Километраж: 30 км
Набор высоты: 280 м
Выйдя утром на балкон, я увидала, как, мирно болтая, из волн морских выходят, уже наплававшиеся, Скиф и Эпикур. «Хм, а это мысль», - подумала я, уже практически на ходу натягивая купальник.
Бывают минуты, в которые чувствуешь полную гармонию с собой и миром: нежась в искрящихся водах, вдали от берега я подумала, что так можно плавать вечно. Торопиться особо было некуда - до города Силифке, откуда мы планировали уехать ночным автобусом в Стамбул, оставалось всего-то около 20 км. Тем более что, скорее всего, это было последнее купание в Средиземном море за эту поездку.
Вокруг Силифке находится очень много интересных мест и древних памятников. Но осмотр всех их нам не грозил, ибо они были разбросаны в радиусе до 50 км от города и в разных направлениях. Однако хотелось посмотреть максимум возможного.
Леха, изучив еще раз подаренную хозяином нашего отеля в Кызкалези брошюрку, заявил, что мы едем искать какое-то древнее панно из мозаики. О том, где оно находилось, было известно, что это место где-то в районе соседнего селения Нарлыкую, внутри древних римских бань. Алексей так увлеченно рассказывал о панно, убеждая в необходимости просмотра этого древнейшего произведения искусства, что все тут же незамедлительно испугались: воспоминания о Германском мосте были еще очень свежи.
Тем не менее, спешить собираться чтобы везде успеть почти никто не стал: мы неторопливо проследовали в ресторанчик с домашней кухней, что находился через дорогу от нашего отеля. Только Черепаха остался собираться: но он известный любитель рано встать, быстро покушать, быстро собраться и еще быстрее - крутить педали. И он наивно полагал, что остальные тоже сегодня поторопятся.
Свежеприготовленный специально для нас завтрак был волшебен: все-таки я без ума от турецких оливок домашнего приготовления! А пока еда готовилась, я читала упомянутую ранее англоязычную брошюрку о достопримечательностях окрестностей Силифке. В частности, пыталась выяснить, где же именно расположены эти римские бани с неземной красоты панно «Три грации». О поселке Нарлыкую, окромя того, что там есть это чудо искусства, писали, что ежели искупаться в водах моря именно там - то можно после купания не принимать пресный душ. А поскольку Средиземное море заметно солонее Черного, меня заинтересовал сей факт: «Интересно, в чем штука - оно что там, особо целебное? А может, соль сама отпадает потом, ломтями? ;) » - подумала я.
Римские бани мы обнаружили, едва въехав в Нарлыкую. Это заставило нас разочароваться с Алексее: «И это все? Так просто? А как же на счет попетлять, поискать, сделать крюк?». Местный турок, едва завидев нас, стал зазывать посмотреть «Уч Гюзеллер» напротив его ресторана (именно там находилось небольшое строение бани с красавицами) и заодно покушать рыбы. И делал это на русском языке, едва узнал, что мы украинцы. Оба предложения были заманчивы, но завтрак, мирно булькающий в животе, пообещал, что устроит революцию, ежели его дополнить рыбой. Потому ограничились просмотром трех голых женщин, кои демонстрировали с панно свои прелести вот уже около двух тысячелетий.
Баня оказалась очень компактной. Тщетно я пыталась найти чудо-изображение на его стенах. Его там не было. Оказалось, что панно покоится на дне пустующего ныне бассейна, относящегося к бане.
После осмотра бани турок не унимался: все тянул нас в сторону своего ресторана. На наше уверение в том, что мы не голодны, он махнул рукой: «Да не надо кушать, вы на залив посмотрите! Тут вода пресная».
Мы пробрались мимо столиков уютного ресторанчика к заливу. Зачерпнув воду из моря и попробовав ее на вкус, я убедилась: вода действительно практически пресная. Таковой ее делало большое количество подземных ключей, на которых были построены бани хитрыми римлянами.
Выезжая из Нарлыкую на набережную трассу, я все-таки остановилась и сфотографировала один из турецких светофорчиков, которые работают от солнечных батарей. Там, где у нас стоят знаки объезда препятствия, у турков стоят такие мигающие желтым цветом светофоры.
Следующей остановкой значился автовокзал в Силифке. Не забывая вертеть головой по сторонам, рассматривая интересности, мы взяли курс туда. Но через 13 км пришлось сделать вынужденный привал. Всему виной была клубника. Она продавалась через каждые 200 м: ее вид и аромат деморализовал наш боевой настрой, дальше ехать не было сил. Говорят, лучший способ избежать соблазна - это поддаться ему. Проверив на себе, подтверждаю: так и есть! - Съеденные xbike’ом 2 корзинки клубники прямо на месте покупки, позволили с легкой душой докатить до автовокзала.
Силифке еще с издали увлек нас своей крепостью. Сам город раскинулся вокруг высокого холма, на котором одиноким перстом возвышались древние развалины.
Но все же сначала - на отогар, то есть автовокзал, за билетами.
Конкуренция - страшная сила, доложу я вам. Практически все автокомпании, представленные на силифкийском автовокзале, ежедневно совершали рейсы в Стамбул. Потому Черепаха, максимально сбив цены, пришел сообщить нам о двух наиболее подходящих рейсах и их цене. Билеты на более ранний автобус были дешевле, но тогда мы совсем не успевали посмотреть город. Уже собрались было покупать билеты на более поздний и более дорогой рейс, как к нам подбежал представитель компании, осуществляющей этот рейс, и предложил поехать с ними еще дешевле. В результате у нас на руках оказались билеты в Стамбул за те же 40 лир, за которые мы ехали в Гёреме из Стамбула. Только расстояние до пункта назначения теперь было на 250 км длиннее - не 750 км, а 1000.
