видами.





Мы быстро проглотили завтрак, причитающийся нам по праву поселения в этом отеле, и взяли курс на с. Белемендик, с которого и идет дорога к Киликийским воротам. На часах было 7:30 утра.



Киликийские ворота (тур. Külek Bogazi) - узкий проход, который тысячи лет был единственным путем через Тавр, соединяющим Анатолийское плоскогорье с приморской низменностью Чукурова. Сейчас автомагистраль к побережью проходит в другом месте. Еще в античные времена про Киликийские Ворота было сказано так: «Это узкий проход длиной в 20 стадий (около 3,5 км), замкнутый по обеим сторонам высокими и крутыми горами. С той и с другой стороны с гор к дороге спускается стена, и на ее стыке построены ворота». И еще, из описаний походов А. Македонского: «Дорога была узкой, едва давала возможность идти по ней только четырем воинам в ряд; гора нависала над дорогой, не только узкой, но и обрывистой, а также часто пересекаемой потоками, текущими с гор».

Планировалось, что мы пройдем по ущелью, и оттуда сразу возьмем курс на Тарсус. Ориентировочно, маршрут сегодняшнего дня должен был составить 70 км - точно посчитать было трудно, потому как по карте было непонятно, где именно выход на асфальт из ущелья.

Как только мы съехали на дорогу, ведущую к Белемендику, стало наростать ощущение, что мы в раю для велопутешественников. Асфальт с легким уклоном вел нас вниз, вдоль горной речушки. Машин практически не было, и мы ехали, как хотели. Вокруг, нежно обнятые розовым утром, благоухали хвойные деревья и возвышались еще заснеженные пики горных вершин.





Дорога показала нам место добычи щебня, и плавно стала превращаться в мелкокаменистую грунтовку. Дважды вильнув по ней через железнодорожные пути, мы увидели пару домиков. Не останавливаясь, змейка нашего пути сбросила каменистую чешую, обнажив глинистую поверхность с большими лужами…

Через 50 м все стали. Прочно. Колеса, намотав на себя глину с камнями, перестали проворачиваться, жестко застряв между тормозами, щитками… у кого между чем. Да и наша обувь стала весить на несколько кг больше. Дежавю! Ровно год назад (день в день!) мы точно так же намертво стали в Крыму, на подъеме к Чайному домику. Только тогда нас еще поливало из холодного небесного душа. Отковыряв из всех мыслимых и немыслимых мест глину, и продолжив путь, мы обнаружили, что дальше идет вполне нормальная дорога. И мы вполне могли избежать чистки, если бы пронесли эти 50 м велосипеды на себе. «Знал бы прикуп…», как говорится.



Горы вокруг нас сдвинулись, а снова каменистая дорога продолжала еле заметно бежать вниз. «Это и есть проход Киликийские ворота», - догадались мы.



Словами эту красоту и запахи, свежесть воздуха передать сложно. На каждом повороте непременно хотелось стать и фотографировать, смотреть, наслаждаться этим «здесь и сейчас».

Наш вчерашний скептик, успел уже 10 раз взять свои слова обратно: Киликийские ворота стоят того, чтобы ехать в Турцию.

Постепенно речка убежала вниз, и теперь дорога шла над обрывом, местами прячась в нависающие над ней скалы. Иногда встречались оползни, которые приходилось переходить пешком. А иногда, глядя на изгиб пути перед собой, казалось, что там дорога обвалилась, что проход возможен только прилипая спиной к скальной стене над бездной. На поверку, оказывалось, что это все оптический обман.











За каменной аркой, действительно напоминающей ворота, начался подъем. Сначала медленный, позволяющий ехать в седле. Но вскоре мы уже поднимались, упираясь в руль зубами. Впрочем, пейзажи все равно продолжали радовать. Кроме того, местами проступили остатки давней римской дороги - чуть выше той, по которой мы шли сейчас.





Где-то через 1 км такой «пихачки» нам встретились пешие туристы налегке, что могло означать только то, что скоро подъем закончится и мы выйдем из ущелья.



На привале у водопада мы провели легкую гидротерапию, направленную на удаление потового покрытия с легкодоступных участков тела. Впрочем, Джан провел ее и на прочих участках: попросту говоря, искупался. Причем, вместе со своим белым конем, дабы отчистить его от киликийских целебных грязей. И стал аки прЫнц. :)

Вдохновленный Киликийскими воротами, Леха вспомнил про Германский мост невиданной красы, который упоминал вчера вечером. Германский мост в маршруте запланирован не был, да и где он находился - тоже точно было неведомо. «Где-то возле с. Буцак», - такими были координаты, наиболее точно описывающие местоположение этого «моста мостов». «Я, если увижу Германский мост, - заискивал Леха, - готов все оставшееся время маршрута ехать замыкающим!». И, поскольку не все сходу поняли, что никакой Германский мост изначально в маршруте не планировался, мы взяли курс на него.

Уже можно было ехать верхом на веле, хоть дорога теперь напоминала качели: «вверх-вниз», то и дело уходила в пляс поворотами на безлесой вершине горы.

