Уничтоженные захоронения

Dec 11, 2005 12:32

Пришедшим в поминальные дни к могилам усопших с едой и напитками грозил штраф, а то и привлечение к общественным работам на кладбище.
Разрастался город - множились кладбища. Обрастая жилыми кварталами, погосты со временем закрывались, и травой забвения зарастали могилы тех, кто ходил по киевским улицам, любил, рожал детей.
Однако прах самых известных горожан переносили со старых кладбищ на новые. Так, с Аскольдовой могилы на Лукьяновское "переселились" летчики Нестеров и Крутень, профессор медицины Меринг, композитор Селецкий...
Кладбище, созданное на участке, пожертвованном городу участником войны 1812 года генерал-майором Сергеем Байковым, разделялось на православное, католическое и лютеранское.
В 1841 году на православном его участке была открыта деревянная церковь святого Дмитрия Ростовского, которая впоследствии была разобрана. А в 1889 году здесь освятили новую каменную церковь - Вознесенскую, построенную по проекту известного киевского архитектора Николаева. С 1909 года при церкви начала формироваться библиотека, которая поначалу насчитывала 29 томов.
С 1874 по 1909 год (35 лет!) священником на Байковом кладбище служил протоиерей Рябчинский, который оградил новый погост каменным забором, построил каменные ворота с церковью на втором этаже, сохранившиеся по сей день. Он же проложил водопровод, в чем Рябчинскому помогли известные киевляне. Но запомнился священник не столько этим, сколько тем, что в дни поминания умерших запрещал на кладбище приносить еду и напитки, о каковом порядке заранее подавал объявление в газете. Это не было его капризом - поминание на могилах запрещалось канонами православной церкви, о чем сегодня не все знают. Несмотря на заслуги священника, киевляне помнили его недолго. Могила Рябчинского была уничтожена, поскольку понадобилось место для захоронения партийного руководителя.
После революции был брошен лозунг: "Уничтожай старые захоронения - таким образом ты борешься с царизмом, с его слугами". К тому же нужны были места для новых захоронений, и в старые могилы "поселяли" новых усопших. Это в основном относится к главной аллее. Так, известный поэт Павло Тычина поселился в одной "квартире" с богатым киевским купцом Гладынюком, помпезный памятник которому перед этим был снесен на основании того, что могила безнадзорна.
На Лукьяновском кладбище действовал тот же порядок, что и на Байковом.
- Те, кто приходил сюда поминать усопших век назад, знали, как себя вести, - рассказывает начальник отдела научно-методической работы Лукьяновского заповедника Оксана Борисюк. - Нужно зажечь свечу, совершить литию (это слово в буквальном значении означает усиленное моление). Для отправления этого поминального обряда следует пригласить священника, но более краткое действие может совершить и мирянин. По желанию можно прочитать акафист об упокоении усопших. Потом убрать могилу или просто помолчать, вспомнить умершего. Не следует есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могильный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для покойного" - пережиток язычества, лучше отдать еду нищему и обездоленному.
Традиции кладбища на долгие годы были забыты, как и его великие покойники. Из небытия вернула их удивительная женщина Людмила Проценко, смыслом своей жизни сделавшая возвращение Киеву людей, прославивших город. Ее деятельность пытались остановить, отлучив от архивной работы. Но она продолжала свое дело, разыскивая даже за личные средства сведения о захороненных. Десять лет боролась Людмила Проценко за создание заповедника, и вот уже десять лет он существует.
Материал газеты "ФАКТЫ"
http://kievnet.narod.ru/legends/mif_pominki.html
p.s.
Список некоторых уничтоженных захоронений известных киевлян можно посмотреть под линком:
http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/471/44131/
Previous post Next post
Up