Существование советского общественного наземного транспорта зиждилось на лозунге «Лучший контролер - совесть пассажира»: привычных контролеров, компостеров или новомодных АСКП не было. Билет пассажир приобретал сам в специальной «кассе», которая висела в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая.
«Касса» имела прозрачный верх, в котором была щель для монет. Таким образом, все окружающие видели, монету какого достоинства опускает в «кассу» пассажир. После оплаты проезда, надо было оторвать («открутить») себе билет. Любой человек мог бы схитрить и опустить не 5 копеек (именно столько стоил проезд), а 2 или 3. Однако скрыть это было практически невозможно. Если уличат - становилось стыдно, к тому же дотошные «соседи» вполне могли сообщить о столь вопиющем факте «куда надо». Поэтому отрывали билетик «по-честному». Зачастую кооперировались: «вы опустите 10, а я вам «пятачок» дам», ведь сдачу «касса» не выдавала.
Как-то я спросил у родителей, что будет если я отмотаю билетов двадцать, поиграть… Мне объяснили, что за них заставят заплатить шофера. Мне ужасно поразила эта вопиющая несправедливость - ведь шофер сидит в кабине и ничего не видит, а ,значит, не должен за меня отвечать!
Особенно обидно было, когда честно кинув пять копеек мелочью, они разлетались на пару "кармашков" в гребне. И бдительная бабуля рядом строго начинала пытать: "Мальчик, ты почему кинут только три копейки?"
Рулон с билетиками находилсся в металлической коробочке с правого бока такой кассы. Коробочку можно было легко открыть и рулон вынуть (часто билетная лента перекашивалась или обрывалась, пассажиры самостоятельно открывали коробочку и поправляли ленту на резиновом ролике). Спереть рулон никому не приходило в голову.
А еще в автобусах были емкости для использованных билетиков. Имели вид плоских баночек диаметром около 20 см. Из коричневого эбонита. Крепились донышком к перегородке у двери.