В первом же селе Кушджулар начали расспрашивать про мост. Но селянин нас не понял, а название моста на турецком нам было неведомо. Тут Леха ткнул пальцем в уходящую на развилке дорогу через гору, сообщив, что Германский мост где-то там. Но, согласно Лехиному GPS, эта дорога через гору упиралась в тупик уже в следующем селении. Так что, увлекаемые красивым асфальтовым спуском, через мгновение мы уже неслись навстречу Лешиной мечте по второму пути.
В поселке Эминлик, мы скупались перекусом и колой (Черепаха назвал ее «бензинчиком» - она неплохой энергетик в велопоездках). У местных жителей, вооружившись картой, спросили куда ехать и далеко ли. Тут народ оказался более продвинутым: чтобы понять, что за "bridge" нам нужен, вооружились айфоном. Чудо прогресса подсказало им, что мы ищем "köprü", а нам - кодовое слово, которое надо спрашивать у турков, чтобы найти мост.

Нам показали два возможных пути. Один требовал от нас подняться по спуску, по которому мы только что спускались со свистом в ушах, и искать дорогу через холмы. У Лехи в GPS этот вариант был показан, как тупиковый, да и ползти вверх не сильно-то хотелось. Расспросив про второй вариант пути через с. Буцак, мы узнали, что этим путем до моста всего-то 5 км.
В селении Чокак спуск закончился, и дорога пошла вдоль горы. Обычно такие дороги славятся тем, что постоянно идут то вверх, то вниз. Эта была не исключением.

Внизу открылась долина, где цвели цветы и дозревала пшеница. Это было так необычно: ведь только начало мая!



На очередном подъеме у Скифа лопнула еще одна спица. Сняв ее, дальше он ехал с «восьмеркой» на заднем колесе и, соответственно, без заднего тормоза.



Тем временем, из обещанных пяти километров мы проехали уже с десяток, а мостом и не пахло. Я не унывала, потому что природа, солнышко, виды - очень радовали. На одной из обочин обнаружила небольшой кактус. Обрадовалась ему, как родному: кактусы-то в дикой природе я еще не видела! Впрочем, вскоре можно было уже лицезреть эти растения размером с небольшую яблоню: они ласково прижимались друг к другу, создавая собой настоящие непроходимые заборы.



Добравшись, наконец, в Бучак, где была железнодорожная станция (хороший знак, ведь мост-то тоже железнодорожный!) мы были сориентированы, что чудо германского мостостроения находится всего через пару холмов по дороге, еще в двух километрах. Через тройку холмов и 4 км мостом и не пахло. Мы все никак не могли сосчитать, какая же длина одного турецкого километра в системе Си.

Тут Джан сказал, что не очень-то и хотелось смотреть на этот мост: дальше он не едет. Если кому охота гоняться за призрачным сооружением, то он не против: будет ждать всех на этом месте.  Женя уже давно неоднократно высказывал свои соображения по поводу моста и идеи его увидеть. Но то ли Алексей так вдохновенно расписывал его невиданные красоты, то ли Женю манил затяжной подъем-«серпантин», который открылся нашему взору, но он продолжил путь.

Действительно, обидно было бы стать посреди пути, уже столько проехав в поисках чуда, особенно если до него всего «ничего» осталось. Наверное «ничего»…

А дорога ожила. Автобусы и бусики, мотоциклы и скутеры то и дело сновали вверх-вниз. Разумеется, по-прежнему нас всячески приветствовали клаксонами, прилипшими к окнам носами и криками. Одна машина даже остановилась. И в ней оказался русскоговорящий турок. Возвращались они с товарищами как раз с моста. Нам пообещали, что до него еще 15 км, преимущественно вверх…

Этот факт заставил задуматься. Впрочем, настоящей длины турецкого километра мы так и не подсчитали, так что просто продолжили подъем.

Долго ли коротко ли (а если быть точной, то через 4 км), однажды даже срезав подъемы по рельсам, но мы добрались до моста.

Мост, конечно, впечатлил. И пропасть под ним.





Но, надо сказать, что ни мост, ни пропасть не впечатляют так, как те 29 км, которые мы вкрутили до него в сторону от изначально запланированного пути! Леха же признался, что боится показывать трек: у нас было как минимум 2 дороги, по которым до моста мы могли проехать всего лишь 6 км, преимущественно вниз. И на одну из этих дорог нам указывал, как на тупиковую, в Кушджуларе он сам. В результате мы дали некислый крюк. А Германский мост стал вторым нарицательным названием, страшнее Пендоса. «Я вам покажу Германский мост!» - говорил потом Леха, пытаясь нас устрашить. :)



Тем не менее, все артефакты, запланированные и незапланированные на сегодняшний день, были запечатлены памятью и фотоаппаратами, и путь наш теперь лежал к ужину и постели. Вот только мы не догадывались, что длина этого пути - еще 60 км.

Солнце медленно ползло к горизонту, и нас уже давно сопровождал оркестр наших желудков, в котором каждый отдельно взятый был достоин солировать. Горка на подъезде к Дураку (так звалось очередное селение) добила окончательно: без еды ехать дальше нет сил. Потому, поднявшись, пошли пастись в местной лавке. И давать очередное представление для дураков… не, наверное, все же дурачан,  «обнося» ближайшую же белую шелковицу, растущую посреди улицы.
Начало темнеть.