Лезть в гору с вещами не хотелось, потому следующим вопросом стали камеры хранения. Как выяснилось, тут они отсутствуют, как класс. И представители компании-автоперевозчика, у которой мы приобрели билеты в Стамбул, предложили оставить вещи в зале ожидания, прямо напротив их окошка: дескать, они присмотрят. Мы посмеялись, конечно. Однако, смех-смехом, а нам светило попотеть при подъеме на гору с крепостью. Тогда было принято решение все-таки оставить рюкзаки перед офисом автокомпании, но все их сцепить между собой велозамками: так, чтобы если кто захотел бы просто взять рюкзак и дать дёру - то не получилось бы, а копаться в наших вещах уже работники компании-перевозчика не дали. Кроме того, в рюкзаках ничего, кроме тряпок, не оставалось.
Турки с удивлением наблюдали, как мы соединяем рюкзаки: «Это вовсе необязательно, все будет ок!». Они же не знают русскую поговорку «Доверяй, но проверяй!».
Движение на дороге оказалось довольно активное, как для городка такого размера. Впрочем, может, мне так показалось из-за того, что мы сделали привал на одной из центральных улиц города с целью размена денег. Пока народ бегал по банкам, по улицам проносились машины с демонстрантами: Турцию все еще сотрясало от празднования первомайских праздников - первого празднования за последние 30 лет.
По дороге к Силифкийской крепости мы видели развалины храма бога Юпитера, на одной из колонн которого свили гнездо аисты.
Подъем на крепостной холм на легких велосипедах закончился быстрее, чем я ожидала и настраивалась. Каждый новый метр высоты открывал взору все более чудесные виды на долину. Конечно же, самые невероятные панорамы стали видны уже с крепостных стен.
По словам Алексея, времени на поиск и посещение подземной церкви св. Феклы в Силифке не оставалось, потому мы позволили себе неторопливо погулять по руинам крепости.
Назад, к автовокзалу, нас увлекали новые пути, показывая, как живут люди в разных районах города, какие тут есть парки и базары.
Наш поход с каждым километром приближался к завершению - так же, как наши велосипеды приближали нас к автовокзалу. Завтра, как послесловие, как прощальный поцелуй Турции, нас ждет Стамбул. А сегодня маршрутная часть разменивала последние метры.
На автовокзале, в ожидании рейса, мы ужинали в местном кафе. Каждый из нас уже не только успел выучить основные названия блюд турецкой кухни, но и умел выбрать что именно хочется кушать в данный момент.
Скованные одной цепью, вещи ждали нас там, где мы их оставили. А Леха, подходив к ним перед ужином, умудрился еще и забыть на лавочке свой кошелек. Кошелек, конечно, расстроился - мало того, что хозяин его бросил, где попало, так еще и ни один турок им, кошельком, не заинтересовался. Так он печально и лежал себе на самом видном месте зала ожиданий, пока Алексей не попробовал расплатиться за ужин, обнаружив пропажу. Стоит ли писать, что наши баулы едва ли вызвали больший фурор у турков, чем Лехин кошелек?
Подача автобуса почему-то задерживалась. Когда его-таки подали, то, видимо, пытаясь уложиться в расписание, экипаж автобуса грузил багаж очень быстро. Нашим велосипедам тоже досталось: их попытались погрузить штабелями друг на друга. Разбалованные бережным отношением к нашим байкам в течение предыдущих двух автобусных переездов и немного взвинченные получасовым опозданием рейса, мы возмутились. И заставили перепаковать велосипеды так, чтобы у них были все шансы остаться целыми.
К награду нам досталась уже традиционная «галерка» автобуса: все задние места. Стюард был довольно неприветлив - может из-за небольшого конфликта при погрузке велосипедов.
Но вскоре все раздражение как рукой сняло: из окон открылись невероятнейше красивые пейзажи. Дорога мчалась через перевал вниз изумительной красоты каньона. А вокруг росли огромные величественные стены гор. Отлипли от стекол мы только тогда, когда все это великолепие стало тонуть в быстро опускающейся тьме ночи.
Сон быстро сковал веки, как только заботливый стюард выключил свет в салоне и запустил вечерний кинозал в виде нескончаемого потока серий турецкого «мыла».
Где-то посреди Турции и среди ночи всех пассажиров разбудили и выставили на улицу вон. Этим местом посреди Турции оказался город Конья, в котором наш «шаттл» заправлялся топливом. Поскольку сей процесс слишком интимный, то, мотивируя это техникой безопасности людей обычно просят покинуть салон.
Так мы и гуляли около получаса вокруг того места, на котором нас оставили: изучили сувениры, посетили местную продуктовую лавку. Пассажиры нашего рейса куда-то медленно исчезли с поля зрения. Когда за нашей восьмеркой прибежал стюард, стало ясно куда: из автобуса нас высадили в одном месте, а снова вернуться на его борт мы должны были совершенно с другой платформы. Мне до сих пор неясно, каким образом мы должны были догадаться об этом. Впрочем, о нас не забыли и сбегали забрать - и на том «спасибо».
Дальше в рейсе нас сопровождал уже другой стюард - намного приветливее и участливее предыдущего. И когда в качестве перекуса всем пассажирам он раздал по маленькому батончику «Улькер», то ему было достаточно просто взглянуть на Женю, чтобы понять: срочно необходим еще как минимум один «Улькер», который тот незамедлительно и получил в качестве бонуса за выразительную мимику.
Автобус мирно покачивался, и вскоре Морфей снова начал склонять нас к закрытию глаз…