На выезде с сельских троп на трассу к Тарсусу без света ехать было уже нельзя. Перед нами стелилось ровное полотно платного автобана, а в полукилометре извивалась и подпрыгивала бесплатная дорога в город. Я-то знала, что на автобан верхом на велосипедах нельзя. Но разве можно уговорить вкатывать лишние километры и «брать» горки на бесплатной трассе семь голодных и уставших человек? - «Козьими» тропами спустились к обочине платной дороги.

Понятно, что как мы ни жались к краю, но было сложно не заметить красно-оранжево-белую змейку, крадущуюся по обочине со скоростью 30 км/ч. И если первая патрульная машина нас пропустила, лишь весело просигналив приветствие, то вторая остановилась. Правда, к тому времени мы уже успели проехать по автобану около 20 км.

«Приплыли», - подумала я вслух, - «штраф, а то и каземат!». «Зато вопрос с ночевкой и проездом в Тарсус будет на сегодня закрыт», - съязвили мне в ответ друзья.

Полицейские на английском коротко объяснили, что с «бисеклетами» на автобане нельзя, и мы должны покинуть дорогу. Черепаха, взяв на себя функции парламентера, всячески олицетворяя законопослушность и наивность группы, сказал, что, мол, мы случайно попали на эту трассу, и вот уже который километр пытаемся найти съезд. Блюстители порядка заверили, что скоро будет съезд в Тарсус и умчались вдаль.

«Фуххх, пронесло!» - мелькнуло в голове. Впрочем, партрульная машина мониторила наше продвижение на обещанном съезде. И только когда мы приняли правильный поворот, полиция поехала вперед. Вскоре перед нами появились огни пропускного пункта на выезде с платной трассы. Тут и остановились полицейские, чтобы подождать нас.

«Что делать?» - промелькнуло в рядах. «А может… может в кусты - и пробираться огородами?». Я представила изумление патрульной службы и работников автобана, ежели бы они узрели, как мы с велосипедами, аки лоси, ломимся в черную даль сквозь колючки и дренажные канавы. А потому предложила уже не дергаться, а ехать прямо к пропускному пункту.

Надо сказать, что никто нас обижать там и не собирался: поприветствовали, пропустили, да еще и рассказали, как лучше в город добраться. А до черты города оставалось всего-то 2 км.

«Ужин!» «Отдых!» «Ночлег!» - мы неслись, как на крыльях, в город наших мечтаний, древний Тарс.

Ждать, пока Леха, Черепаха и Скиф разведают ситуацию с ночевкой в гостинице, которая значилась в Лехином GPS, мы решили возле ближайшего супермаркета. Вскоре разведка доложила: это не гостиница, а общага для учителей.

Мы стояли посреди улицы, уставшие и растерянные, а вокруг нас роились любопытные жители города. По принципу «язык до Киева доведет»,  стали выведывать адреса-пароли-явки других заведений для ночлега.

И нам повезло: мужчина со взрослой дочерью, подъехавшие скупиться сюда на машине, взялись нам помочь найти пристанище. Тут же была прозвонена единственная, как утверждали местные жители, гостиница в Тарсусе. Оказалось, там мест нет. Но наши ангелы-хранители не унимались: взяв «на хвост» машины Черепаху с Алексеем, поехали «по точкам». Остальная часть группы осталась подождать новостей у супермаркета, поглощая купленные в нем продукты.

Как оказалось, после мирового экономического кризиса, в Тарсусе из 8 гостиниц осталось всего 3. Одна, как мы уже успели узнать, была полна под завязку. Во второй запросили за ночевку по 50 баксов с носа, что не сильно вписывалось в наш бюджет. А третья и стала нашим пристанищем на ближайшую ночь.

Машина с нашими добродетелями и Черепахой с Алексеем вернулась за оставшимися. Мы за ней, как велогоны за техничкой, поехали по улицам города, утопающего в зелени пальм.

Всячески жалели, что не взяли с собой никаких украинских сувениров на раздачу - было бы так кстати поблагодарить тех, которые из альтруистических побуждений, так здорово помогли нам. Впрочем, сориентировавшись, у Эпикура мы изъяли с руля велосипеда украинский флажок, и по совету Черепахи, написали электронный адрес нашего сайта со словами благодарности на украинских 2 гривнах - такой сувенир мы и вручили турку с дочкой после совместной фотосессии.



Когда селились в отель, на часах протикала полночь. Казалось, прошло несколько дней с тех пор, как мы любовались рассветом в горном городишке Позанти и ехали по прекрасному каньону Киликийских ворот. "Порванный день", - так сказал о минувших сутках Черепаха.
В наших номерах еще велись разговоры о посещении кафе, ужине и распитии запрещенного Алексеем спиртного (в отместку за Германский мост). Я же, приняв душ и приняв горизонтальное положение на чистых, но дырявых простынях отеля, поняла, что никакая сила не заставит меня встать отсюда до утра.
Previous post Next post
Up